СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Луна"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме Луна 5 класс»

План-конспект урока по курсу «Человек и мир» (5 класс)

Тема: «Луна»

Цель: Сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли

Задачи:

Обучающие: углубить знания учащихся об объектах Солнечной системы; сформировать представление о движении Луны вокруг Земли, её размерах и расстоянии до Земли;

Развивающие: продолжить развивать логическое мышление, воображение, фантазию;

Воспитательные:  воспитывать дисциплинированность, познавательный  интерес к предмету.

Тип урока:  комбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедийная установка, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный

Приветствует учащихся,  проверяет их готовность к уроку

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок?

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.


Настраиваются на урок

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания

Предлагает ребятам тест по теме «Движение и вращение Земли». Демонстрирует слайд 2

слайд–презентацию и предлагает выбрать признаки, соответствующие Солнцу и Земле.

  1. Шарообразная форма

  2. Источник света и тепла

  3. Не излучает собственного света и тепла

  4. Планета

  5. Раскалённое небесное тело

  6. Находится в центре Солнечной системы

  7. Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

  8. Наблюдается смена времён года

  9. Звезда

  10. Происходит смена дня и ночи

Слайд 3

Проверяем! Ответы на слайде 4

Солнце

Шарообразная форма

Источник света и тепла

Раскалённое небесное тело

Находится в центре Солнечной системы

Звезда

1, 2, 5, 6, 9


Земля

Шарообразная форма

Не излучает собственного света и тепла

Планета

Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

Наблюдается смена времён года

Происходит смена дня и ночи

1, 3, 4, 7, 8, 10



Выбирают признаки и делают записи в тетради.































Оценивают свою работу




























5 мин



































2 мин.

3.

Актуализация

знаний. Мотивация


Предлагает загадку, определяя    знания, которыми владеют учащиеся  слайд 5

Висит Мандаринка.

Через неделю – половинка.

Через две – долька,

А было столько!


и вопрос «Что вы знаете о Луне?»    





Демонстрирует

слайд–презентацию и предлагает сформулировать тему урока


Впитывают и объясняют, о каком небесном теле говорится в загадке

( о Луне)

Вспоминают, перечисляют и определяют, какие  знания о Луне  им известны

Формулируют название темы урока и записывают в тетради.


3 мин.

4.

Изучение нового материала




















































































































































































































Знакомит учащихся со звездочётом–волшебником, который поможет больше узнать о Луне. Слайд 6

Предлагает закрыть глаза и представить себе космос. Задаёт вопрос: «Какой он?»

Слайд 7-8

Загадка от звездочёта слайд 9-11

Ночь приходит –
Она восходит.
В небе сияет,
Тьму разгоняет.

Луна входит в состав Солнечной системы. А что такое Солнечная система?

Слайд 12









Предлагает учащимся определить на рисунке положение Луны. Слайд 13

В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли.
За это Луну даже прозвали спутником Земли.

Задаёт вопрос.

Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.

Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны

Слайд 14

Предлагает провести опыт: пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.

Предлагает задания: слайд 15

  1. из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, - то есть по форме похожи на Луну.

  2. определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне. Слайд 16

  3. взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце. Слайд 17

Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим?
Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия?
(представьте, что вы уже в скафандрах)
Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,  в звездный космос полети! Слайд 18

Задание: не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте. Слайд 19-23

Приближаемся к Луне! Слайд 24

Внимание, приготовьтесь, прилуняемся! Слайд 25

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны. Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что на Луне нет воздуха, а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след.

Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха. Слайд 26

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Слайд 27

Предлагает дома провести опыт:

Опыт: в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки. Слайд 28

Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Слайд 29-32

Фазы Луны

Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой :
Еще через несколько дней –
вот такой :

Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой:

Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид:

Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид:

Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.



Предлагает задание: определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает. Слайд 33

Закрывают глаза и представляют космическое пространство, отвечают на вопрос.







Ответы учащихся.

Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (8 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.

Определяют положение Луны







Отвечают.

Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.





Демонстрируют движение Луны и Земли









Отвечают (мяч, клубок, апельсин)



Определяют на слайде









Отвечают на поставленные вопросы

















Фантазируют



































Записывают задание в тетрадь









Отвечают на поставленные вопросы.







Слушают, делают записи в тетради













































Определяют


27 мин.

5.











6.

Закрепление









Рефлексия

Предлагает ученикам посмотреть отрывки из мультфильма «Луна»

Слайд 34

Отправляемся домой, на Землю!
До свидания, Луна! Слайд 35

Здравствуй, Земля! Слайд 36

Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!

Смотрят









Высказывают свои мнения

5 мин.









1 мин.

7.

Домашнее задание

А вот вам домашнее задание: §10 и нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники. Слайд 38


Записывают в дневники

1 мин.



Урок разработала Кулько Ирина Валерьевна, учитель физики и информатики

Просмотр содержимого презентации
«Урок по теме луна»

Проверка домашнего задания по теме  «Движение и вращение Земли»

Проверка домашнего задания по теме «Движение и вращение Земли»

Выберите признаки, соответствующие Солнцу и Земле

Выберите признаки, соответствующие Солнцу и Земле

  • Шарообразная форма
  • Источник света и тепла
  • Не излучает собственного света и тепла
  • Планета
  • Раскалённое небесное тело
  • Находится в центре Солнечной системы
  • Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите
  • Наблюдается смена времён года
  • Звезда
  • Происходит смена дня и ночи
Проверяем   Земля Шарообразная форма Не излучает собственного света и тепла Планета Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите Наблюдается смена времён года Происходит смена дня и ночи 1, 3, 4, 7, 8, 10  Солнце Шарообразная форма Источник света и тепла Раскалённое небесное тело Находится в центре Солнечной системы Звезда 1, 2, 5, 6, 9

Проверяем

Земля

Шарообразная форма

Не излучает собственного света и тепла

Планета

Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите

Наблюдается смена времён года

Происходит смена дня и ночи

1, 3, 4, 7, 8, 10

Солнце

Шарообразная форма

Источник света и тепла

Раскалённое небесное тело

Находится в центре Солнечной системы

Звезда

1, 2, 5, 6, 9

Загадка Висит Мандаринка. Через неделю – половинка. Через две – долька, А было столько!

Загадка

Висит Мандаринка.

Через неделю – половинка.

Через две – долька,

А было столько!

Здравствуйте!  Я звездочёт - волшебник.

Здравствуйте! Я звездочёт - волшебник.

Я хочу попросить вас, ребята, об одной вещи. Закройте-ка глаза. Представьте себе космос. Как вы думаете, какой он?  Какими словами можно описать необъятное космическое пространство? (холодное, темное, огромное, блестящее и т. д. )

Я хочу попросить вас, ребята, об одной вещи. Закройте-ка глаза. Представьте себе космос. Как вы думаете, какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство?

(холодное, темное, огромное, блестящее и т. д. )

Космос

Космос

Теперь я хочу загадать вам загадку: Ночь приходит –  Она восходит.  В небе сияет,  Тьму разгоняет.

Теперь я хочу загадать вам загадку:

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет.

Луна

Луна

Луна

Луна

Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки. Конечно же, это Луна . Луна входит в состав Солнечной системы. Вы ведь уже знаете, что такое Солнечная система ? Давайте вспомним вместе. Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (8 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.

Вы молодцы! Отлично умеете отгадывать загадки.

Конечно же, это Луна . Луна входит в состав Солнечной системы.

Вы ведь уже знаете, что такое Солнечная система ? Давайте вспомним вместе.

Солнечная система - совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (8 планет) с их спутниками, кометами и метеорами.

Попробуйте-ка найти место Луны в космическом царстве и запомните, что Луна входит в состав Солнечной системы .

Попробуйте-ка найти место Луны в космическом царстве и запомните, что Луна входит в состав Солнечной системы .

В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли .    За это Луну даже прозвали спутником Земли . Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны . Опыт : пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.

В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли .

За это Луну даже прозвали спутником Земли . Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.

Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны .

Опыт : пусть один из вас будет моделью Земли, а второй – моделью Луны. Продемонстрируйте, как Луна движется вокруг Земли. Только не забудьте, что Земля крутится вокруг своей оси, покажите и это.

Луна имеет форму шара.   А вот вам задание :  из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, - то есть по форме похожи на Луну.

Луна имеет форму шара. А вот вам задание : из предложенных предметов назовите те, которые имеют шарообразную форму, - то есть по форме похожи на Луну.

Луна намного меньше Земли и гораздо меньше Солнца. Задание : определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.

Луна намного меньше Земли и гораздо меньше Солнца.

Задание : определите, какой из нарисованных ниже кругов соответствует по размерам Солнцу, какой – Земле, а какой – Луне.

Задание : взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше , Луна или Солнце.

Задание : взгляните на представленный ниже рисунок и определите, что же расположено от Земли дальше , Луна или Солнце.

Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим?  Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия?  (представьте, что вы уже в скафандрах)  Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:    10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,  в звездный космос полети!

Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? (представьте, что вы уже в скафандрах) Чтобы полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,  в звездный космос полети!

Задание : не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.

Задание : не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.

полёт

полёт

Космос

Космос

космонавт

космонавт

Земля из космоса

Земля из космоса

Приближаемся к Луне!

Приближаемся к Луне!

Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.  Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны. Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что на Луне нет воздуха , а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след. Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.

Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? Да потому что

на Луне нет воздуха ,

а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след.

Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы ( кратеры ). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы ( кратеры ). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.

Опыт : в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

Опыт : в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит?  Вы не знаете?  Тогда я вам объясню. Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца. Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт. Опыт : Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.

Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Вы не знаете? Тогда я вам объясню.

Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт.

Опыт : Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.

На Луне нет не только воздуха, но и воды .  Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?  Вид Земли с Луны Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

На Луне нет не только воздуха, но и воды . Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Вид Земли с Луны

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием  (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой :  Еще через несколько дней –  вот такой :   Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет. Фазы Луны Утром вижу из окна,  В небе ранняя Луна.  Чтоб ее нам отличить,  Нужно к полукругу  Нам приставить палочку,  Букву Р там получить.

Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой : Еще через несколько дней – вот такой : Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

Фазы Луны

Утром вижу из окна, В небе ранняя Луна. Чтоб ее нам отличить, Нужно к полукругу Нам приставить палочку, Букву Р там получить.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой:   Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид:   Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид:   Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С . Говорят, что Луна убывает, стареет. Плыл по небу Лунный серп,  Серп склонялся на ущерб.  И поэтому с небес  Нам светила буква С .

Еще через некоторое время мы видим Луну такой: Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид: Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид: Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С . Говорят, что Луна убывает, стареет.

Плыл по небу Лунный серп, Серп склонялся на ущерб. И поэтому с небес Нам светила буква С .

Задание : определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.

Задание : определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.

о Луне

о Луне

Отправляемся домой, на Землю!  До свидания, Луна!

Отправляемся домой, на Землю! До свидания, Луна!

Здравствуй, Земля!

Здравствуй, Земля!

Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы! А вот вам домашнее задание : §10 и нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники.

Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!

А вот вам домашнее задание : §10 и нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!