Тема: «Моя земля – земля героев»
Цель урока: развитие у учащихся уважения к истории, культуре и традициям своего родного города Стаханова и других городов ЛНР; раскрыть героизм жителей нашего края; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие преподавателя, выяснение отсутствующих, объявление темы и цели урока.
Тема: Моя земля – земля героев
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: В жизни всегда есть место подвигу…
Если задуматься над значением слова «подвиг», то можно определить, что подвиги бывают разными как для одного человека, так и для группы людей.
Для одного подвиг – прилежно учиться, для другого – любить до самозабвения своё дело, для третьего – отдать жизнь за свою Отчизну…
А для героев родного края каждый день их жизни - это подвиг, подвиг, запечатлённый навека в людской памяти. Сегодня на уроке вы вспомните и узнаетеимена героев не только нашего города, но и других городов нашей Республики.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Учитель: Перед тем, как начать нашу беседу, давайте вспомним имена героев Луганщины, которые отобразились в названиях улиц, город, учреждений и прочее. И желательно рассказать, чем прославился тот или иной человек. Луганщина всегда была землей героев. И сейчас вы в этом убедитесь.
IV. Усвоение нового материала.
Учитель: Молодцы, ребята, а теперь мы с вами познакомимся с другими именами героев родного края, имена которых запечатлены повсюду. Луганщина всегда была землей героев. И сейчас вы в этом убедитесь.
Ее революционное прошлое отражено в памятниках нашим славным землякам А.Пархоменко, К.Ворошилову, братьям Цуповым и другим
(слайд 1,2)
Следующей трагической страницей истории нашего края стала Великая Отечественная война.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
В октябре 1942 года жители Луганщины откликнулись на призыв Родины. Прямо с митингов, состоявшихся в тот памятный воскресный день в цехах заводов и фабрик,шахт, в колхозах и совхозах, тысячи их участников поспешили в военкоматы с просьбой о немедленной отправке на фронт.
Первыми среди них были три тысячи луганских паровозостроителей, 850 горняков кадиевской шахты имени Ильича, сотни алчевских металлургов, горняков из Красного Луча, Краснодона, Лисичанска и других городов области.
Многие положили свои головы за Родину, но помнят, к сожалению, немногих. Давайте вспомним имена героев – земляков ВОВ. Какие улицы Стаханова и Ирмино названы в честь этих людей? А сколько ещё их безымянных, полегло на земле Луганщины?
(слайд 3,4).
Учитель: Какие же имена запомнились вам и какие подвиги? Спасибо! Молодцы! Продолжаем разговор.
Следующая страница нашего урока посвящена деятельности партизанских и подпольных организаций. На территории нашего города действовала подпольная организация «Елочка». Но самой известной подпольной организацией Луганщины, как вам известно, была «Молодая гвардия».
(слайд 5)
Давайте вместе вспомним имена молодогвардейцев.
Учитель: Но не только ратными подвигами славится наш край. Всему миру известны такие имена:
Владимир Даль (Козак Луганский ) русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
(слайд 6)
Михаил Матусовский - популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как "Школьный вальс", "Подмосковные вечера", "На Безымянной высоте", "С чего начинается родина?", "Летите, голуби" и многие другие.
(слайд 7)
Борис Гринченко - автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» (1907—1909, Киев), многих учебников. Один из организаторов общества «Просвіта» («Просвещение»).
(слайд 8)
Учитель: Наш край также славится своим шахтерским трудом. Всем известный факт, что г. Ирмино стал родиной Стахановского движения, а г. Стаханов – единственный город в мире, названный именем рабочего человека.
(слайд 9)
V. Обобщение и систематизация полученных знаний. Рефлексия
Учитель: Ребята, мы с вами вкратце вспомнили героев родного города и родного края. И как я говорил в конце урока, понятие «героизм» для каждого человека бывает разным. Давай сейчас объединимся в небольшие группы по 3-4 человека и вы попробуете сформулировать свое значение слова «героизм». Работаем буквально 2-3 минуты.
Обсуждение результатов работы групп
VI. Подведение итогов.
Спасибо всем за активную работу на уроке. Урок окончен.