Урок по теме «Наречие».
1.Организационный момент.
-С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы настроены «гореть» на уроке в хорошем смысле этого слова.
- Над какой темой мы работали ? (Наречие)
-Давайте запишем тему урока «Наречие. Повторение». Как вы думаете, какова цель нашего урока?
2. Ход урока.
-Что мы знаем о наречии как о части речи?
Работа в группах. 1-й вариант объясняет второму об общем значении наречия и его синтаксической роли. 2-й вариант 1-му о морфологических признаках наречия.
1 – Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. В предложении является обстоятельством. Чаще всего относится к глаголу.
2- Неизменяемая часть речь. Можем указать разряд и степень сравнения.
-Молодцы! А теперь давайте вспомним, когда наречие с «не» пишется слитно и раздельно. (Слайд) (Работа у доски)
(Не употребляется без не, можно заменить синонимом без не – слитно.
Раздельно – есть противопоставление, совсем не, ничуть не (усиливают отрицание)
Нелепо, неискреннее (фальшиво), неаккуратно (без прилежания), недалеко, невысоко
Не хорошо, а плохо; вовсе не интересно; не громко, а тихо; далеко не ласково.
-(Слайд). Как вы понимаете эту пословицу: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть?» Когда в наречиях пишется приставка «не-», а когда «ни-»?
Составьте предложения со следующими словами: некогда - никогда (1 ряд); негде - нигде (2 ряд); некуда - никуда (3 ряд).
Не и ни являются приставками. Всегда пишутся слитно. Под ударением не, без ударения ни.
(Я так много занимаюсь, что мне некогда сходить в магазин. – Я никогда не видел живого бегемота.
Когда становится тесно от множества народа, говорят: негде яблоку упасть. – Смелый человек нигде не пропадет.
Велика Россия, а отступать некуда. – Никуда я сегодня не пойду).
-Хорошо! А теперь давайте вспомним, когда в наречиях на -о , -е пишется «н» и «нн» буквы н? (Сколько в слове, от которого они образованы. Краткое причастие – сказуемое, а наречие – обстоятельство. Экскурсия прошла организованно (наречие), организовано новое производство)
(Слайд) Найдите строчки, в которых все слова пишутся с двумя «н». Почему?
Мужественно, умышленно, испуганно.
Рассеянно, разочарованно, торжественно.
-(Слайд) Как вы понимаете эту пословицу: «Не учась, и лаптя не сплетешь»? Когда на конце наречий после шипящих пишутся буквы «о» и «е»?
Под ударением суффикс о, без ударения – е.
Спишите, обозначая изученную орфограмму (1 человек у доски выполняет)
Певуче, свежо, горячо, зловеще, умоляюще, угрожающе.
(Слайд) Сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь приятном, улыбнитесь. Откройте глаза. Продолжаем работу.
-Посмотрите, какая пословица здесь спрятана (Сперва подумай, а потом говори). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите в ней наречия. (Справа, потом). Почему наречие «справа» пишется с суффиксом «а»? Назовите орфограмму, когда на конце наречий пишутся буквы «а» и «о»?
Приставки в , на , за – о
Приставки из, до с - а
- Молодцы. Наречия могут писаться слитно, раздельно и через дефис. Вспомните, когда наречия пишутся через дефис.
По + суффикс ому, ему
По+ суффикс и (ьи, ски, цки)
В+ых, их
Кое+то, либо, нибудь
Путем повторения слов или корней чуть-чуть
(Слайд). Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их:
На русском языке – по-русски,
В первую очередь – во-первых,
В какое-нибудь время – когда-нибудь,
Совсем немного – чуть-чуть,
Очень давно – давно-давно,
В точности так – точь-в-точь
(Первое слово – образец, затем по цепочки устно с мест).
-Помните, есть такая профессия корректор. Работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – находить ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуем поработать корректорами. Сначала вспомните, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
На конце наречий после шипящих пишется ь, кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпеж.
Работа в группах. Проверяем по группам.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по саду. Ему было невтерпеж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.
3. Поведение итогов.
- О чем мы сегодня говорила на уроке?
-Какие орфограммы повторили?
-Как вы думаете, мы достигли цели, поставленные в начале урока?
-В начале урока вы поднимали одно из трех по цвету «облачков», соответствующих вашему настроению.
-«Облако» какого цвета вы готовы поднять сейчас? Почему?
-Оценки за урок.
-Запишем домашнее задание.
Текст.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.
Текст.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.
Текст.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.
Текст.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.
Текст.
Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.