СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Наречие».

1.Организационный момент.

-С каким настроением вы начинаете урок?  Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы настроены «гореть» на уроке в хорошем смысле этого слова.

- Над какой темой мы работали ? (Наречие)

-Давайте запишем тему урока «Наречие. Повторение». Как вы думаете, какова цель нашего урока?

2. Ход урока.

-Что мы знаем о наречии как о части речи?

Работа в группах. 1-й вариант объясняет второму об общем значении наречия и его синтаксической роли. 2-й вариант 1-му о морфологических признаках наречия.

1 – Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. В предложении является обстоятельством. Чаще всего относится к глаголу.

2- Неизменяемая часть речь. Можем указать разряд и степень сравнения.

 

-Молодцы! А теперь давайте вспомним, когда наречие с «не» пишется слитно и раздельно. (Слайд) (Работа у доски)

(Не употребляется без не, можно заменить синонимом без не – слитно.

Раздельно – есть противопоставление, совсем не, ничуть не (усиливают отрицание)

 

Нелепо, неискреннее (фальшиво), неаккуратно (без прилежания), недалеко, невысоко

Не хорошо, а плохо; вовсе не интересно; не громко, а тихо; далеко не ласково.

 

-(Слайд). Как вы понимаете эту пословицу: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть?» Когда в наречиях пишется приставка «не-», а когда «ни-»?

Составьте предложения со следующими словами: некогда  - никогда (1 ряд); негде - нигде (2 ряд); некуда - никуда (3 ряд).

Не и ни являются приставками. Всегда пишутся слитно. Под ударением не, без ударения ни.

(Я так много занимаюсь, что мне некогда сходить в магазин. – Я никогда не видел живого бегемота.

Когда становится тесно от множества народа, говорят: негде яблоку упасть. – Смелый человек нигде не пропадет.

Велика Россия, а отступать некуда. – Никуда я сегодня не пойду).

-Хорошо! А теперь давайте вспомним, когда в наречиях на -о , -е пишется «н» и «нн» буквы н?  (Сколько в слове, от которого они образованы. Краткое причастие – сказуемое, а наречие – обстоятельство. Экскурсия прошла организованно (наречие), организовано новое производство)

(Слайд) Найдите строчки, в которых все слова пишутся с двумя «н». Почему?

Мужественно, умышленно, испуганно.

Рассеянно, разочарованно, торжественно.

 

-(Слайд) Как вы понимаете эту пословицу: «Не учась, и лаптя не сплетешь»? Когда на конце наречий после шипящих пишутся буквы «о» и «е»?

Под ударением суффикс о, без ударения – е.

 

Спишите, обозначая изученную орфограмму (1 человек у доски выполняет)

Певуче, свежо, горячо, зловеще, умоляюще, угрожающе.

 (Слайд) Сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь приятном, улыбнитесь. Откройте глаза. Продолжаем работу.

-Посмотрите, какая пословица здесь спрятана (Сперва подумай, а потом говори). Как вы понимаете  смысл этой пословицы? Найдите в ней наречия. (Справа, потом). Почему наречие «справа» пишется с суффиксом «а»? Назовите орфограмму, когда на конце наречий пишутся буквы «а» и «о»?

Приставки в , на , за – о       

Приставки           из, до с  - а  

- Молодцы. Наречия могут писаться слитно, раздельно и через дефис. Вспомните, когда наречия пишутся через дефис.

По + суффикс ому, ему

По+ суффикс и (ьи, ски, цки)

В+ых, их

Кое+то, либо, нибудь

Путем повторения слов или корней чуть-чуть

 

(Слайд). Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их:

На русском языке – по-русски,

В первую очередь – во-первых,

В какое-нибудь время – когда-нибудь,

Совсем немного – чуть-чуть,

Очень давно – давно-давно,

В точности так – точь-в-точь

 

(Первое слово – образец, затем по цепочки устно с мест).

 

-Помните, есть такая профессия корректор. Работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – находить ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуем поработать корректорами. Сначала вспомните, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.

На конце наречий после шипящих пишется ь, кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпеж.

 

Работа в группах. Проверяем по группам.

 

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по саду. Ему было невтерпеж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.

 

3. Поведение итогов.

- О чем мы сегодня говорила на уроке?

-Какие орфограммы повторили?

-Как вы думаете, мы достигли цели, поставленные в начале урока?

-В начале урока вы поднимали одно из трех по цвету «облачков», соответствующих вашему настроению.

-«Облако» какого цвета вы готовы поднять сейчас? Почему?

-Оценки за урок.

-Запишем домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст.

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.

Текст.

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.

 

Текст.

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.

 

Текст.

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.

 

Текст.

Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!