Учитель: Козлова Татьяна Ильинична
6 класс
Тема урока: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Значение».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: развитие познавательных интересов и творческих способностей, формировавание экологической культуры
Задачи урока:
образовательная
- углубить знания о систематике растений (царство, отдел, порядок);
- определить общие признаки отдела голосеменных;
- выявить прогрессивные черты голосеменных растений, определяющие их биологическое преимущество перед другими отделами растений (водорослями, мхами, папоротниками);
- познакомиться с некоторыми представителями отделов голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;
- доказать значимость голосеменных растений в природе и жизни человека;
развивающая
формировать умение вычленять главное, используя различные источники информации;
анализировать, синтезировать, обобщать и структурировать полученную информацию;
адекватно оценивать свои знания на различных этапах урока;
воспитательная
публично защищать результаты творческой деятельности;
формировать навыки коммуникативного общения (умение слышать, слушать, позитивно вести диалог);
формировавание понимания бережного отношения к природе.
Методы: репродуктивный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, коллективное сотрудничество
Средства обучения:
литература:
- учебник Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авт.Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедиа проектор,
- презентации Mikrosoft office Power Point: «Голосеменные растения»
- медиа – ресурсы Просвещение 2005
- дидактический материал: таблицы (документ Mikrosoft Office Word).
- раздаточный материал: гербарий, рисунки с описанием растения, побеги голосеменных растений, картон, фломастеры;
Критерии успешности урока: (записаны на доске)
Называть признаки голосеменных растений;
Уметь различать представителей голосеменных растений;
Объяснять значимость голосеменных растений в природе и жизни человека;
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап закрепления знаний.
7. Этап рефлексии.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые учебные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный | Приветствует учащихся, объясняет значимость урока в системе знаний, настраивает на общение и взаимодействие. | Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы. | Коммуникативные: настрой на позитивное сотрудничество. Личностные: смыслообразование, мотивация достижения успеха. |
2 | Проверка домашнего задания Критерии оценивания: «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и ошибок | Предлагает учащимся составить по одному вопросу (всего 5) и задать его своим одноклассникам, ответ должен ограничиваться одним словом. Ответ озвучивается при самопроверке | Отвечают на вопросы (тетради для самостоятельных работ); Самопроверка: ответы озвучиваются в том порядке, в каком задавались. | Личностные: мотив социального сотрудничества и саморазвития; Коммуникативные: коллективное сотрудничество. Регулятивные: самооценка |
3-4 | Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала, через всестороннюю проверку знаний по разделу «Основные отделы царства растений» | Предлагает по таблице (сл.№1) провести сравнительный анализ отделов растений, определить уровень знания и незнания, изученных ранее вопросов; затем (после ответов учащихся) назвать тему и определить задачи урока | Используя предложенную таблицу, выстраивают смысловой ответ. Определяют вопросы, подлежащие изучению и на основе этого пытаются сформулировать тему и задачи урока. | Регулятивные: самоконтроль (знаю-незнаю), саморегуляция (существует препятствие, его надо преодолеть); целеполагание: (определение и осознавание целей для достижения позитивного результата) Познавательные: общеучебные – умение видеть проблему, выбор средств и методов для решения проблемы. |
5 | Усвоение новых знаний | - обращает внимание учащихся на критерии успешности урока (сл. №2) и чётко проговаривает тему и задачи урока. -организует работу по изучению нового материала: задание: найти ответ, на предложенный вопрос, в тексте §42 (вопросы дифференцированы по уровню обучаемости ребёнка) (сл.№3). Задание: выполнить практическую работу: «Изучение внешнего вида хвойных растений» | Изучают новый материал по плану: 1.Название отдела, биологическое преимущество, смысл названия. 2. Жизненные формы. 3. Органы голосеменных. 4. Ткани голосеменных 5. Строение семени. 6. Размножение. 7. Класс Хвойные. Представители, обитающие в нашей местности. 8. Значение. Итоги работы представляют на альбомных, красочно оформленных, листах (результат деятельности «мини-проект»), каждый представляет свою страничку. Учащиеся получают раздаточный материал, выполняют работу: заполняют таблицу, делают вывод к практической работе. | Познавательные: смысловое чтение учебного текста, самостоятельное структурирование теста, умение делать выводы, а также умозаключения по аналогии; Коммуникативные: работа в парах (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации); умение и навыки проведения эсперимента: наблюдение, измерение, описание. |
6 | Закрепление знаний | Использует, созданный на уроке «мини-проект», возвращается к критериям урока. Совместно с учащимися определяет успешность урока. | Учащиеся выстраивают монологические ответы, придерживаясь плана «мини-проекта». | Регулятивные: осознание самоэффективности (личный вклад в общее дело); Коммуникативные: адекватное межличностное восприятие; |
7 | Рефлексия | Возвращаемся к таблице (сл.№1). Снова определяем уровень «знания», «незнания» знаками (+) и (-). Подводим итог урока, соответствующим смайликом (оценка своего я на уроке). | Личностные: «Я-концепция»- самооценка «Я- прошлое», «Я- настоящее» Личностные: мотивация престижа (достиг поставленной цели). |
8 | Домашнее задание | § 42, задача: : Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? | Личностные: смыслооброзование, мотив отметки. |
| |
| |
| |
| |
Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? | Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? |
Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? | Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? |
: Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? | Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? |
Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? | : Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? |
Слайд №1. Признаки высших растений. Задание: назовите отделы растений, к которым относятся данные представители, знаками (+) или (-) отметьте наличие или отсутствие, указанных в таблице признаков.
Признаки для сравнения | Мох сфагнум | Хвощ полевой | Папоротник - орляк | Сосна обыкновенная |
1.Название отдела | моховидные | папоротниковидные | папоротниковидные | |
2. Стебель | + | + | + | |
3. Корневище | - | + | + | |
4. Лист | + | + | + | |
5. Корень | - | - | - | |
6. Споры образуются на | | | | |
а) листьях | - | - | + | |
б) побегах | - | + | - | |
7. Размножается семенами | - | - | - | |
8. Преобладает жизненный цикл развития | | | | |
а) спорофит | - | + | + | |
б) гаметофит | + | - | - | |
Слайд №2.
Тема урока: Голосеменные растения.
Общая характеристика. Значение.
Критерии успешности урока:
Называть признаки голосеменных растений;
Уметь различать представителей голосеменных растений;
Объяснять значимость голосеменных растений в природе и жизни человека.
Слайд №3. План «мини-проекта»:
1.Название отдела, биологическое преимущество, смысл названия.
2. Жизненные формы.
3. Органы голосеменных.
4. Ткани голосеменных
5. Строение семени.
6. Размножение.
7. Класс Хвойные. Представители, обитающие в нашей местности.
8. Значение.
Слайд №3.
Лабораторная работа: «Изучение внешнего вида хвойных растений»
Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян.
Задача: научиться по внешним признакам определять хвойное растение
Растения | Хвоя | Шишка (форма) | Дополнительная информация о растении |
длина | окраска | расположение на ветке |
Сосна | | | | | |
Ель | | | | | |
Пихта | | | | | |
Кедр | | | | | |
Вывод:____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________