СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Значение."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Значение».

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: развитие познавательных интересов и творческих способностей, формировавание экологической культуры

 

Задачи урока:

образовательная

  • сформировать систему знаний о голосеменных растениях:

- углубить знания о систематике растений (царство, отдел, порядок);

- определить общие признаки отдела голосеменных;

- выявить прогрессивные черты голосеменных растений, определяющие их биологическое преимущество перед другими отделами растений (водорослями, мхами, папоротниками);

- познакомиться с некоторыми представителями отделов голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;

- доказать значимость голосеменных растений в природе и жизни человека;

развивающая

  • формировать умение вычленять главное, используя различные источники информации;
  • анализировать, синтезировать,  обобщать и структурировать полученную информацию;
  • адекватно оценивать свои знания на различных этапах урока;   

воспитательная

  • публично защищать результаты творческой деятельности;
  • формировать навыки коммуникативного общения (умение слышать, слушать, позитивно вести диалог);
  • формировавание понимания бережного отношения к природе.

Методы: репродуктивный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, коллективное сотрудничество

Средства обучения:

литература:

 -  учебник  Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авт.Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Значение."»

Учитель: Козлова Татьяна Ильинична

6 класс

Тема урока: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Значение».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: развитие познавательных интересов и творческих способностей, формировавание экологической культуры


Задачи урока:

образовательная

  • сформировать систему знаний о голосеменных растениях:

- углубить знания о систематике растений (царство, отдел, порядок);

- определить общие признаки отдела голосеменных;

- выявить прогрессивные черты голосеменных растений, определяющие их биологическое преимущество перед другими отделами растений (водорослями, мхами, папоротниками);

- познакомиться с некоторыми представителями отделов голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;

- доказать значимость голосеменных растений в природе и жизни человека;

развивающая

  • формировать умение вычленять главное, используя различные источники информации;

  • анализировать, синтезировать, обобщать и структурировать полученную информацию;

  • адекватно оценивать свои знания на различных этапах урока;

воспитательная

  • публично защищать результаты творческой деятельности;

  • формировать навыки коммуникативного общения (умение слышать, слушать, позитивно вести диалог);

  • формировавание понимания бережного отношения к природе.

Методы: репродуктивный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, коллективное сотрудничество

Средства обучения:

литература:

- учебник Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авт.Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г.


Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа проектор,

- презентации Mikrosoft office Power Point: «Голосеменные растения»

- медиа – ресурсы Просвещение 2005

- дидактический материал: таблицы (документ Mikrosoft Office Word).

- раздаточный материал: гербарий, рисунки с описанием растения, побеги голосеменных растений, картон, фломастеры;


Критерии успешности урока: (записаны на доске)

  1. Называть признаки голосеменных растений;

  2. Уметь различать представителей голосеменных растений;

  3. Объяснять значимость голосеменных растений в природе и жизни человека;



СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления знаний.

7. Этап рефлексии.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.


ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые учебные результаты

1

2

3

4

5

1

Организационный

Приветствует учащихся, объясняет значимость урока в системе знаний, настраивает на общение и взаимодействие.


Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы.

Коммуникативные: настрой на позитивное сотрудничество.

Личностные: смыслообразование, мотивация достижения успеха.

2

Проверка домашнего задания

Критерии оценивания:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и ошибок


Предлагает учащимся составить по одному вопросу (всего 5) и задать его своим одноклассникам, ответ должен ограничиваться одним словом. Ответ озвучивается при самопроверке

Отвечают на вопросы (тетради для самостоятельных работ); Самопроверка: ответы озвучиваются в том порядке, в каком задавались.






Личностные:

мотив социального сотрудничества и саморазвития;

Коммуникативные: коллективное сотрудничество. Регулятивные: самооценка

3-4

Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала, через всестороннюю проверку знаний по разделу «Основные отделы царства растений»

Предлагает по таблице (сл.№1) провести сравнительный анализ отделов растений, определить уровень знания и незнания, изученных ранее вопросов; затем (после ответов учащихся) назвать тему и определить задачи урока



Используя предложенную таблицу, выстраивают смысловой ответ. Определяют вопросы, подлежащие изучению и на основе этого пытаются сформулировать тему и задачи урока.













Регулятивные: самоконтроль (знаю-незнаю), саморегуляция (существует препятствие,

его надо преодолеть); целеполагание:

(определение и осознавание

целей для достижения позитивного результата) Познавательные: общеучебные – умение видеть проблему, выбор средств и методов для решения проблемы.

5

Усвоение новых знаний

- обращает внимание учащихся на критерии успешности урока (сл. №2) и чётко проговаривает тему и задачи урока.

-организует работу по изучению нового материала:

задание: найти ответ, на предложенный вопрос, в тексте §42 (вопросы дифференцированы по уровню обучаемости ребёнка) (сл.№3).






Задание: выполнить практическую работу: «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Изучают новый материал по плану:

1.Название отдела, биологическое преимущество, смысл названия.

2. Жизненные формы.

3. Органы голосеменных.

4. Ткани голосеменных

5. Строение семени.

6. Размножение.

7. Класс Хвойные. Представители, обитающие в нашей местности.

8. Значение.

Итоги работы представляют на альбомных, красочно оформленных, листах (результат деятельности «мини-проект»), каждый представляет свою страничку.

Учащиеся получают раздаточный материал, выполняют работу: заполняют таблицу, делают вывод к практической работе.





Познавательные:

смысловое чтение учебного текста, самостоятельное структурирование теста, умение делать выводы, а также умозаключения по аналогии; Коммуникативные:

работа в парах (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации);


умение и навыки проведения эсперимента: наблюдение, измерение, описание.

6

Закрепление знаний

Использует, созданный на уроке «мини-проект», возвращается к критериям урока. Совместно с учащимися определяет успешность урока.

Учащиеся выстраивают монологические ответы, придерживаясь плана «мини-проекта».





Регулятивные:

осознание самоэффективности (личный вклад в общее дело);

Коммуникативные: адекватное межличностное восприятие;


7

Рефлексия

Возвращаемся к таблице (сл.№1). Снова определяем уровень «знания», «незнания» знаками (+) и (-). Подводим итог урока, соответствующим смайликом (оценка своего я на уроке).


Личностные: «Я-концепция»- самооценка «Я- прошлое», «Я- настоящее»

Личностные: мотивация престижа (достиг поставленной цели).

8

Домашнее задание

§ 42, задача: : Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Личностные: смыслооброзование, мотив отметки.










Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


: Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?

Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


: Как-то в Сибирь, поздней осенью, приехал малосведущий в лесном деле ревизор, увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес? - Хвойный.

- А где хвоя? - Опала.

- По чьей вине? - Природы

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Вопрос: придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?


Слайд №1. Признаки высших растений.

Задание: назовите отделы растений, к которым относятся данные представители, знаками (+) или (-) отметьте наличие или отсутствие, указанных в таблице признаков.


Признаки для сравнения

Мох сфагнум

Хвощ полевой

Папоротник - орляк

Сосна обыкновенная

1.Название отдела

моховидные

папоротниковидные

папоротниковидные


2. Стебель

+

+

+


3. Корневище

-

+

+


4. Лист

+

+

+


5. Корень

-

-

-


6. Споры образуются на





а) листьях

-

-

+


б) побегах

-

+

-


7. Размножается семенами

-

-

-


8. Преобладает жизненный цикл развития







а) спорофит

-

+

+


б) гаметофит

+

-

-










Слайд №2.


Тема урока: Голосеменные растения.

Общая характеристика. Значение.





Критерии успешности урока:

  1. Называть признаки голосеменных растений;

  2. Уметь различать представителей голосеменных растений;

  3. Объяснять значимость голосеменных растений в природе и жизни человека.

Слайд №3. План «мини-проекта»:


1.Название отдела, биологическое преимущество, смысл названия.

2. Жизненные формы.

3. Органы голосеменных.

4. Ткани голосеменных

5. Строение семени.

6. Размножение.

7. Класс Хвойные. Представители, обитающие в нашей местности.

8. Значение.

Слайд №3.

Лабораторная работа: «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян.

Задача: научиться по внешним признакам определять хвойное растение

Растения

Хвоя

Шишка

(форма)

Дополнительная информация о растении

длина

окраска

расположение

на ветке

Сосна







Ель







Пихта







Кедр







Вывод:____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!