УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________________
« » ___________20 г.
План конспект
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Класс: 10 Урок 14
Тема: «Передвижение солдата в бою: ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием. Действия при вспышке ядерного взрыва»
Учебная цель: Рассказать учащимся о способах передвижения солдата в бою. Рассказать о действии солдата при вспышке ядерного взрыва.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность.
Орг. момент
2. Ход урока
1. Передвижение солдата в бою: ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием;
Строевым уставом Вооруженных РК предусмотрено передвижение на поле боя (в пешем строго) ускоренным шагом или бегом (в полный рост и пригнувшись), перебежками и переползанием.
Учащихся следует ознакомить с нормами на выполнение этих, видов передвижения: шагом—110—120 шагов в минуту (4—5 км/ч); ускоренным шагом—130—150 шагов в минуту (до 8 км/ч); бегом —165—180 шагов в минуту (около 10 км/ч). Ввиду ограниченного времени движение шагом (ускоренным шагом) и бегом можно практически не отрабатывать и перейти к рассмотрению следующего способа передвижения, разъяснив, что основной способ передвижения при воздействии огня противника на открытой местности — перебежка. По предварительной команде учащийся должен наметить маршрут перебежки и места остановок для передышки. В зависимости от огня противника расстояния между местами остановок для передышки составляют 20—40 м. По исполнительной команде необходимо подняться (как при выполнении команды «Встать!») и, стремительно пробежав намеченное расстояние, с разбегу лечь и сейчас же отползти несколько в сторону, а по достижении места, указанного командиром, изготовиться для ведения огня.
При перебежках оружие надо держать так, чтобы в дульную часть автомата не попадала земля. Магазин должен быть присоединен к автомату, прицельная планка опущена, переводчик—в крайнем верхнем положении, оружие — в готовности к открытию огня.
Выдвижение перебежками на рубеж атаки выполняется по команде командира отделения, например: «Перебежками по 30 шагов на рубеж дороги, направление—силосная башня, справа по одному, направляющий Ф. — вперед!»
Показ приемов вскакивания, перебежки, падения и отползания учащиеся должны выполнять в соответствии с положениями Строевого устава Вооруженных Сил РК, тренировку в перебежках проводить по командам командиров отделений. Ошибки, допускаемые учащимися, следует устранять сразу.
По истечении 5 мин надо собрать взвод по сигналу на учебном месте и приступить к объяснению и показу приемов переползания — наиболее сложного и трудного способа передвижения в бою, который требует большого физического напряжения и определенных навыков. Приемы переползания военный руководитель последовательно объясняет и показывает в соответствии со ст. Строевого устава. Он сообщает, что переползание осуществляется по-пластунски, на получетвереньках и на боку. Особое внимание необходимо обращать на положение оружия при переползании. На примере учащихся одного отделения, которые правильно выполняют приемы переползания, можно учить остальных, после чего контролировать их действия по командам командиров отделений. Как показала практика, на полевых занятиях по тактической подготовке допускаются такие характерные ошибки: перемещение тела производится только за счет рук, ноги пассивны, что замедляет движение и быстро утомляет; слишком высоко поднимается голова, бедра, ступни ног; не ведется наблюдение за противником; оружие берется не по правилам, в него попадает земля, что может вывести его из строя.
2. Действия при вспышке ядерного взрыва.
При изложении второго вопроса — действия при ядерном взрыве (20 мин),— построив взвод в колонну по отделениям, надо напомнить учащимся, что на занятии по теме «Основы боевых действий» они изучали, как мотострелковое отделение для наступления в пешем строю из предбоевого порядка «колонна по одному» развертывается в боевой порядок «цепь» по командам командира отделения: «Отделение, на (указать местный предмет) к бою!» и «Вперед!» или «Отделение, за мной — к бою!» и «Вперед!» или «Отделение, за мной — к бою!»; как должен действовать солдат на поле боя при ядерном взрыве. После этого учащиеся выполняют практические действия. Им сообщается вводная: «В 6.00 по команде командира взвод развернулся в боевой порядок и наступает в (указать на местности). В 6.02 правее и сзади цепи взвода возникла ослепительная вспышка — она будет имитироваться свистком. Вы должны действовать в соответствии с обстановкой».
Убедившись, что вводная понята правильно, военрук подает команду: «Слушай мою команду! Направление (указать на местности), взвод — к бою!» Командиры отделения подают команды: «Отделение, за мной — бегом!», через 15—30 шагов: «Отделение — к бою!» и «Вперед!». После того как взвод развернется в цепь, надо подать условный сигнал вспышки (свисток) ядерного взрыва, а затем проверить, как действовали по этому сигналу учащиеся; указав на допущенные недочеты, подать команды: «Встать», затем «Вперед!» (командиры отделений повторяют команды); через несколько секунд повторить сигнал вспышки.
Заключительная часть: разбор занятия и выставление оценки учащимся
Домашнее задание: читать конспект