Объявление темы и целей урока | -Сейчас я прочту строки синквейна (это стихотворная форма из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он. - - Русский величайший. -Сочинял, влюблялся, погиб. -Сказки знает каждый ребенок. -Гений. -Верно. И сегодня мы познакомимся с его поэмой «Полтава». -Обратите внимание на слайд. Сформулируйте цели урока: | -О Пушкине. -Познакомиться с героями произведения. -Узнать, что такое поэма? | Слайд№1 №2 №3 |
Актуализация знаний | -Дома вы читали поэму Пушкина «Полтава». Обратите внимание на слайд и назовите только тех героев, которые встретились в произведении. -Итак, какие это герои? -Теперь поработаем в парах. У вас на партах лежит разрезной материал. Из него необходимо составить таблицу, где левый столбец – это имя героя, а правый его характеристика. -Проверяем. | Кочубей, Мазепа, Карл XII, Петр I, Мария. Кочубей – «Богат и знатен…довольно у него друзей»; генеральный судья. Мазепа – украинский гетман, т.е. командующий армией; крестный отец Марии. Карл XII – шведский король. Петр I – русский царь. Мария – дочь Кочубея. | №4 №5 |
Работа по теме урока | -Какой эпизод является центральным в произведении? -Откройте учебники на 144 странице. -В какое время суток начинается битва? Почему так решили? -Как автор называет шведов? -Почему? -Назовите первые результаты битвы? -Как понимает эти строки? -Назовите главных героев битвы? | -Полтавская битва. -Утром. «Горит восток…» -«Сына любимые победы» -Они не знали поражений. -«тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамен» -Инициатива боя переходит на сторону России. -Полководцы. Со стороны России – Петр, со стороны шведов – Карл. | №6 |
Работа с таблицей Работа с литературным термином | -Предлагаю вам поработать в группах. Впереди сидящие поворачиваются к товарищам, которые сидят сзади. -Выписать на карточки ключевые слова (2-5) по своему вопросу. На работу 5 минут. Характеристика Карла | Характеристика Петра | Портрет. Каким видим Карла во время сражения? Чем вызвана его бледность? Речь. Слышим ли мы Карла во время сражения? Почему? Поступки. Действия Карла и его генералов (Розен, Шлипенбах). Каково отношение автора к Карлу? В прямом ли смысле поэт называет его героем? | Портрет. Почему «лик ужасен» и «он прекрасен»? Речь, голос. Кто вдохновляет Петра? Поступки, действия Петра и «птенцов гнезда Петрова». Петра с описанием картины боя? Каково отношение автора к Петру? | -Кто работал над … выходите к доске, зачитывайте, крепите под портретом полководца. -Какую особенность при изображении глав государств вы заметили? -Верно. В литературе сопоставление противоположных образов или понятий называется антитезой. -Откройте учебник на 152 странице, прочтите определение и исходя из него подумайте, зачем Пушкин использовал антитезу? -Правильно. -Чем вызваны различия в изображении Петра I Карла XII ? -Обратимся к первой песни, откройте 142 страницу, прочитайте 2 строфу вслух. -Какой образ изображается рядом с образом Петра? -А почему? -Каким показан Петр? -А Россия? -Обратимся к целям. О чем мы еще не сказали. -Итак, познакомившись с поэмой «Полтава» в сокращении, сформулируем определение. -Поэма – это… -Трудно сформулировать термин, обратимся к слайду (дети читают) -Обратимся к учебнику и посмотрим, как там дается это определение. -О чем мы не сказали? - «Полтава» какая поэма? -Почему? | -Заполнение таблицы в тетрадях. -Их характеристика противоположна. -Для усиления впечатления. -Показать могущество Петра. -Образ России. -Правитель и страна неделимое понятие. Его победы и поражения отражаются на государстве. -Мужественным, деятельным, энергичным и т.д. -Развивающаяся, окрепшая. -Не дали ответили на вопрос, что такое поэма. Художественное произведение в стихах. -О том, что поэмы бывают лирические, эпические и лироэпические. -Это эпическая поэма. -Рассказывается о героическом прошлом народа. | №8 №9 №10 №11 |