Тема урока: Положительные числа и отрицательные числа. Изучение новой темы.
Всего - 1 час.
Цели для обучающихся:
После проведения учебного занятия ученик
будет знать:
1)рациональные числа;
2) положительные числа;
3) отрицательные числа;
будет уметь:
распознавать положительные и отрицательные числа; . (базовый уровень+продвинутый уровень)
использовать положительные и отрицательные числа в жизни.
Триединая цель урока:
образовательная:
организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению основных понятий темы;
развивающая:
формирование умений добывать, обрабатывать, формировать и презентовать информацию;
развитие умений классифицировать объект;
развитие умения работать во времени;
формирование самоэффективности ,самомотивации;
развитие умений осуществлять саморегуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
воспитательная:
формирование толерантности, умения работать в группе.
Учебное занятие работает на перспективу:
1.Сравнивать рациональные числа
2.Действия с рациональными числами.
З. Модуль числа.
4.Координатная прямая.
Ход урока.
1. Побуждение.
Работа в группах :
1.Поразмыслить над фразой «Чтобы умно поступать- одного ума мало»
2. «Правило работы в группе»
3. «Критерий оценивания презентаций»
Учитель: возникнув в глубокой древности из практических потребностей счёта и простейших измерений, математика развивалась в связи с усложнением хозяйственной деятельности и социальных отношений, денежными расчётами, задачами измерений расстояний, времени, площадей и требованиями, которые предъявляли к ней другие науки.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми числами.
2. Актуализация опорных знаний.
Итак, загадка сегодняшнего урока: « Какие же еще числа мы не знаем!?»
Для начала вспомним: какие мы числа знаем?
Составить кластер на тему «Числа»
3. Реализация (Изучение нового материала).
Дан ряд чисел 4,5; 0,5; 3; -2; 0; 5;2/3;4; 3,5
Запишите в тетрадь данный ряд, но первый вариант только натуральные, а второй только дробные .Какие числа не записал никто?
- -2 и 0 не записали, т. к. они не относятся ни к натуральным, ни к дробным числам.
Возьмем число -2. Кто-то может знает, какое это число?
- Отрицательное.
А остальные числа, какие?
- Положительные.
- А ноль?
А как вы определили, что это число отрицательное, а это положительное?
- Перед отрицательным числом стоит знак «-» , а перед положительным никакого знака нет.
А если я поставлю знак «+» , что-нибудь меняется?
- Не меняется.
Итак, предложите способ записи положительных и отрицательных чисел.
На доске: положительные: 15 или +15.
отрицательные: -10.
Может быть, кто-то сможет сформулировать тему урока? Внимательно посмотрите на доску, что мы нового только что узнали?
- Положительные и отрицательные числа.
Какие задачи урока мы должны решить при изучении этой темы? (Чему мы должны научиться?)
- Уметь распознавать положительные и отрицательные числа и записывать их.
Первая задача: узнавать положительные и отрицательные числа. Как будем узнавать их? Заполнения таблицы «ЗУХ».
- Если перед числом стоит знак «-» , то это число отрицательное. А если перед числом стоит знак «+» или никакого знака нет, то это число положительное.
Где используется в жизни понятие положительного и отрицательного числа?
- При измерении температуры воздуха.
- По телевизору показывают прогноз погоды.
Слайд 3 (карта Казахстана, №286)
Прогноз погоды на 6 часов утра
Павлодар | -5 |
Семей | -4 |
Усть-Каменогорск | -3 |
Алматы | +13 |
Мичирино | -15 |
Просмотр презентации «История возникновения отрицательных и положительных чисел»
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали.
Лишь в VII в индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв, но до Х\/I в. как и в древности , они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными” в отличие от положительных чисел - “истинных”.
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650) . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637).
Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине ХVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.
Однако окружающий мир настолько сложен и разнообразен. Натуральных и дробных чисел бывает недостаточно, чтобы измерить некоторые величины, описать многие события.
4. Физкультминутка Игра: А сейчас мы дадим отдохнуть нашему позвоночнику. Все встали. Руки на замок и приятно вытягиваем руки вверх. Если я называю положительное число, делаем наклоны вправо, если отрицательное, наклоны влево. Будьте внимательны.
+4; -10; -3,5; 2; 9,2; 0; -4; 6; -1\2; 2,23; -1,9; -100; 1000; 0.
Почему, когда я называю число 0, не выполняете наклоны?
- Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.
5. Рефлексия:
Работа в группах: Положительные и отрицательные числа используются не только в математике, но и в географии, физики, химии , жизни .Распознавать положительные и отрицательные числа. (защита презентации)
7. Итоги урока. Д/з.
выучить п. 2.1, решить № 288, 289, 296.у
Закончите свои высказывания предложением:
Я сегодня на уроке узнал………
научился…….
могу…….
Давайте, ребята, давайте считать:
Делить, прибавлять, умножать, вычитать.
Смекалку свою проявите:
Считайте, рисуйте, чертите!
Вы все молодцы! Вы все удальцы!
И пусть на года любимой всегда
Для вас математика будет!
Всегда ли разность положительна?