Действия учителя | Действия учеников |
Вводное слово учителя. Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с историей древней страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы сами назовете мне после подсказки. Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, попробуйте определить с историей какой древней страны мы будем знакомиться сегодня на уроке. | |
Просмотр фрагмента мультфильма «Золотая антилопа» | Смотрят |
Итак, кто может определить с историей какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке? | Отвечают |
Попробуйте сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока – Природа и люди Индии |
Да, действительно тема урока «Природа и люди Древней Индии» Откройте тетради и запишите число и тему урока. | Записывают тему, число |
Что бы вы хотели узнать об этой древней стране? (вывешиваю таблички на доске) Итак, цель урока - найти ответы на все поставленные вопросы. | Формулируют цели урока: 1. Географическое положение (где находится, границы) 2. Природные условия (реки, рельеф, климат, животный и растительный мир) 3. Занятия населения и религиозные верования |
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель или маршрутный лист. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. Этот лист у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Составляя путеводитель, мы постараемся ответить на этот вопрос. | |
Ну что, готовы к путешествию в древнюю Индию? | |
Возьмите маршрутный лист. Табличка №1. Первый вопрос, который вас интересует географическое положение древней Индии. Какой источник нам поможет? Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92 или в атласе. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан (показываю на карте у доски). Найдите у себя на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Поработайте в парах и заполните таблицу№1: - Определить границы: С,Ю,З,В
Проверка заполнения таблицы и дополнение учителя: кто может выйти и показать на карте географическое положение? ПРАВИЛА РАБОТЫ У КАРТЫ РЕФЛЕКСИЯ: ребята давайте вернемся к цели урока, вы хотели узнать географическое положение древней Индии. Как вы считаете, вы узнали? | Ответ: карта Работают с картой. Работают в парах с атласом и заполняют таблицу №1 Выходят, показывают, рассказывают |
Должно быть записано: Таблица №1 Географическое положение Материк | Границы | Южная Азия, Полуостров Индостан | С севера – Гималайские горы С Юга, Запада, Востока – Индийский океан | |
Двигаемся дальше по маршруту. Переходим к следующей цели. Природные условия (реки, рельеф, климат, животный и растительный мир) Обратите внимание это табличка №2 в маршрутном листе. Какой источник нам поможет? Откройте учебник на стр. 92 или атлас на странице… - Давайте определим, какие реки протекают на территории Индии?
Самые широкие и многоводные реки Индии - Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. Это непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил. Но природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком. - Что можно сказать о рельефе?
На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма -"поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. - Как вы думаете, какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии?
Горы защищали от холодных ветров, от вражеских набегов. - Учитывая географическое положение древней Индии, как вы думаете какой был климат?
Найдите подтверждение в учебнике на стр.91 Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко. - Что мы узнали о климате Индии?
Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. - Как вы думаете, ребята, что джунгли давали жителям древней Индии?
Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Заполните маршрутный лист «Растительный мир», какой был растительный мир Индии, какие деревья, как назывались леса? Послушайте отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» и зафиксируйте названия животных, которые живут в джунглях: В ветвях деревьев гнездились Шумели, порхали и пели Птицы лесные, и всюду… В дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, То рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, Крокодилов и змей… И ветви обвивали хвостами, С криком качались на них Обезьяны, По сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя. Попугаи …
Но особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. На стр. 94 учебника посмотрите изображение старинной индийской скульптуры – бог Ганеша – изображение слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? РЕФЛЕКСИЯ: что узнали о природных условиях Древней Индии? | Учебник, карта Работают с картой, называют реки, заполняют таблицу, озвучили ВЫХОДЯТ И ПОКАЗЫВАЮТ РЕКИ Работают с картой, называют горы, заполняют таблицу, озвучили Слушают. Горы защищали от холодных ветров, от вражеских набегов. Делают предположение о климате. Работают с учебником, заполняют таблицу, озвучили Там идут дожди и очень жарко Слушают дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы Заполняют табличку , озвучили Джунгли – густые, труднопроходимые леса, лианы Слушают, заполняют табличку: Птицы, кабан, шакал, буйвол, рысь, пантера, обезьяны, а также: крокодилы, змеи, рыбы, а также: птицы, в том числе попугаи - озвучили Дописывают: слон "Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм) Отвечают по табличке №2, проверяют по сладу |
Должно быть записано: Таблица №2 Природные условия Древней Индии Реки | Рельеф | Климат | Растительный мир | Животный мир | Инд Ганг | Гористый, горы Гималаи, г. Джомолунгма | Влажный, жаркий | Джунгли- густые, труднопроходимые леса, лианы | Слон, тигр, лев, рысь, пантера, буйвол, шакал, змеи, птицы, крокодилы… | |
Давайте отдохнем и прогуляемся по джунглям. ФИЗМИНУТКА - ДЖУНГЛИ Повторяйте за мной движения: заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз); идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). | Выполняют физминутку |
Шли мы по джунглям и вышли к поселению. | |
Переходим к следующей цели. Занятия населения и религиозные верования. Обратите внимание это табличка №3 в маршрутном листе. - Где были первые поселения индийцев?
- Назовите названия поселений.
- Чем могли заниматься жители Древней Индии?
Прочитайте отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и запишите их в таблице.
Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии: « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Земля заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда». Сделайте вывод – основные занятия древних индийцев Вывод: Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.
В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец. Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником, с которыми разговаривать никто не смел. - Какую информацию о занятиях индийцев можно узнать из карты? Чем еще могли заниматься индийцы?
Проверьте, какие записи сделали в табличке - Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.
Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком». Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.
- Как вы думаете, с какими верованиями связана такая угроза?
Для проверки ваших предположение, предлагаю поработать с учебником, стр. 95 ВЕРА В ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ. Вам предстоит чтение по цепочке и ответить на вопрос: - Чем религиозные верования древних индийцев отличались от верований жителей изученных ранее стран?
Не только в мирное время трудились пахари на своих полях. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников. Между многочисленными царствами шла кровопролитная борьба за первенство. Победителем оказался могущественный Ашока, «Лишённый печали», из династии Маурьев, который в III веке до н.э. объединил почти все индийские земли под своим началом. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. | На берегах рек – Инд и Ганг Работают по карте – Сарнатх, Паталипутра, Индрапрастха - Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия
- Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле
- Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов
Работают с историческим документом, заполняют таблицу: для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения - ремесло земледелие – земледельцы считаются священными и неприкосновенными воюют - воюющие стороны убивают друг друга, оружейники Дополняют – скотоводство Работают с картой – торговые пути = занимались торговлей Основные занятия населения – земледелие, скотоводство, собирательство, ремесло, торговля Предполагают Читают подпункт цепочкой. Работают с учебником, находят информацию Приблизительные ответы учеников: Содержанием религиозного учения: кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела и поступки в следующий раз он может родиться четвероногим, насекомым, пресмыкающимся или даже предметом, например, камнем. |
РЕФЛЕКСИЯ: что узнали о занятиях населения и религиозных верованиях индийцев? | Ответ по табличке, проверяют по слайду |
Должно быть записано: Таблица №3 Занятия населения и верования индийцев Города | Занятия жителей | Верования | Правитель | Сарнатх, Паталипутра, Индрапрастха | - Земледелие (рис, хлопчатник, сахарный тростник, пшеницу)
- Скотоводство
- Охота
- Собирательство
- Торговля
- Ремесло
| Вера в переселение душ | Ашока , III век до н.э – объединил все земли Индии | |
Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»? Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Но это только основа путеводителя. У нас нет главного – памятников культуры Древней Индии. Я предлагаю выполнить творческое домашнее задание – подготовить сообщение, презентацию о памятниках культуры Древней Индии. Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит приз. Для всех остальных – ДЗ & 20, ТПО №83
| Ответы учащихся Чудеса Индии: - благоприятные природные и климатические условия, - плодородные земли; - полноводные реки, - защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи); - памятники культуры |
Ну а теперь проверим, насколько вы хорошо путешествовали по Древней Индии с помощью игры «крестики-нолики». У вас лежат листочки - игровое поле с девятью клетками. Имеется ряд вопросов, если вы соглашаетесь с вопросом, то ставите в очередной клетке «Х», если нет, то «0». Задания: Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х) Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О) Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О) Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х) Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (Х) Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х) В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (О) В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. (Х) Проверка – у кого какие ошибки - почему | Выполняют задание, проверяют по слайду, самооценка по ключу 1 Х | 2 Х | 3 О | 4 О | 5 Х | 6 Х | 7 Х | 8 О | 9 Х | |
Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев: Да не будет ненависти У брата к брату, а у сестры к сестре! Оборотившись друг к другу, следуя одному обету, Говорите доброе слово! На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии |
РЕФЛЕКСИЯ: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… | |
или: можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня