СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Природа и люди Древней Индии". История 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Цель урока: познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

  • развитие умения у учащихся работать с исторической картой, делать выводы и обобщения

Воспитательная:

  • формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Природа и люди Древней Индии". История 5 класс»

Тема урока: "Природа и люди Древней Индии"

Учитель Жулева Е.А.

10.12.2015

Форма урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Цель урока: познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

  • развитие умения у учащихся работать с исторической картой, делать выводы и обобщения

Воспитательная:

  • формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Ход урока
Действия учителя Действия учеников

Вводное слово учителя.


Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с историей древней страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы сами назовете мне после подсказки. 


Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, попробуйте определить с историей какой древней страны мы будем знакомиться сегодня на уроке.

Просмотр фрагмента мультфильма «Золотая антилопа»

Смотрят

Итак, кто может определить с историей какой страны мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Отвечают
Попробуйте сформулировать тему урока. Формулируют тему урока – Природа и люди Индии
Да, действительно тема урока «Природа и люди Древней Индии» Откройте тетради и запишите число и тему урока. Записывают тему, число
Что бы вы хотели узнать об этой древней стране? (вывешиваю таблички на доске) Итак, цель урока - найти ответы на все поставленные вопросы. Формулируют цели урока: 1. Географическое положение (где находится, границы) 2. Природные условия (реки, рельеф, климат, животный и растительный мир) 3. Занятия населения и религиозные верования
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель или маршрутный лист. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ. Этот лист у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Составляя путеводитель, мы постараемся ответить на этот вопрос.
Ну что, готовы к путешествию в древнюю Индию?
Возьмите маршрутный лист. Табличка №1. Первый вопрос, который вас интересует географическое положение древней Индии. Какой источник нам поможет? Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92 или в атласе. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан (показываю на карте у доски). Найдите у себя на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Поработайте в парах и заполните таблицу№1:
  • Определить границы: С,Ю,З,В
Проверка заполнения таблицы и дополнение учителя: кто может выйти и показать на карте географическое положение? ПРАВИЛА РАБОТЫ У КАРТЫ РЕФЛЕКСИЯ: ребята давайте вернемся к цели урока, вы хотели узнать географическое положение древней Индии. Как вы считаете, вы узнали?
Ответ: карта Работают с картой. Работают в парах с атласом и заполняют таблицу №1 Выходят, показывают, рассказывают
Должно быть записано: Таблица №1 Географическое положение
Материк Границы
Южная Азия, Полуостров Индостан С севера – Гималайские горы С Юга, Запада, Востока – Индийский океан
Двигаемся дальше по маршруту. Переходим к следующей цели. Природные условия (реки, рельеф, климат, животный и растительный мир) Обратите внимание это табличка №2 в маршрутном листе. Какой источник нам поможет? Откройте учебник на стр. 92 или атлас на странице…
  • Давайте определим, какие реки протекают на территории Индии?
Самые широкие и многоводные реки Индии - Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. Это непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил. Но природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком.
  • Что можно сказать о рельефе?
На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи.
Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма -"поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
  • Как вы думаете, какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии?
    Горы защищали от холодных ветров, от вражеских набегов.
  • Учитывая географическое положение древней Индии, как вы думаете какой был климат?
Найдите подтверждение в учебнике на стр.91 Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.
  • Что мы узнали о климате Индии?  

Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц.
  • Как вы думаете, ребята, что джунгли давали жителям древней Индии?
Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Заполните маршрутный лист «Растительный мир», какой был растительный мир Индии, какие деревья, как назывались леса? Послушайте отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» и зафиксируйте названия животных, которые живут в джунглях:


В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол, 
То рысь, то пантера
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи

Но особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. На стр. 94 учебника посмотрите изображение старинной индийской скульптуры – бог Ганеша – изображение слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? РЕФЛЕКСИЯ: что узнали о природных условиях Древней Индии?
Учебник, карта Работают с картой, называют реки, заполняют таблицу, озвучили ВЫХОДЯТ И ПОКАЗЫВАЮТ РЕКИ Работают с картой, называют горы, заполняют таблицу, озвучили Слушают. Горы защищали от холодных ветров, от вражеских набегов. Делают предположение о климате. Работают с учебником, заполняют таблицу, озвучили Там идут дожди и очень жарко   Слушают дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы Заполняют табличку , озвучили Джунгли – густые, труднопроходимые леса, лианы Слушают, заполняют табличку: Птицы, кабан, шакал, буйвол, рысь, пантера, обезьяны, а также: крокодилы, змеи, рыбы, а также: птицы, в том числе попугаи - озвучили Дописывают: слон "Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм) Отвечают по табличке №2, проверяют по сладу
Должно быть записано: Таблица №2 Природные условия Древней Индии
Реки Рельеф Климат Растительный мир Животный мир
Инд Ганг Гористый, горы Гималаи, г. Джомолунгма Влажный, жаркий Джунгли- густые, труднопроходимые леса, лианы Слон, тигр, лев, рысь, пантера, буйвол, шакал, змеи, птицы, крокодилы…
Давайте отдохнем и прогуляемся по джунглям. ФИЗМИНУТКА - ДЖУНГЛИ Повторяйте за мной движения: 
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз); 
идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);  
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); 
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); 
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); 
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). 
Выполняют физминутку
Шли мы по джунглям и вышли к поселению.
Переходим к следующей цели. Занятия населения и религиозные верования. Обратите внимание это табличка №3 в маршрутном листе.
  • Где были первые поселения индийцев?
  • Назовите названия поселений.
  • Как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?







  • Чем могли заниматься жители Древней Индии?

Прочитайте отрывок из произведения древнегреческого историка  Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и запишите их в таблице.

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:
« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Земля заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.

Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда». Сделайте вывод – основные занятия древних индийцев Вывод: Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.

В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец. Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.

С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником, с которыми разговаривать никто не смел.
  • Какую информацию о занятиях индийцев можно узнать из карты? Чем еще могли заниматься индийцы?
Проверьте, какие записи сделали в табличке - Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших. 

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».  Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

  • Как вы думаете, с какими верованиями связана такая угроза?
Для проверки ваших предположение, предлагаю поработать с учебником, стр. 95 ВЕРА В ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ. Вам предстоит чтение по цепочке и ответить на вопрос:
  • Чем религиозные верования древних индийцев отличались от верований жителей изученных ранее стран?

Не только в мирное время трудились пахари на своих полях. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников. Между многочисленными царствами шла кровопролитная борьба за первенство. Победителем оказался могущественный Ашока, «Лишённый печали», из династии Маурьев, который в III веке до н.э. объединил почти все индийские земли под своим началом. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке.


На берегах рек – Инд и Ганг Работают по карте – Сарнатх, Паталипутра, Индрапрастха
  1. Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия
  2. Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле
  3. Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов
Работают с историческим документом, заполняют таблицу: для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения - ремесло земледелие – земледельцы считаются священными и неприкосновенными воюют - воюющие стороны убивают друг друга, оружейники Дополняют – скотоводство Работают с картой – торговые пути = занимались торговлей Основные занятия населения – земледелие, скотоводство, собирательство, ремесло, торговля Предполагают Читают подпункт цепочкой. Работают с учебником, находят информацию


Приблизительные ответы учеников: Содержанием религиозного учения: кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела и поступки в следующий раз он может родиться четвероногим, насекомым, пресмыкающимся или даже предметом, например, камнем.

РЕФЛЕКСИЯ: что узнали о занятиях населения и религиозных верованиях индийцев?


Ответ по табличке, проверяют по слайду
Должно быть записано: Таблица №3 Занятия населения и верования индийцев
Города Занятия жителей Верования Правитель
Сарнатх, Паталипутра, Индрапрастха
  • Земледелие (рис, хлопчатник, сахарный тростник, пшеницу)
  • Скотоводство
  • Охота
  • Собирательство
  • Торговля
  • Ремесло
Вера в переселение душ Ашока , III век до н.э – объединил все земли Индии
Вот и пришло время ответить на главный вопрос: 
Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?
Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Но это только основа путеводителя. У нас нет главного – памятников культуры Древней Индии. Я предлагаю выполнить творческое домашнее задание – подготовить сообщение, презентацию о памятниках культуры Древней Индии. Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит приз. Для всех остальных – ДЗ & 20, ТПО №83

Ответы учащихся

Чудеса Индии:

- благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- памятники культуры

Ну а теперь проверим, насколько вы хорошо путешествовали по Древней Индии с помощью игры «крестики-нолики». У вас лежат листочки - игровое поле с девятью клетками. Имеется ряд вопросов, если вы соглашаетесь с вопросом, то ставите в очередной клетке «Х», если нет, то «0».

Задания:

  1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

  2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)

  3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)

  4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)

  5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)

  6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (Х)

  7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х)

  8. В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (О)

  9. В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. (Х)


Проверка – у кого какие ошибки - почему

Выполняют задание, проверяют по слайду, самооценка по ключу

1


Х

2


Х

3


О

4


О

5


Х

6


Х

7

Х


8

О

9

Х

Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии
РЕФЛЕКСИЯ:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…


или: можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!