СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:Распространение плодов и семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Распространение плодов и семян

Познакомить учащихся с особенностями распростра­нения плодов и семян в природе, биологическим значением при­способлений к распространению. продолжить развитие умений и навыков самостоятельного изучения растений , воспитывать ответственное отношение к природе и познакомить с правилами поведения в природе  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:Распространение плодов и семян»

ТЕМА: Распространение плодов и семян

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями распростра­нения плодов и семян в природе, биологическим значением при­способлений к распространению. продолжить развитие умений и навыков самостоятельного изучения растений , воспитывать ответственное отношение к природе и познакомить с правилами поведения в природе

Оборудование: коллекция плодов и семян, распространяю­щихся разными способами; таблица «Способы распространения плодов и семян».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • что распространение семян - необходимое условие существо­вания растений;

  • признаки растений, плоды которых распространяются с по­мощью ветра;

  • какие растения выработали приспособления к саморазбрасы­ванию семян;

  • каким образом растения распространяют плоды с помощью человека и животных.

Ход урока

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

I. Проверка знаний

О чем шла речь на прошлом уроке? Послушайте загадку

Загадка Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод)

(О плодах и семенах)

Лист самооценки.

Фамилия,

имя.

Этапы урока

Итоговая оценка

От 5 до 10 баллов- 3;

От 10 до 15 баллов- 4;

От 15 до 20 баллов – 5.

Проверка

(тест) шкала:

3-4 правильных ответа – оценка «3»

5 правильных ответов – оценка «4»

все правильные ответы – оценка «5»


Изучение


Ответы

на проблем

ные вопросы.

(если был ответ -5;

если ответа не было-0)


Приминение Анализ



5 баллов





Какое строение имеет плод? ( Околоплодник и семя)


Какие признаки лежат в основе классификации плодов?

- по количеству семян,

- по околоплоднику,

- по способу образования: простые и сложные, соплодие





Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

Задание 1. В корзину собрать сочные плоды.

Задание 2.В корзину собрать сухие плоды.


Задание на компьютере


  1. Как образуются простые плоды, сложные и соплодие?

  2. Чем отличается плод боб от стручка?



Проведём небольшую проверочную работу: восстановить поврежденный текст.

И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.


II. Изучение нового материала.

Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса - плод-это “зрелый цветок”. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции.

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Можно увидеть на опушке хвойного леса тонкую рябину или березку, найти, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.


Как попало сюда это растение? Как оказались далеко от дуба его плоды?

( ребята отвечают)


Как сформулируем тему нашего урока?

Тема урока Распространение плодов и семян.

Цель:

Что сегодня на уроке мы должны выяснить? ( определяют цель)

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями распростра­нения плодов и семян в природе, биологическим значением.

Задумаемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь.


Многие растения образуют большое количество семян.


Почему так много семян образуют растения?

Почему растения стараются как можно дальше отбросить семена?

Предположение:

Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.

Прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут.





Каким образом решается эта проблема в природе? Послушайте стихотворение “Одуванчик” Всеволод Рождественский

Когда идешь тропинкою

Куда ни глянь, в поля

Белеют чудо - шарики

На стройных стебельках.


Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки


Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна, -

Срываются, взвиваются

На воздух семена.


Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.


Какие способы распространения плодов и семян вам известны?

  1. Ветром

  2. Водой

  3. Саморазбрасывание

  4. Животными

  5. Человеком

Работа по группам

Установите, какими способами распространяются плоды и семена.

Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения у разных растений.

Сведения занесите в таблицу.


Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.


Подготовьте выступление от группы по плану:

а)способ распространения плодов и семян ;

б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.


Первичное закрепление проверка таблицы


Способы распространения плодов и семян

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Водой



Ветер





Саморазбрасывание





Животные и человек

Ольха, кокосовая пальма


Ива, тополь, осина


Одуванчик

Берёза, ясень, клён


Недотрога, горох, фасоль, акация




Лопух, череда


Рябина, бузина, брусника, черника, черемуха

Плоды лёгкие, не тонут в воде


Смена покрыты белыми пушистыми волосками

«Парашютики»

Крыловидные выросты


Створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются


Острые зубчики и крючки

Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются


  1. Распространение плодов и семян ветром обусловлено нали­чием у них пленчатых выростов, хохолков-парашютиков; султан­чиков.

Такие приспособления характерны для сухих односемянных плодов, а также для семян ели, сосны, березы, ясеня, одуванчика, ковыля, рогоза, клена.

Семена могут быть покрыты волосками или пушком, как, на­пример, у ивы, тополя. А у вяза и клёна семена снабжены крыло­видными выростами. Семена берёзы - мелкие орешки - снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром.

Одни се­мена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособле­ния: они или покрыты волосками и пушком (ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель).

Вспомните, как все лето на полянах и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнеч­ные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию, которых всего одно семя и хохолок из белоснежных  волосков,  сидящих на сильно вытянутом  носике.

А семена березы — мелкие орешки снабжены двумя прозрачными кры­лышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград. Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить - характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.


  1. Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сей­шельской пальмы.

Семена некоторых водных и прибрежных растений могут при­липать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ни­ми из водоёма в водоём. Или совершать самостоятельные путеше­ствия по воде, плывя по течению. Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.

Рекордсменами по дальности водных путешествий можно счи­тать плоды кокосовой пальмы - кокосовые орехи. Кокосовая паль­ма растет на побережьях тропических морей, на островах и атол­лах. Её высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5-2 кг. Содержи­мое незрелой костянки сначала совсем жидкое - знаменитое коко­совое молоко, загустевает по мере созревания. Снаружи они по­крыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи под­хватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близ­лежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на ост­ровах, удаленных на 4800 км от места их созревания. Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхо­жести. Попав на берег, часть плодов оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения, - на голом песке. Помогает пальме выжить в этих условиях большой запас питательных ве­ществ, содержащихся в плоде. Проросток использует их более го­да, даже тогда, когда молодая пальма уже образует 3-4 крупных листа.

Например, у осок, плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров. Самый боль­шой любитель путешествий — кокосовая паль­ма, которая растет на побережье почти всех материков и островов в тропической зоне. Только благодаря морским течениям и волнам завоевала она такое пространство. Плоды ее — костянки, часто неправильно называемые кокосовым орехом, в свежем виде весят до 8 килограммов, а размером с небольшой арбуз. Они смываются с берега отливом и плывут по волнам за многие километры, пока у какого-нибудь берега их не вынесет прилив.

Есть и у нас в средней полосе дерево — тру­женик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространению ре­кам, ручьям, речушкам. Это ольха.

 Способность некоторых семян сохранять свою всхожесть на протяжении длительного времени - удивительная особенность ряда растений.

3) Саморазбрасыванием распространяются: бешеный огурец, недотрога, горох, фасоль, желтая акация.

Бешеный огурец обыкновенный - травянистое растение с боль­шими сердцевидными листьями. Плоды похожи на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызы­вает потрясающий эффект. В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающая за собой семена. Сам плод при этом движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 м.

Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги -длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Когда они созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицой, сильно набухает и оказывается в напряженном со­стоянии. Одновременно происходит ослабление связи между пло­долистиками по линии их сочленения из-за разрушения веществ, склеивающих клетки друг с другом. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как связь между плодолистиками нарушается, они быстро закручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена.

У караганы (желтой акации), дрока, фиалки, кислицы разры­вающиеся с легким треском створки плода действуют как пружи­ны, разбрасывая семена далеко вокруг.

Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в ко­тором созревают. В тропическом лесу, напри­мер, такое явление, как стрельба деревьев и кус­тов семенами является делом обычным. Иногда в джунглях слышится громкая канонада. Оказывается, что стрельбу ведет обыкновенное дерево – обезьяний гонг, или гура. С оглушительным треском лопаются похожие на тыковку плоды - и, как пули из пистолета, семена летят метров за пятьдесят в разные стороны. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подаль­ше от материнского растения, с тем чтобы про­клюнувшиеся молодые ростки заняли подходя­щие жизненные пространства, хорошо укорени­лись и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещать­ся на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и на­дежно продолжить род на новом месте. И в ле­сах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Стреляют, например, некоторые виды сосны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, не­дотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие.

Говоря о способах передвижения плодов и семян, нельзя не сказать об уникальном и удивительном механизме, которым обладают плоды бешеного огурца и недотроги. Уже само название растений говорит о многом. И дей­ствительно, стоит чуть дотронуться до плода, как он быстро раскрывается и с силой выбра­сывает семена. Плод бешеного огурца — тыквина, как у арбуза и дыни, разбрасывает семена на несколько метров.

Бальзамин, или недотрога, — тоже непло­хой артиллерист. Его плод похож на тонкий стручок. Если к нему прикоснуться, когда он со­зреет и подсохнет, то упругие створки стручка мгновенно закручиваются спиралью и, действуя как пружина, с большой силой выталкивают се­мена, которые летят в разные стороны. Стру­чок-недотрога может выстрелить и сам, когда созреет; это происходит и в том случае, если к нему даже никто не прикасается.


4) С помощью животных распространяются сочные плоды, кото­рые поедаются ими, и те плоды, которые имеют крючки и другие приспособления, позволяющие им закрепиться за шерсть или одежду человека. К ним относятся: рябина, калина, бузина, черника, брусни­ка, ландыш, майник, черемуха, череда, репейник.

Орехи и желуди растаскиваются сойками, белками, мышами, бурундуками. Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи.
Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.
Вероятно многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. У этого растения листья светло – зелёные, нежные, глубоко – перистораздельные. К верхушке стебля листья мельче, чем нижние. Стебель покрыт редкими торчащими волосками и имеет золотистого цвета сок, которым в народной медицине выводят бородавки. Но муравьёв в этом лекарственном растении привлекает не нежность листвы, не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.

Осенью дрозды и свиристели склевывают сочные плоды - яго­ды рябины. Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте. Птицы рассеивают их с пометом. Сочные плоды, предна­значенные для привлечения животных-распространителей, часто ярко окрашены (клюква, черника и другие).

Как уже говорилось, животные расселяют не только те расте­ния, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качест­вами. Многие травы приспособились к распространению живот­ными. Маленькие орешки липучки покрыты расположенными в 2-3 ряда шипиками. Само название растения говорит о свойстве его плодов накрепко прицеплять к шерсти зверей, перьям птиц, одежде человека. У дикой моркови плоды-семянки имеют 4 длин­ных, загнутых на конце шипа и несколько маленьких шипиков.

Обратите внимание на кудрявую рябину, красу русского леса. Осенью в ее кроне хо­зяйничают дрозды, свиристели, сойки, но мож­но быть спокойными за семена: птицы рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Плоды рябины — яблочки так же, как дуба — желуди, лещины — орехи, оказывают­ся непосредственной пищей многих птиц и зве­рей. Часто плоды яркой окраски: у черники — фиолетовые, красные у клюквы — заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе.

Семена, прогло­ченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случа­ется это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распро­страняются семена. Например, на сухих пло­дах развиваются различные хитрые приспо­собления — крючочки, щетинки и другие вы­росты, которые цепляются за шерсть живот­ных и таким своеобразным способом передви­гаются далеко от материнского растения. Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна. Проста в употреблении.
А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.

5).Распространение человеком.

Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно, но кроме того, человек часто распространяет растения, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить, как переселился из Европы в Америку подорожник,  а из Америки к нам случайно были завезены такие растения, как амброзия полыннолистная, ромашка пахучая, мелколепестник канадский. Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам и тюкам с грузом и оказываются в укромных уголках вагонов, автомобилей, самолетов. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают и часто находят себе новую родину. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник, который встречается на тропинках и дорогах. Вот почему коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».



III. Закрепление изученного.

Вторичное закрепление. Загадки

Загадка:

Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла

Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

Притча о Сеятеле

Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.

Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.

Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.

Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.


111. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Достигнута ли цель урока?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удаётся?

Как оценивают свою работу группы?








Что за диво: плод плюется –

Целым в руки не дается.         (Бешеный огурец).


Есть матери с чудными

замашками:

Швыряют детей вверх

тормашками.

(Растения недотроги, акации, распространяющие семена саморазбрасыванием).

 

Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый,

А плодик - тройчатка –

Как будто взрывчатка.        (Фиалка)


Бесколесой колесницей

Правит бешеный возница.

И по полю на бороздки

Все рассыпалось с повозки.    (Растения перекати-поле).


Не смолкает трескотня:

Пуля – слева, пуля – справа.

На кого идет облава?      (Саморазбрасывание семян акации)

  Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик, ветром,

парашютики)


Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,

семена не перевариваются)остранению. оыбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена.да отверстияными листьями- бешеный огурец обыкновенный.а о вввоволовлв

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за шерсть животных или одежду человека)




Домашнее задание: §31.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!