Тема урока: Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.
СЛАЙД 2 60-е годы 19 века ознаменовались подъемом революционного движения, в стране ширились крестьянские восстания, росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных обществ. Центральный вопрос времени – вопрос об отмене крепостного права.
60 – 70-е годы – эпоха драматическая. Происходит быстрая ломка старых устоев, а новые очень медленно приходят им на смену, поэтому возникают неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Итак, в стране царила страшная разноголосица, кроме того, писатель видел не только общественную борьбу в России, но и руководствовался примером Запада, где стабилизация капитализма вместо равенства и братства принесла распад и деградацию моральных принципов.
СЛАЙД 3 И действительно, в газетах и журналах все чаще появляются статьи об убийствах, совершенными молодыми людьми, причем, будучи уличенными в преступлении, они не раскаиваются, а напротив, заявляют, что попали в затруднительное материальное положение и путем преступления стремились его исправить.
Кроме того, 1865 год – время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, а, соответственно, возможность кормить семью, насчитывалось немало. Ни для кого не секрет, что русский человек привык горе заливать вином, а стоила водка очень дешево – за 30 копеек можно было напиться до невменяемого состояния. Проблема алкоголизма и положения детей в семье алкоголиков также затронуты в этом романе, не случайно первоначально Федор Михайлович планировал назвать свое произведение “Пьяненькие” и главную роль отводил не убийце Раскольникову, а Семену Мармеладову, бывшему чиновнику, ныне опустившемуся алкоголику.
Есть еще одна проблема, затронутая в романе – это проблема женской проституции. В 60-70-е годы, в связи с отсутствием средств к существованию, она стояла очень остро. Нередки были случаи, когда мать продавала свою дочь в разврат из-за гнетущей бедности. Писатель говорит о том, что нельзя осуждать и отвергать этих несчастных дочерей отставных чиновников или промотавшихся богачей, и вообще женщин, которых иссушила нужда.
СЛАЙД 4 Летом 1865 году, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с предварительным названием «Пьяненькие» с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера.
Пьер-Франсуа Ласьер (Ласенер) (совр. Ласнер; 1803—1836) — французский поэт, вор и убийца. Был казнён на гильотине 9 января 1836 года в Париже. Процесс Ласнера произвёл большое впечатление на Ф. Достоевского, который характеризовал его в своём журнале как человека «для которого убить было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами».
Существует мнение, что Ласенер послужил одной из отправных точек для создания образа Родиона Раскольникова.
СЛАЙД 5 Подробный план нового произведения писатель излагает в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна,…зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью,…и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».
Смысл названия романа.
Федор Михайлович отказался от создания романа о пьяненьких, но история жизни семьи чиновника Мармеладова входит в его новое произведение об убийстве, которое было задумано как небольшая повесть на нескольких листах. Из первоначального замысла сохранился лишь сюжет об убийстве. Но этот сюжет распадается на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, – действие преступления на душу преступника. Эта двухчастность замысла отразится в окончательной редакции на заглавии романа – “Преступление и наказание” – и на особенностях его структуры. СЛАЙД 6 В романе, состоящем из 6-ти частей, одна посвящена преступлению и пять – влиянию этого преступления на душу убийцы и постепенному изживанию им своего преступления.
Жанр СЛАЙД 7
Обобщение СЛАЙД 8
– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например?
(Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него).
Образ Петербурга.
Санкт-Петербург не зря часто фигурирует в русской литературе. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.
Санкт (Santa – святой) – лат.
Петр (Petros – камень, скала) – греч.
Бург (burg – замок, крепость) – нем.
А каким изображает Петербург Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»? СЛАЙД 9
Карты:
1-й маршрут Раскольникова, места действия романа СЛАЙД 10
Васильевский остров СЛАЙД 11
Исаакиевская площадь СЛАЙД 12
Полицейская контора СЛАЙД 13
1. Пейзажи.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа? Выйдем на улицу вместе с героем романа.
СЛАЙД 14 Часть I глава 1 («На улице жара стояла страшная…»)
Преступление Раскольникова было задумано на Сенной площади. В конце романа "Соня говорит Раскольникову: «Поди на перекресток, поклонись народу... и скажи всему миру вслух: «я убийца!» Куда идет после этих слов Раскольников? Он идет снова на Сенную: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли...»
Вокруг Сенной площади и располагается этот удивительный музей под открытым небом. В петербургской топографии «Преступления и наказания» нет ничего случайного. Достоевский прекрасно знал весь этот район. Он жил здесь не только до, но и во время создания этого гениального романа. Из окон своей квартиры писатель мог видеть маршруты участвующих в действии персонажей.
После встречи с Лизаветой Раскольников отправляется домой. Герой романа идет через Кокушкин мост (СЛАЙД 15), так как ближайшего к Сенной площади Сенного моста тогда еще не существовало. Этой же дорогой ходили и другие герои романа, ею же пользовался, возвращаясь из города на свою квартиру, и его автор.
Раскольников стоит на Вознесенском мосту (СЛАЙД 16), когда с него бросается в воду Афросиньюшка, а по ступенькам спуска справа кидается в «канаву» городовой и вытаскивает утопленницу.
Дом Раскольникова СЛАЙДЫ 17, 18
Дом старухи-процентщицы СЛАЙД 19
Дом Сони СЛАЙД 20
Грязные узкие улицы СЛАЙД 21
Подворотни СЛАЙД 22
Дворы-колодцы СЛАЙД 23
Черные лестницы СЛАЙД 24
- Какую роль играет в романе образ – символ «лестницы»? («Раскольников взбирается и спускается с лестницы по крайней мере 48 раз. Его «путь» - это буквально путь «вверх» и «вниз» С.В. Белов)
Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.
- Как чувствует себя Раскольников в этом городе? («Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»)
- Какие чувства у вас вызывает этот город? (Неуютно, некомфортно, страшно, тесно, нечем дышать. Хочется убежать с этих улиц на простор живой природы).
2. Люди.
Лицо любого города – люди, его населяющие. Кого вы видите на улицах Петербурга? СЛАЙД 25
По улицам города бродят униженные и оскорблённые: перед читателем возникает
«чахоточное и взволнованное лицо Катерины Ивановны»,
«старушонка с вострыми и злыми глазками»,
«отёкшее лицо Мармеладова, который одет в старый, совершенно оборванный старый фрак»,
«пьяная девочка в разорванном платье»,
(Трагические судьбы детей – это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей – это состояние общества. Судьбы детей – это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?)
«женщина с испитым лицом, бросившаяся в Неву», СЛАЙД 26
«пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время»,
«худо одетый в лохмотья Раскольников»…
Неправильное и безобразное, рождаемое пейзажем, усиливается при описании людей, населяющих город.
3. Интерьеры.
СЛАЙД 27 Комната Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу…, и, наконец, неуклюжая большая софа…, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову».
Главная деталь: всюду отставшие от стены обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.
СЛАЙД 28 Комната Сони Мармеладовой («Сарай»): «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…Во все этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтенькие, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
СЛАЙД 29 Комната старухи-процентщицы: «Небольшая комната… с желтыми обоями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана.., круглого стола.., туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках…»
СЛАЙД 30 Комната Мармеладовых (Проходной угол): «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы. На самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».
СЛАЙД 31 Номер в гостинице, где останавливается перед самоубийством Свидригайлов: «…нумер, душный и тесный… Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову; в одно окно; постель очень грязная… Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого».
4. Цвета, запахи, звуки.
СЛАЙД 32
Основным цветом в романе является жёлтый:
В комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, лицо героя во время болезни становится жёлтым;
В комнате Сони – желтоватые обои;
В квартире старухи-процентщицы - мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, обои жёлтого цвета, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку;
У Мармеладова жёлтое от постоянного пьянства лицо;
У женщины, бросившейся в Неву, жёлтое испитое лицо;
На руке у Лужина – кольцо с жёлтым камнем;
Соня получает жёлтый билет;
Лицо следователя – тёмно-жёлтое…
Кацавейка СЛАЙД 33
В целом в романе мало красок, и ни один цвет, кроме жёлтого, не повторяется много раз. Вероятно, жёлтый цвет имеет какой-то символический смысл. Если вспомнить, что «жёлтый дом» означает – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. На грани безумия окажется Раскольников, покончит с собой Свидригайлов, сойдёт с ума Катерина Ивановна.
Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.
На втором месте – синий цвет, а на третьем – лиловый. Но при смешивании синего, зелёного и лилового цветов получается грязно-серый цвет. Это цвет распивочных, кабаков, Сенной улицы. От маленькой червоточины, чёрной точки, расходится паутина серого, а красный, словно капли пролитой крови, ярко алеет среди тусклых красок. Красный цвет тоже используется в романе неоднозначно, он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному.
СЛАЙД 34 Связан он в основном с образом Раскольникова. В своём первом сне тот видит «больших, пьяных мужиков в красных рубахах». У одного из них «мясистое, красное, как морковь, лицо». Рядом сидит «бабёнка» в красном. Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». За полтора месяца до убийства Раскольников закладывает «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. То ли наяву, то ли во сне снова находясь в квартире старухи-процентщицы, Раскольников увидел «огромный, круглый, медно-красный месяц», который глядел прямо в окна. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, болезнь.
СЛАЙД 35 Примечательно, что зелёный цвет, как правило, - символ жизни, а у Достоевского при описании он встречается очень мало. Соня надевает зелёный драдедамовый платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес. Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Зеленым был купол церкви из сна Раскольникова. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета. Зелёный – цвет защиты, покрова. Зелёный цвет – символ Богородицы, указывает на то, что жалостливые люди находятся под святым покровом.
Города, как люди, умеют разговаривать. Что можно услышать на улицах Петербурга?
Чаще всего звуки, леденящие душу и сердце:
Хохот, крики;
Свист кнута, когда пьяный Микола, насмерть забивает лошадь; СЛАЙД 36
«Наглые смеющиеся головы, пронзительный визг хозяйки дома», где умирает Мармеладов;
«Страшные, отчаянные вопли» слышит Раскольников; СЛАЙД 37
Обезумевшая Катерина Ивановна поёт на улице «Пять грошей» и «Мальбург в поход собирался»;
Звуки шарманки и детский голосок, поющий «Хуторок»… СЛАЙД 38
Звуковая линия романа ещё острее помогает почувствовать атмосферу жизни «маленького человека».
У каждого города свой запах. А у Петербурга?
В Петербурге душно, «стоит особая летняя вонь, нестерпимая вонь из распивочных», - читаем мы в 1 главе; во 2-ой – «Опять вонь из лавочек и распивочных; СЛАЙД 39
«Крошечные огурцы и резанная кусочками рыба в кабаке очень дурно пахнут»; СЛАЙД 40
Вонючие дворы домов на Сенной, бараки с преющими рогожами, с гниющей парусиной, с разными испорченными продуктами»;
«Было душно, всё пропитано винным запахом, что от этого воздуха можно было в 5 минут оказаться пьяным».
Человек задыхается от зловония города.
СЛАЙД 41
Совпадение города и героя. Двойственность (контраст). |
Петербург парадный | Город униженных и оскорбленных |
Царственная Нева, золото Исаакиевского собора, гранит мостовых. | Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади, где в безобразной толкучке представлены, кажется, все человеческие пороки и несчастья. |
Раскольников внешне | Раскольников внутренне |
Романтическая внешность мечтателя и мыслителя. | Грязное «подполье» – мысли о грабеже и убийстве. |
Итог. СЛАЙД 42
Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Город не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа. Он — соучастник преступлений, соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.