СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Рыбы", биология 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Рыбы" в 7 классе. "Внешнее строение рыб"

  • Познакомить с классификацией рыб,
  • раскрыть особенности внешнего строения представителей надкласса «Рыб» в связи с    обитанием в водной среде,
  • углубить знания о частях тела рыб и органах, расположенных на них.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Рыбы", биология 7 класс»

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания».



Учитель биологии МБОУ «Спасская СОШ»

Томского района Томской области

Сгибневой Ирины Алексеевны

Цель урока: сформировать понятие приспособленности рыб к водной среде обитания и познакомить учащихся с внешним строением.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с классификацией рыб,

  • раскрыть особенности внешнего строения представителей надкласса «Рыб» в связи с обитанием в водной среде,

  • углубить знания о частях тела рыб и органах, расположенных на них.


Развивающие:

  1. Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.

  2. Развивать умения заполнять таблицы, использовать текст и рисунки учебника, записывать, формулировать выводы, осуществлять взаимопроверку

  3. Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

  4. Использовать имеющие знания, работать в заданном темпе и внимательно слушать


Воспитательные:


  1. Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

  2. Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

  3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, воспитывать самоуважение, трудолюбие и любовь к прекрасному.


Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация, натуральные объекты, тест в электронном виде, персональный компьютер, таблицы, проектор.


Тип урока: комбинированный


Методы обучения:

Словесные:

1. Метод самостоятельной работы с источниками информации

2. Метод эвристической беседы

Наглядные:

Частично-поисковый – при работе с мультимедийными пособиями

Практические:

Лабораторная работа


План урока:

  1. Организация класса.

  2. Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

  3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

  4. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


Прозвенел веселый звонок

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят узнать на свете


  1. Проверка домашнего задания

Задание 1.

Записать системы внутренних органов ланцетника.


Задание 2.

Выполнить тест:

  1. Ланцетник относится к подтипу…

а. бесчерепных

б. черепных

в. позвоночных


2. Кровеносная система ланцетника…

а. незамкнутая

б. замкнутая

в. смешанная


3. Сердце у ланцетника…

а. имеет вид трубки

б. отсутствует

в. двухкамерное


4. Органы дыхания ланцетника являются…

а. легкие

б. трахеи

в. жабры


5. Ланцетник…

а. ведет придонный образ жизни

б. плавает близко к поверхности воды

в. обитает в толще воды


6. Ланцетники…

а. раздельнополые животные

б. гермафродиты

в. раздельнополые и гермафродиты


7. Тип Хордовые делится на подтипы…

а. позвоночные, членистоногие

б. оболочники, бесчерепные, позвоночные

в. бесчерепные, черепные, беспозвоночные


8. У ланцетника скелет…

а. отсутствует

б. внутренний

в. наружный


9. Органами выделения ланцетника являются…

а. почки

б. мальпигиевы трубочки

в. выделительные трубочки


10. Нервная система ланцетника…

а. нервная трубка

б. состоит из узлов и нервов

в. состоит из нервной цепочки


11. Органами зрения ланцетника являются…

а. простые глаза

б. сложные глаза

в. светочувствительные клетки


12. В какой части тела расположены жабры у ланцетника?

а. на брюшной

б. на голове

в. на спине


13. Что представляет собой хорда ланцетника?

а. упругий эластичный тяж

б. скопление костных клеток

в. полую трубку


14. Органы чувств ланцетника…

а. вкус, слух, зрение

б. зрение, обоняние, слух

в. зрение, химическое чувство осязания


15. Ланцетник по способу питания…

а. хищник

б. растительноядное животное

в. Фильтратор


Ответы:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

б

в

а

а

б

б

в

а

в

а

а

в

в


Оцениваем и выставляем оценки

13 правильных- «5»

11 правильных – «4»

9 правильных – «3»

8 и ниже правильных – «2»



  1. Стадия « вызов».

Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.


Ребята, вы слышите звуки моря. Мы познакомились с внешним и внутренним строением ланцетника Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одними жителями водных глубин.


Читаю загадки и предлагаю определить тему урока.


Загадки.

1. Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

2. Рот есть, да не говорю.

Глаза есть да не мигаю,

Крылья есть да не летаю.


Тема урока «Надклассы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».


Так, мы определили тему нашего урока, и будем знакомиться еще с одной группой животных «Надклассом рыб»

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова Константина Паустовского, писателя, который хорошо знал и любил природу России:

«Можно смело сказать, что любой человек, если он проведет хотя бы только один день на реке или озере, если он надышится запахом трав и воды, увидит в темной воде блеск крупной рыбы, будет потом долго вспоминать этот день, как один из самых счастливых дней своей жизни»

Рыбы имеют сложное строение по сравнению с ранее изученными животными, поэтому сегодня мы познакомимся только с внешним строением рыб.

А что же мы можем и должны сегодня узнать?

  1. Систематическое положение рыб

  2. Экологические группы

  3. Главные особенности рыб, связанные со средой обитания

  4. Внешнее строение рыб


  1. Изучение нового материала

1. Систематическое положение рыб

Царство: Животные

Подцарства: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Черепные (позвоночные)

Надкласс: Рыбы

Класс: Хрящевые Костные










  1. Какие приспособления для жизни в водной стихии есть у рыб?


Рыбы

  • Обитают в водной среде

  • Дышат жабрами

  • Передвигаются в воде с помощью плавников


3.. Экологические группы


Страница 125, заполните схему.

Экологические группы






Пресноводные

Рыбы Проходные Морские Солоноватые

(вобла)

Рыбы Рыбы




Стоячей Текучие лососевые поверхностные донные

(карась, воды осетровые (скумбрия) (камбала)

линь) (хариус) угри



3. Внешнее строение рыб

- Какие части тела можно различить у рыбы?


  1. Голова

  • Рот

  • Глаза

  • Ноздри

  1. Туловище

  • Обтекаемая форма тела

  • Тело покрыто чешуей

  1. Хвост

- Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)

- Как они расположены? (передние чешуйки накладываются на задние), а почему не наоборот?

Чешуя не только покрывает тело рыбы, но по ней, как по годичным кольцам дерева, можно определить возраст рыбы.

Определите возраст рыбы, чешуйки которых есть у вас.

- Почему трудно удержать рыбу в руках)

- Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она? Почему спина более темная, а брюшная часть крашена светлее?

- Вдоль всего тела проходит темная полоса. Что эта за линия и какую роль она выполняет? (здесь много нервных клеток, которые помогают рыбе обходит препятствия при плавании в воде)

- Что расположено еще на теле рыбы? (плавники)


плавники

парные

непарные

грудные

брюшные

спинной

анальный

хвостовой

  • руль глубины

  • устойчивость

  • резкий поворот

Движение вперед

  • равновесие

  • медленное движение

  • останавливает


Позади брюшных плавников расположены 3 отверстия: анальное, половое и мочевое.


  1. Интересные факты из жизни рыб

  • рыбы появились на Земле 450 млн. лет назад

  • существует более 22 000 видов рыб

  • размеры этих животных могут быть от 7,5 мм до 20 м

  • продолжительность жизни некоторых рыб до 100 лет

  • масса – от15 мг до 20тонн

  • скорость движения до 130 км/ч

  • живут на глубине 7000 м, при температуре 50 градусов

  • способны чувствовать запах на расстоянии 3-4 км.


  1. Закрепление нового материала

Интерактивное задание


Приём «Верите ли вы?»

1. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя « как рыба в воде».

2. Имеют обтекаемую форму тела.

3. Рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. Грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. Форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. Рыба – символ молчания.

10. Рыбы слышат шаги рыболова.


Ответы:

ДА -1, 2, 4, 5, 7, 9. 10.

НЕТ - 3, 6, 8,


  1. Задание на дом: 33, записи в тетрадях


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

  • Что оказалось новым?

  • Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

  • Почему?

































ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (I группа)

Тема:

Ихтиология –

Лабораторная работа

Цель:

Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, определите ее форму тела и объясните, каково ее значение в жизни рыб?

2. Найдите голову, туловище, хвост рыбы.

3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах. Какое значение она играет в жизни рыб.

4. Прочитайте текст учебника на стр. 99.

5. Заполните таблицу


Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела



Отделы тела



Окраска тела






Вывод (перечислите черты приспособленности рыб к водной среде обитания):







Определение возраста рыбы по годовым кольцам на чешуе.

1.  Рассмотреть чешую сазана под лупой

2.  Определяют возраст рыбы

3.  Зарисовать ее

4.  Сделать вывод






Задание №1 (вставьте пропущенные слова в текст).

Рыбы – это ……………….животные. Органом дыхания служат…………… . Имеются парные конечности, представленные …………………и ……………….плавниками. Тело покрыто ……………… . Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ……………………………… ……………………………………………...

Задание №2 (выполните тестовое задание).

1.Большое разнообразие форм тела рыб зависит от:

Развития органов чувств


Способов питания


Многообразия условий жизни


Их активного передвижения



2..Рыбы передвигаются благодаря:

Движению жаберных крышек

Движению челюстей

Работе плавников

Изгибам тела


3.Рыбы – систематическая группа животных, которая называется:

Надкласс

Класс

Вид

Тип

4.У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств:

Боковой линии

Обоняния

Слуха

Зрения

5.Парные плавники у рыбы:

Грудной

Спинной

Хвостовой

Брюшной

6.Рыбы относятся к типу:

Членистоногие

Позвоночные

Хордовые

Бесчерепные





ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (II группа)

Тема:

Ихтиология –

Лабораторная работа

Цель:

Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде

1. Рассмотрите внешний вид рыбы. Чем покрыто тело рыбы?

2. Чем снаружи покрыта кожа у рыб?

3. Как на теле располагаются чешуи? Все ли они одинаковые? Подумайте, какое значение имеет данное расположение чешуй?

4. Прочитайте текст учебника на стр. 99.


5. Заполните таблицу:


Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела



Покровы тела



Окраска тела



Вывод (перечислите черты приспособленности рыб к водной среде обитания):






Определение возраста рыбы по годовым кольцам на чешуе.

1.  Рассмотреть чешую сазана под лупой

2.  Определяют возраст рыбы

3.  Зарисовать ее

4.  Сделать вывод








Задание №1 (вставьте пропущенные слова в текст).

Рыбы – это ………………. животные. Органом дыхания служат…………… . Имеются парные конечности, представленные …………………и ……………….плавниками. Тело покрыто ……………… . Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ……………………………… .

Задание №2 (выполните тестовое задание).

1.Большое разнообразие форм тела рыб зависит от:

Развития органов чувств


Способов питания


Многообразия условий жизни


Их активного передвижения



2.Рыбы передвигаются благодаря:

Движению жаберных крышек

Движению челюстей

Работе плавников

Изгибам тела


3.Рыбы – систематическая группа животных, которая называется:

Надкласс

Класс

Вид

Тип

4.У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств:

Боковой линии

Обоняния

Слуха

Зрения

5.Парные плавники у рыбы:

Грудной

Спинной

Хвостовой

Брюшной

6.Рыбы относятся к типу:

Членистоногие

Позвоночные

Хордовые

Бесчерепные




ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (III группа)

Тема:

Ихтиология –

Лабораторная работа

Цель:

Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде

1.  Рассмотрите внешний вид рыбы. Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные и брюшные), непарные – спинной, подхвостовой (анальный) и хвостовой.

2.  Прочитайте в учебнике, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении?

3.  Найдите в тексте учебника, какие плавники движутся, когда рыба «стоит» на месте? Когда всплывает? Когда погружается?

4.  Прочитайте текст учебника на стр. 100 (первый абзац)


5.  Заполните таблицу:

Название плавников

Парные или непарные

Значение

Грудные



Брюшные



Спинной



Анальный

(подхвостовой)



Хвостовой



Вывод (перечислите черты приспособленности рыб к водной среде обитания):





Определение возраста рыбы по годовым кольцам на чешуе.

1.  Рассмотреть чешую сазана под лупой

2.  Определяют возраст рыбы

3.  Зарисовать ее

4.  Сделать вывод


Задание №1 (вставьте пропущенные слова в текст).

Рыбы – это ………………. животные. Органом дыхания служат…………… . Имеются парные конечности, представленные …………………и ……………….плавниками. Тело покрыто ……………… . Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ……………………………… .

Задание №2 (выполните тестовое задание).

1.Большое разнообразие форм тела рыб зависит от:

Развития органов чувств


Способов питания


Многообразия условий жизни


Их активного передвижения



2.Рыбы передвигаются благодаря:

Движению жаберных крышек

Движению челюстей

Работе плавников

Изгибам тела


3.Рыбы – систематическая группа животных, которая называется:

Надкласс

Класс

Вид

Тип

4.У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств:

Боковой линии

Обоняния

Слуха

Зрения

5.Парные плавники у рыбы:

Грудной

Спинной

Хвостовой

Брюшной

6.Рыбы относятся к типу:

Членистоногие

Позвоночные

Хордовые

Бесчерепные




ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (IV группа)

Тема:

Ихтиология –

Лабораторная работа

Цель:

Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде

Вывод (перечислите черты приспособленности рыб к водной среде обитания):

1.  Рассмотрите внешний вид рыбы. На голове рыбы найдите два отверстия – ноздри. Рассмотрите глаза (без век), расположенные по бокам головы.

2.  На боках тела расположена боковая линия – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде.

3.  Сзади головы найдите жаберные крышки, которые прикрывают орган дыхания – жабры.

4.  Прочитайте текст учебника на стр. 101 (органы чувств – 4 абзац)


5.  Заполните таблицу

Признаки

Характеристика

Значение

Орган зрения



Орган слух



Орган обоняния



Боковая линия



Жаберные крышки



Вывод (перечислите черты приспособленности рыб к водной среде обитания):




Определение возраста рыбы по годовым кольцам на чешуе.

1.  Рассмотреть чешую сазана под лупой

2.  Определяют возраст рыбы

3.  Зарисовать ее

4.  Сделать вывод




Задание №1 (вставьте пропущенные слова в текст).

Рыбы – это ………………. животные. Органом дыхания служат…………… . Имеются парные конечности, представленные …………………и ……………….плавниками. Тело покрыто ……………… . Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают ……………………………… .

Задание №2 (выполните тестовое задание).

1.Большое разнообразие форм тела рыб зависит от:

Развития органов чувств


Способов питания


Многообразия условий жизни


Их активного передвижения


2.Рыбы передвигаются благодаря:

Движению жаберных крышек

Движению челюстей

Работе плавников

Изгибам тела


3.Рыбы – систематическая группа животных, которая называется:

Надкласс

Класс

Вид

Тип

4.У рыб, в отличие от наземных животных, есть особый орган чувств:

Боковой линии

Обоняния

Слуха

Зрения

5.Парные плавники у рыбы:

Грудной

Спинной

Хвостовой

Брюшной

6.Рыбы относятся к типу:

Членистоногие

Позвоночные

Хордовые

Бесчерепные



1 группа:

5. Заполните таблицу

Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела

Обтекаемая, сжатая с боков

Снижение трения воды

Отделы тела

Голова, туловище, хвост

Снижение трения

Окраска тела

Спинная темная, брюшная – светлая

Защита, маскировка


II группа:

5.  Заполните таблицу:

Признаки

Характеристика

Значение

Форма тела

Обтекаемая, сжатая с боков

Снижение трения воды

Покровы

Кожа, чешуя, слизь

Защита, снижение трения воды

Окраска тела

Спинная – темная, брюшная – светлая

Защита, маскировка

III группа

5.  Заполните таблицу:

Название плавников

Парные или непарные

Значение

Грудные

Парные

Поддержание равновесия, повороты

Брюшные

Парные

Поддерживают равновесие, повороты

Спинной

Непарный

Препятствуют вращению рыбы вокруг своей оси

Анальный (подхвостовой)

Непарный

Препятствуют вращению рыбы

Хвостовой

Непарный

Поступательное движение, функция руля

IV группа

5.  Заполните таблицу

Признаки

Характеристика

Значение

Орган зрения

Глаза

Хорошо видит на близком расстоянии

Орган слуха

Внутренне ухо

Восприятие звуковых волн

Орган обоняния

ноздри

Восприятие запахов

Боковая линия

Каналы под чешуями

Чувствует направление и скорость течения воды

Жаберные крышки

Костные пластинки

Защита жабр




Учащиеся совместно делают вывод о приспособленности рыб к водной среде обитания по результатам лабораторной работы:

  • обтекаемая форма тела;

  • голова плавно переходит в туловище, а затем в хвостовой отдел;

  • маскирующая окраска тела – темная спинная сторона и более светлая – брюшная;

  • кожа покрыта чешуей, слизью – защищают тело и препятствуют трению в воде;

  • наличие плавников – непарных (препятствуют вращению рыбы вокруг своей оси, осуществляют поступательное движение и функцию руля), а парные плавники – обеспечивают поддержание равновесия и повороты;

  • боковая линия – обеспечивает чувствительность направления и скорость течения воды ; работа органов чувств;

  • наличие жаберных крышек, участвующих в дыхании рыб 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!