Открытый урок
по теме:
«Одноклеточные водоросли»
биология 6 класс

Учитель биологии филиала МОУ «СОШ» с.Каменка
в с.Чернавка Пинтелькина Е.В.
Апрель, 2016 год.
Биология. 6 класс
Тема: «Одноклеточные водоросли».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
Сформировать первичное представление о различных отделах растительного мира; строение и жизнедеятельности одноклеточных водорослей; приспособленности их к среде обитания;
Закрепить умение распознавать растения разных отделов;
составлять план характеристики растений; характеристики по плану, составлять рассказ по плану;
Тренировать умение планировать свою деятельность, читать рисунки и
схемы, опыт рефлексивной самоорганизации;
Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные качества, наблюдательность.
Материалы к уроку: компьютерная презентация, компьтер, интерактивная доска, диапроектор, раздаточный материал гербарных растений разных отделов, агар-агар, динамическое пособие «Размножение водорослей»
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
А) Приветствие обучающихся.
Б) Фронтальная беседа
- Какую науку вы изучаете (Биологию).
- Что такое биология? (Наука о живой природе)
- Кто является объектом изучения науки биологии? (Живые организмы)
- Мир живых организмов очень разнообразен и многочислен. Чтобы весь его изучить, организмы объединяют в …. ? (В царства)
В) Просмотр презентации «Царства природы» /Грешновой Н/
- И так, ребята, мы с вами вспомнили, какие выделяют Царства живой
природы. (Царство, Животные, Царство Растения, Царство Грибы и
Царство Бактерии).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство – Растения. Какую науку вы возьмете в помощь? (Ботанику)
- А что мы знаем о царстве Растения? (Оно делится на отделы)
- Рассмотрите гербарий отделов растений (раздаточный материал на столах)
- Назовите их. (водоросли,моховидные,папоротниковидные,голосеменные, покрытосеменные)
(Повторим известное – то, что нам пригодится для нового знания).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Что объединяет все растения гербария? (характерные признаки: наличие хлорофилла, автотрофное питание, рост в течение всей жизни)
- А чем отличаются гербарные растения? (Отсутствием отдельных органов)
- А почему? (Они относятся к разным отделам)
- С представителей, какого отдела начнем и почему? (С водорослей, потому что изучение ведем от простого к сложному. Водоросли, наиболее простые растения, т.е. низшие).
- Согласна. Водоросли – это самые древние растения на Земле, их более 30 тыс. видов, а изучает их наука альгология.(термин на доске)
Предлагаю в качестве представителя данного отдела рассмотреть одноклеточную, зеленую водоросль – Хламидомонаду (параграф 20, стр.109) учебника.
Попытайтесь составить характеристику водоросли и написать характерные признаки. (время 5 минут).
Обучающиеся работают, составляют характеристику.
- Время вышло. Ребята зачитывают, сравнивают.
- Согласованы ваши характеристики? (нет)
- Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить характеристику водоросли).
3. Выявление места и причины затруднений.
- Почему не смогли написать в согласованном варианте? (не было четкого алгоритма действий при составлении характеристики водорослей, знаний плана характеристики).
- Значит, что мы не знаем, а нам надо узнать? (Алгоритм действий при составлении характеристики водорослей).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую же цель мы поставим на уроке? (Составить правильную характеристику водорослей).
- Сформулируйте тему урока. (Водоросли). Слайд 1
На доске и в тетради фиксируется тема урока.
- Каким способом мы будем действовать в таком случае? (Сначала составляем план, и уже по нему составляем характеристику).
- Значит с чего мы начнем? (С предложений пунктов плана).
- Предлагайте! (Значение в природе и жизни человека. Строение. Среда обитания. Размножение. Способ питания).
- Ещё раз обратимся к доске и попробуем выстроить логическую последовательность предложенных вами пунктов плана.
- Чем водоросли отличаются от всех других растений? (Живут во влажной среде и в воде).
- Какой пункт плана определим, как первый? (Среда обитания)
- Вторым пунктом возьмем …? (Строение, так как строение водорослей сильно отличается от растений …)
- Какие предложения по третьему, четвертому пунктам?(Питание, Размножение
- Каким пунктом завершим наш план?( Значение)
Таким образом, обучающиеся под руководством учителя, исходя из своего опыта, выстраивают пункты плана, которые фиксируются на доске.
-Составим характеристику водорослей? (работа с учебником)
5. Этап реализации построенного проекта
Обучающиеся составляют развернутую характеристику водоросли. Затем они представляют свои отчеты .
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Итак, чтобы составлять четкую и полную характеристику, что необходимо хорошо знать? (План характеристики)
- Дайте характеристику одноклеточных водорослей.(Слайды 2-4)
Рассказ о размножении по динамическому пособию на доске
Ученики работают в парах.
- Трудности есть? (Нет)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Тогда выполните самостоятельную работу. И выясните степень усвоения материала каждым из вас. (Слайды 5-6, 4) Время выполнения – 4 минуты.
Ученики работают самостоятельно.
- Проверка себя по эталону.
- У кого есть ошибки? Что неправильно? Почему вы ошиблись?
- Молодцы! Вы поняли причины своих ошибок и исправили их.
- У кого нет ошибок? Отлично!
- Попробуйте каждый оценить свою работу в бальной системе.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Скажите, зачем нам нужны знания и умения по планированию? (Легче запоминать, легче учить и знания получаются в системе).
- Хорошо. Посмотрите на гербарные экземпляры водоросдей. Они одинаковы? (Нет).
- А чем отличаются? (Окраской, строением).
- Какого пункта в плане не хватает? (Многообразие)
Знакомство смногообразием водорослей (Слайды 7-26)
- Тогда давайте составим общую характеристику водорослей по плану (совместная работа с учителем по составлению характеристики с использованием текста учебника и слайдов презентации).
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итоги урока. Какие знания вы приобрели? (В составлении плана характеристики водорослей. Научились составлять характеристики по плану).
- Цели урока достигли? (Да) (Слайды 27-29)
- Хорошо. Я с вами согласна. Но, чтобы закрепить ваши знания по составлению характеристики водорослей рекомендую вам в качестве домашнего задания: составить характеристику многоклеточной водоросли порфиры, используя материал учебника на стр.111.
- Оцените собственную познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока.
- Кто хотел бы прокомментировать свою работу на уроке? Свою отметку?
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | коммуникативные познавательные |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | регулятивные целеполагание общеучебные логические |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | регулятивные познавательные коммуникативные |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | регулятивные познавательные коммуникативные |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | регулятивные |
7. Рефлексия деятельности (итог) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | личностные |