СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме ""Водоросли" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая разработка урока по теме "Водоросли" и презентация к нему по программе И.Пономаревой для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«урок водоросли»

Открытый урок

по теме:

«Одноклеточные водоросли»

биология 6 класс


Учитель биологии филиала МОУ «СОШ» с.Каменка

в с.Чернавка Пинтелькина Е.В.




Апрель, 2016 год.

Биология. 6 класс

Тема: «Одноклеточные водоросли».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Основные цели:

  1. Сформировать первичное представление о различных отделах растительного мира; строение и жизнедеятельности одноклеточных водорослей; приспособленности их к среде обитания;

  2. Закрепить умение распознавать растения разных отделов;

составлять план характеристики растений; характеристики по плану, составлять рассказ по плану;

  1. Тренировать умение планировать свою деятельность, читать рисунки и

схемы, опыт рефлексивной самоорганизации;

  1. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные качества, наблюдательность.

Материалы к уроку: компьютерная презентация, компьтер, интерактивная доска, диапроектор, раздаточный материал гербарных растений разных отделов, агар-агар, динамическое пособие «Размножение водорослей»

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

А) Приветствие обучающихся.

Б) Фронтальная беседа

- Какую науку вы изучаете (Биологию).

- Что такое биология? (Наука о живой природе)

- Кто является объектом изучения науки биологии? (Живые организмы)

- Мир живых организмов очень разнообразен и многочислен. Чтобы весь его изучить, организмы объединяют в …. ? (В царства)

В) Просмотр презентации «Царства природы» /Грешновой Н/

- И так, ребята, мы с вами вспомнили, какие выделяют Царства живой

природы. (Царство, Животные, Царство Растения, Царство Грибы и

Царство Бактерии).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство – Растения. Какую науку вы возьмете в помощь? (Ботанику)

- А что мы знаем о царстве Растения? (Оно делится на отделы)

- Рассмотрите гербарий отделов растений (раздаточный материал на столах)

- Назовите их. (водоросли,моховидные,папоротниковидные,голосеменные, покрытосеменные)

(Повторим известное – то, что нам пригодится для нового знания).


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Что объединяет все растения гербария? (характерные признаки: наличие хлорофилла, автотрофное питание, рост в течение всей жизни)

- А чем отличаются гербарные растения? (Отсутствием отдельных органов)

- А почему? (Они относятся к разным отделам)

- С представителей, какого отдела начнем и почему? (С водорослей, потому что изучение ведем от простого к сложному. Водоросли, наиболее простые растения, т.е. низшие).

- Согласна. Водоросли – это самые древние растения на Земле, их более 30 тыс. видов, а изучает их наука альгология.(термин на доске)

Предлагаю в качестве представителя данного отдела рассмотреть одноклеточную, зеленую водоросль – Хламидомонаду (параграф 20, стр.109) учебника.

Попытайтесь составить характеристику водоросли и написать характерные признаки. (время 5 минут).

Обучающиеся работают, составляют характеристику.

- Время вышло. Ребята зачитывают, сравнивают.

- Согласованы ваши характеристики? (нет)

- Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить характеристику водоросли).


3. Выявление места и причины затруднений.

- Почему не смогли написать в согласованном варианте? (не было четкого алгоритма действий при составлении характеристики водорослей, знаний плана характеристики).

- Значит, что мы не знаем, а нам надо узнать? (Алгоритм действий при составлении характеристики водорослей).


4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель мы поставим на уроке? (Составить правильную характеристику водорослей).

- Сформулируйте тему урока. (Водоросли). Слайд 1

На доске и в тетради фиксируется тема урока.

- Каким способом мы будем действовать в таком случае? (Сначала составляем план, и уже по нему составляем характеристику).

- Значит с чего мы начнем? (С предложений пунктов плана).

- Предлагайте! (Значение в природе и жизни человека. Строение. Среда обитания. Размножение. Способ питания).

- Ещё раз обратимся к доске и попробуем выстроить логическую последовательность предложенных вами пунктов плана.

- Чем водоросли отличаются от всех других растений? (Живут во влажной среде и в воде).

- Какой пункт плана определим, как первый? (Среда обитания)

- Вторым пунктом возьмем …? (Строение, так как строение водорослей сильно отличается от растений …)

- Какие предложения по третьему, четвертому пунктам?(Питание, Размножение

- Каким пунктом завершим наш план?( Значение)

Таким образом, обучающиеся под руководством учителя, исходя из своего опыта, выстраивают пункты плана, которые фиксируются на доске.

-Составим характеристику водорослей? (работа с учебником)

5. Этап реализации построенного проекта

Обучающиеся составляют развернутую характеристику водоросли. Затем они представляют свои отчеты .


6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Итак, чтобы составлять четкую и полную характеристику, что необходимо хорошо знать? (План характеристики)

- Дайте характеристику одноклеточных водорослей.(Слайды 2-4)

Рассказ о размножении по динамическому пособию на доске

Ученики работают в парах.

- Трудности есть? (Нет)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Тогда выполните самостоятельную работу. И выясните степень усвоения материала каждым из вас. (Слайды 5-6, 4) Время выполнения – 4 минуты.

Ученики работают самостоятельно.

- Проверка себя по эталону.

- У кого есть ошибки? Что неправильно? Почему вы ошиблись?

- Молодцы! Вы поняли причины своих ошибок и исправили их.

- У кого нет ошибок? Отлично!

- Попробуйте каждый оценить свою работу в бальной системе.


8. Включение в систему знаний и повторение.

- Скажите, зачем нам нужны знания и умения по планированию? (Легче запоминать, легче учить и знания получаются в системе).

- Хорошо. Посмотрите на гербарные экземпляры водоросдей. Они одинаковы? (Нет).

- А чем отличаются? (Окраской, строением).

- Какого пункта в плане не хватает? (Многообразие)

Знакомство смногообразием водорослейлайды 7-26)

- Тогда давайте составим общую характеристику водорослей по плану (совместная работа с учителем по составлению характеристики с использованием текста учебника и слайдов презентации).



9. Рефлексия учебной деятельности.

- Подведем итоги урока. Какие знания вы приобрели? (В составлении плана характеристики водорослей. Научились составлять характеристики по плану).

- Цели урока достигли? (Да) (Слайды 27-29)

- Хорошо. Я с вами согласна. Но, чтобы закрепить ваши знания по составлению характеристики водорослей рекомендую вам в качестве домашнего задания: составить характеристику многоклеточной водоросли порфиры, используя материал учебника на стр.111.

- Оцените собственную познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока.

- Кто хотел бы прокомментировать свою работу на уроке? Свою отметку?




































Структура урока открытия новых знаний по ФГОС

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка к работе

личностные

регулятивные

коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

коммуникативные

познавательные

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

регулятивные

целеполагание

общеучебные

логические

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

регулятивные

познавательные

коммуникативные

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

регулятивные


познавательные

коммуникативные

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

регулятивные

7. Рефлексия деятельности (итог)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

личностные


Просмотр содержимого презентации
«водоросли»

Водоросли Цель: рассмотреть строение, жизнедеятельность и многообразие, одноклеточных водорослей; приспособленность их к среде обитания.

Водоросли

Цель:

рассмотреть строение, жизнедеятельность и многообразие, одноклеточных водорослей;

приспособленность их к среде обитания.

В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды. Этот изумрудный цвет воде придаёт размножающаяся в больших количествах хламидомонада .

В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды. Этот изумрудный цвет воде придаёт размножающаяся в больших количествах хламидомонада .

Одноклеточная  водоросль хламидомонада

Одноклеточная

водоросль

хламидомонада

Строение водорослей  Одноклеточные водоросли 1. оболочка 2. цитоплазма 3. вакуоли 4. хроматофор 5. крахмальное тельце 6. светочувствительный глазок 7. жгутики  7 3 1 5 6 2 4

Строение водорослей

  • Одноклеточные водоросли
  • 1. оболочка
  • 2. цитоплазма
  • 3. вакуоли
  • 4. хроматофор
  • 5. крахмальное тельце
  • 6. светочувствительный глазок
  • 7. жгутики

7

3

1

5

6

2

4

Самостоятельная работа: подпишите части клетки хламидомонады. 7 3 1 6 5 2 4

Самостоятельная работа: подпишите части клетки хламидомонады.

7

3

1

6

5

2

4

Жизненный цикл хламидомонады Определите, какой путь размножения справа и слева?

Жизненный цикл хламидомонады

Определите, какой путь размножения справа и слева?

МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ Урок биологии 6 класс Вороновская СОШ Кожевниковский район Томская обл. Учитель Васенёва Т.М. 900igr.net

МНОГООБРАЗИЕ

ВОДОРОСЛЕЙ

Урок биологии 6 класс Вороновская СОШ Кожевниковский район Томская обл. Учитель Васенёва Т.М.

900igr.net

В поверхностных слоях морей и океанов как правило тепло и много света. Здесь бурно развивается фитопланктон. Это мелкие одноклеточные водоросли, которые плавают на поверхности воды. Здесь можно встретить зелёные , золотистые и диатомовые водоросли.  Они бурно размножаются и служат кормом таким животным как киты и мелкие ракообразные.

В поверхностных слоях морей и океанов как правило тепло и много света. Здесь бурно развивается фитопланктон.

Это мелкие одноклеточные водоросли, которые плавают на поверхности воды. Здесь можно встретить зелёные , золотистые и диатомовые водоросли.

Они бурно размножаются и служат кормом таким животным как киты и мелкие ракообразные.

Диатомовые водоросли – одни из наиболее древних жителей нашей планеты. Многие из них имеют причудливую форму. Их очень много в верхних слоях мирового океана.

Диатомовые водоросли – одни из наиболее древних жителей нашей планеты. Многие из них имеют причудливую форму. Их очень много в верхних слоях мирового океана.

Снаружи диатомеи покрыты панцирем, который состоит из кремнезёма. Панцирь образован из двух половинок, одетых как крышка на коробку. Пиннулярия

Снаружи диатомеи покрыты панцирем, который состоит из кремнезёма. Панцирь образован из двух половинок, одетых как крышка на коробку.

Пиннулярия

Одноклеточные диатомовые водоросли, имеющие кремневый скелет

Одноклеточные диатомовые водоросли, имеющие кремневый скелет

В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли. В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли. микрастериас

В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли.

В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли.

микрастериас

В верхних слоях воды при хорошем освещении  бурно разрастается хлорелла . Её можно встретить и в каплях дождя.

В верхних слоях воды при хорошем освещении

бурно разрастается хлорелла . Её можно встретить и в каплях дождя.

Спирогира

Спирогира

Длинные нити спирогиры похожи на комки ваты. Её хроматофор обвивает клетку по контуру.

Длинные нити спирогиры похожи на комки ваты. Её хроматофор обвивает клетку по контуру.

Так выглядит конъюгация спирогиры под микроскопом.

Так выглядит конъюгация спирогиры под микроскопом.

Глубже растёт улотрикс.  Длинные тонкие нити прикрепляются к подводным камням и корягам.

Глубже растёт улотрикс. Длинные тонкие нити прикрепляются к подводным камням и корягам.

Ульва На глубине нескольких десятков сантиметров раскинула свои лопасти ульва  (морской салат) .

Ульва

На глубине нескольких десятков сантиметров раскинула свои лопасти ульва (морской салат) .

В дальневосточных морях и морях северного ледовитого океана растёт бурая водоросль ламинария – всем знакомая морская капуста.

В дальневосточных морях и морях северного ледовитого океана растёт бурая водоросль ламинария – всем знакомая морская капуста.

Ламинария

Ламинария

Падина - бурая водоросль мелководья. Небольшие размеры она компенсирует причудливой внешностью.

Падина - бурая водоросль мелководья. Небольшие размеры она компенсирует причудливой внешностью.

Макроцистис – самая крупная из известных водорослей. Она имеет размеры до 60м и может расти на полметра в день. Талломы макроцистиса содержат пузыри воздуха.

Макроцистис – самая крупная из известных водорослей. Она имеет размеры до 60м и может расти на полметра в день. Талломы макроцистиса содержат пузыри воздуха.

На глубине от 100 до 200 метров бурые водоросли уже не встречаются. Здесь господствует другая группа растений –  красные водоросли

На глубине от 100 до 200 метров бурые водоросли уже не встречаются. Здесь господствует другая группа растений –

красные водоросли

В морях нашей страны широко распространена красная водоросль порфира  – ценный источник агар-агара.

В морях нашей страны широко распространена красная водоросль порфира – ценный источник агар-агара.

Каллитамнон

Каллитамнон

Деллесерия

Деллесерия

слоевище  Многоклеточные ( талломные ) водоросли состоят: 1. ризоиды 2. стволик 3. слоевище стволик ризоиды

слоевище

Многоклеточные ( талломные ) водоросли

состоят:

  • 1. ризоиды
  • 2. стволик
  • 3. слоевище

стволик

ризоиды

Среди водорослей выделяют следующие отделы: Отдел зелёные водоросли Отдел диатомовые водоросли Отдел бурые водоросли Отдел красные водоросли

Среди водорослей выделяют следующие отделы:

Отдел зелёные водоросли

Отдел диатомовые водоросли

Отдел бурые водоросли

Отдел красные водоросли

Значение водорослей  В природе :  Поглощение углекислого газа  Выделение кислорода  Источник питания  Место обитания животных и рыб  Панцири диатомовых – источник диатомитов.  Для человека:  Продукты питания  Источник агар-агара  Косметология  Медицина  Источник йода и минеральных веществ  Удобрения  Источник калийных солей  Корм для скота  Биологическая очистка сточных вод

Значение водорослей

В природе :

Поглощение углекислого газа

Выделение кислорода

Источник питания

Место обитания животных и рыб

Панцири диатомовых – источник диатомитов.

Для человека:

Продукты питания

Источник агар-агара

Косметология

Медицина

Источник йода и минеральных веществ

Удобрения

Источник калийных солей

Корм для скота

Биологическая очистка сточных вод

ТЕСТ

ТЕСТ

1. К какой группе водорослей относится улотрикс: - к бурым - зеленым - красным - сине-зеленым
  • 1. К какой группе водорослей относится улотрикс:
  • - к бурым
  • - зеленым
  • - красным
  • - сине-зеленым
2. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл: - в цитоплазме -в ядре - в хлоропластах - в хроматофоре
  • 2. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл:
  • - в цитоплазме
  • -в ядре
  • - в хлоропластах
  • - в хроматофоре
3. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий: - наличием ядра - наличием оболочки - наличием цитоплазмы - формой клетки
  • 3. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий:
  • - наличием ядра
  • - наличием оболочки
  • - наличием цитоплазмы
  • - формой клетки
4. Значение ламинарии в жизнедеятельности человека состоит в: - очистке сточных вод - образование кислорода атмосферы - пища человека - источник йода для человека
  • 4. Значение ламинарии в жизнедеятельности человека состоит в:
  • - очистке сточных вод
  • - образование кислорода атмосферы
  • - пища человека
  • - источник йода для человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя