Методическая разработка по теме
«Заповеди Божии»
Методический комментарий
Методическое обоснование темы
Данная разработка может быть использована как при проведении уроков, так и внеклассных мероприятий по направлению «Духовно-нравственное воспитание». Вся наша жизнь подчиняется определенному порядку, определенным законам. Это законы физики, химии, других наук – их нарушить невозможно. Есть другие законы – например, правила дорожного движения, правовые нормы, юридические законы. Их нарушить можно, но последствия могут быть плачевными. И виноват будет тот нерадивый человек, который не считал для себя обязательным знать и соблюдать эти правила.
Задумаемся, ежедневно мы движемся, например, не только по пешеходным и автомобильным дорогам, когда в целях безопасности и сохранения жизни необходимо знать и соблюдать определённые правила, но и по дорогам жизни. Чтобы не потеряться на этом жизненном пути, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила - нравственные законы, которые помогают людям «не делать другим того, чего себе не желают» и «поступать с людьми так, как хотят, чтобы с ними поступали люди». Духовно-нравственные законы необходимы всем, а не только верующим. Ведь если не соблюдать определенный порядок, не иметь совести, не знать вины и стыда, творить зло, а не добро, то мир превратится в хаос и погибнет. Согласно православному вероучению и Священному Писанию Бог дал человечеству заповеди более трех тысяч лет назад. Исполняя их, люди могли бы честно жить и быть хранимы Богом на земном пути. Эти законы-заповеди неизменны на все времена и, хотя Иисус Христос и расширил их, они остались действующей мерой оценки поступков людей до сих пор.
Ежедневно мы встречаемся с ситуациями, когда люди, нарушая законы, не сразу задумываются над тем, что рискуют своей безопасностью, а может быть, и теряют её, случается несчастье. Пройти сложный путь, остаться живым и достичь цели можно, только тщательно следя за своими действиями и указателями опасности и безопасности.
В духовно-нравственной жизни указателями безопасности являются десять заповедей Божиего Закона. Это своеобразный фундамент, основание духовно-нравственной жизни человека.
Нравственные законы жизни общества рассматриваются и изучаются в программе многих предметов: истории и обществознания, литературы и искусства, основ здорового образа жизни при изучении таких тем, как личность, поступки, поведение, совесть, долг, честь, порядочность, смысл жизни и т.п.
Извечный вопрос о борьбе между добром и злом заставляет людей задумываться о смысле жизни, поступках людей, начиная с чтения сказок в детском возрасте. Чем старше дети, тем больше они пытаются разобраться в данных понятиях. Поэтому изучение данной темы интересно для учащихся практически любого возраста. А понятия греха и совести - одни из самых сложных для всех людей.
Многие знают, что существует десять заповедей, но кратко сформулировать суть каждой затрудняются. Зачастую, в первую очередь, называют только четыре-пять заповедей: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, не завидуй. В связи с тем, что на изучение данной темы отводится всего один час, исследование и дополнительная работа в данном направлении кажутся вполне закономерными и актуальными.
Методические рекомендации по проведению урока.
Перед проведением урока проводится подготовительная работа:
- на предыдущих уроках дети изучили такие темы, как: роль православия в жизни российского общества, истоки и традиции православного вероучения, Библия и общая идея всех её частей (Божественное спасение человечества);
- многие учащиеся прочитали Библию для детей; есть дети, которые посещают воскресную школу при храме и знакомы с Библией на церковнославянском языке; на предыдущем уроке учащиеся познакомились с сюжетами Ветхого Завета: о сотворении мира и человека (Бытие, глава 1,2), о грехопадении Адама и Евы (Бытие, глава 3), а также о первом убийстве человека (Каин и Авель), о всемирном потопе (Ноев ковчег), явлении Аврааму Святой Троицы и испытании Авраама;
- обсуждение вопросов, связанных с понятиями «грех», «грехопадение», «первородный грех», «таинство Крещения» может быть предварительно проведено со священником;
- обучающиеся получают задания различной степени сложности как групповые, так и индивидуальные (каковы последствия грехопадения Адама и Евы, о каких пророках и пророчествах мы узнаем из Ветхого Завета, рассказ о пророке Моисее);
- создается презентация (возможно с музыкальным сопровождением);
- возраст детей, на которых рассчитана данная работа, - 13-15 лет (6-8 класс);
- срок реализации данной работы – 1 (2) учебный час, при проведении урока учитель вправе сократить содержание учебного материала, возможно увеличить количество учебных часов до двух.
Урок по «Основам православной культуры» в 6-8 классе.
Тема: «Заповеди Божии».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Вид урока: смешанный
Цель методическая: духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к православным традициям на уроках «Основы православной культуры».
Цель образовательная: уточнить и дополнить представления учащихся о духовных пророчествах и пророках; познакомить с миссией ветхозаветного пророка Моисея, с заповедями Божиими как нормами христианской этики; дать общее представление о ветхозаветных пророчествах о Мессии.
Задачи:
образовательные:
- знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;
воспитательные:
- формирование у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали;
- воспитание уважения к православным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих;
- обогащение мира личности духовным чтением.
развивающие:
- расширение кругозора учащихся;
- способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
- содействие развитию нравственной сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование:
- Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей школы./А.В.Бородина – М.: Основы православной культуры. 2007.
- Библия для детей: Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома, Ветхий и Новый Заветы / сост. Прот. А.Соколов. – М.: Артос-Медиа, Издательство Саратовской Митрополии, 2013.
- Ноутбук, проектор.
- Презентация темы в ИКТ-режиме.
- Магнитная доска.
6. Текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею.
- Иллюстрации по теме.
- Доска, маркер.
- Тексты с индивидуальными заданиями.
- Тексты с домашним заданием.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
? проявление самостоятельности в разных видах деятельности, умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;
? развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
? формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
? выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
? умение извлекать из текстов необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
? контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера.
Предметные:
? продолжение знакомства со Священной Книгой христиан Библией;
? выработка умения читать заповеди, понимать их содержание, определять тематическую направленность.
Внутрипредметные связи - живопись, иконография
Межпредметные связи – история, обществознание, русский язык, литература.
Основные понятия и новые слова: праведники, пророк Моисей, Синай, скрижали, заповеди, Мессия, пророки Исаия, Михей, Захария, Иоиль и другие.