Тема: «Уход за листьями».
Цель: формирование навыков ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление). Познакомить с новым видом ухода за листьями – опрыскивание и протирание листьев.
Коррекционно - развивающие: коррекция и развитие мыслительных операций на основе практических упражнений с предметными картинками, развивать трудовые умения через практическую деятельность.
Воспитательные: воспитывать желание ухаживать за растениями, аккуратность при выполнении практической работы.
Оборудование: комнатные растения, картинки с цветами, иллюстрации, карточки, компьютер, памятки «Растения», «Дикорастущие и культурные растения», «Значение комнатных растений», «Условия для развития растений», «Правила ухода за листьями».
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой под музыку:
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головы руками).
Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (учитель ходит и гладит по головкам детей.)
С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся).
Стебелёк растёт (дети потягиваются, встают).
И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки).
Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу).
Он тянется к свету, к солнцу (садимся).
II. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный мир растений, поговорим об уходе за растениями, а пока повторим изученный на прошлых уроках материал.
- На какие группы делятся растения по внешнему виду? (Деревья, кустарники, травы)
- Назовите примеры.
- На какие группы делятся растения по месту обитания? (Дикорастущие и культурные)
- Назовите примеры.
Упражнение «Не ошибись!» (3 группы – работа по карточкам).
Обведите зеленым цветом дикорастущие растения, красным культурные растения. (Редис, крапива, берёза, полынь, чеснок, одуванчик, астры, малина, рожь, василек, морковь.)
Игра «Собери картинку» (3 группы - предлагается разрезанные картинки).
-Назовите растение.
-Какое это растение? (комнатное)
Ш. Работа по теме урока.
Беседа
Люди с давних пор украшают свое жилище живыми растениями. Этот обычай возник в странах с холодной зимой. Сначала в комнатах в зимнее время выращивали лекарственные растения – людям хотелось, чтобы они всегда были под рукой. Потом стали выращивать растения ради красоты. Путешественники привозили из дальних стран немало диковинных растений, и люди с удовольствием разводили их оранжереях (картинка оранжереи) и в своих домах. Оранжере́я — пристройка или строение для выращивания растений. Первые оранжереи появились 400 лет назад и предназначались только для зимнего сохранения теплолюбивых плодовых растений.
Комнатные растения – пожалуй, самое необходимое украшение любого интерьера, будь то комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами или, например, диковинными колючками. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.
- Скажите, а почему растения в классе называются комнатными растениями?
Игра «Отбери комнатные растения» (3 группы – детям предлагаются карточки - фиалка, кактус, герань, орхидея, тысячелистник, ромашка, календула, бархатцы)
- Скажите, а каково значение комнатных растений в нашей жизни? (картинка)
- Что нужно растениям, чтобы они хорошо цвели и росли? (картинка - свет, тепло, вода, уход).
Если все эти условия будут созданы, то цветы могут нас порадовать своей красотой. (показ разнообразия цветов).
Динамическая пауза (под музыку)
Беседа:
Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать и хорошо за ними ухаживать.
1. Как вы понимаете слово «уход»? (Действия, необходимые для благоприятного и успешного выращивания комнатных растений).
Давайте сейчас с вами вспомним, какие инструменты нам понадобятся, чтобы ухаживать за комнатными растениями.
Упражнение «Выбери предметы для ухода за комнатными растениями» (все собираются у стола и выбирают по одному предмету и объясняют, для чего он необходим - лейка, грабли, кисточка, палочки, тряпочка, линейка, ножницы, кисточка для рисования).
2. Давайте подумаем, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Правила ухода за комнатными растениями:
1. Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету.
2. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером каждый день, зимой – реже и утром.
3. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
4. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой 1 раз в месяц. Растения опушенными листьями очищают от пыли мягкой кисточкой.
5. Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя.
6. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки.
7. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
IV.Практическая работа.
Мы с вами продолжаем отрабатывать приемы ухода за листьями (памятка)
- Скажите какие листья удобно протирать от пыли?
- А как правильно протирать листья от пыли? (Показ - Кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем).
- Чем удобнее удалить пыль с мелких листьев? (Показ – опрыскать)
1.Выберите себе любое комнатное растение, которое стоит на подоконнике.
2.Возьмите необходимый инвентарь для работы.
3.Проведите уход за листьями комнатного растения.
V. Первичное закрепление полученных знаний.
- Что нужно растениям, чтобы они хорошо цвели и росли? (свет, тепло, вода, уход)
- Расскажите о процессе удаления пыли с цветов (по памятке).
VI. Подведение итога.
Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями, потому что…».