Тема урока: «Вера в творческие силы народа»
(Второй урок по повести М.Горького «Детство»)
Тип урока:
Вид: урок - диалог
Технологии: элементы развивающего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Цели урока.
1.Формирование языковой компетенции.
Познавательные:
- научить детей осознанному чтению, научить осмысливать содержание, подбирать точные слова для описания героев произведения;
-активизировать лексику, пополнять словарный запас, ввести в активный словарь детей название нравственных качеств личности;
Практические:
-научить работать с текстом
2.Формирование надпредметных компетенций.
Деятельностные компетенции (развивающие цели):
-развивать речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение, умение сопоставлять и делать вывод;
-учить самостоятельно открывать знания, разрешать нестандартные проблемы;
-научить составлять синквейн
Социальные компетенции:
-работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
3.Воспитательные цели.
-вызвать интерес к урокам литературы;
-воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы.
Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: «Может ли человек чувствовать себя одиноким среди родных людей?»
Знакомство с детьми. Создание эмоционального настроя на предстоящий урок.
Здравствуйте, ребята. Хочу вам представиться. Меня зовут Наталья Петровна Пунтусова. Я учитель русского языка и литературы МОУСОШ №4. О вас я знаю, что вы учитесь в 16 школе в 7 классе. Кто преподает предмет русский язык и литература у вас? Скажите, пожалуйста, какое произведение вы изучали на прошлом уроке литературы. Как звучала тема вашего урока. Сегодня у нас урок не простой, а творческий, поэтому я вас попрошу мне немного помочь. Давайте создадим небольшой музей вместе с вами. У меня есть несколько предметов старинного быта. Все это мы должны красиво поставить, и вы в дальнейшем узнаете для чего. Договорились?
Ход урока.
1.Организационный момент.
Желаю вам творческого настроения на урок.
На перемене мы вместе с вами создали небольшой уголок быта, в котором находятся предметы старины. Скажите, пожалуйста, такая обстановка в доме могла быть у кого? (крестьян, бедных людей).
Правильно, значит, говорить мы сегодня будем о народе простом, русском.
С какими прилагательными ассоциируется у вас слово народ? (удивительный, добрый, трудовой, скромный). Какое качество вы проявили, создавая уголок?
А могу ли рядом я поставить прилагательное творческий. Почему? (создавал сказки, былины, песни)
Так вот тема сегодняшнего урока: «Вера в творческие силы народа». Запишите ее в наш рабочий лист. В нем есть несколько разделов – этапов нашего урока. Записываем в первую колонку.
Эпиграфом к уроку будут слова замечательного французского писателя Ромена Роллана: «Творить есть не что иное, как верить».
На доске перед вами дерево с корнями и ветвями. Корни – это народ (наша история и культура, наше прошлое, без которого бы мы все не состоялись), ствол будет творчеством (вся наша литература держится на УНТ), а ветви – это то, без чего творчества не будет (вера, надежда, любовь). Но почему-то наше с вами дерево опутано паутиной. Значит, что-то ему мешает расти. Что же это может быть, какие качества могут помешать творчеству, загубить талант на корню? (лень, трусость, злость, зависть).
Такими качествами обладали некоторые герои в повести. Давайте проверим знания, которые вы вынесли с прошлого урока. Назовите мне систему образов «Детства». Перечислите всех героев повести (Алеша, мать, бабушка, дед, дядья, Цыганок, мастер, Человек Хорошее дело). Правильно, а вот сейчас мы разделим героев на две группы. Те, кто живет творчески, будут символизировать народный ум и смекалку. А другие окажутся в паутине. Сам Алеша пока не будет принадлежать ни к тем, ни к другим. Почему? (он маленький, только учится отличать хорошее от плохого).
Нужно ли говорить на уроке о «свинцовых мерзостях» жизни, которые тяжелым грузом ложились на душу впечатлительного ребенка, спросите вы. Автор сам на этот вопрос отвечает: «С уверенностью отвечаю себе – стоит, ибо это – живучая подлая правда, она не издохла и по сей день. Это правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
Но если о свинцовых мерзостях вы говорили на прошлом уроке, то сегодня мы будем говорить о светлой стороне жизни, о людях творческих, радующихся жизни.
Первое творческое задание в ваших рабочих листах. Соотнесите положительных героев «Детства» с предметами, с которыми ассоциируется их образ.
В левой колонке даны названия этих предметов, а в правой имя героя…
Галстук Цыганок
Серьга Бабушка
Платок мастер Григорий Иванович
Очки Человек Хорошее Дело
Давайте проверим с вами это творческое задание.
Хорошо, а в чем проявилось их творчество?
Главный образ в повести – это бабушка, по сути заменившая ребенку мать. Познакомимся с ее портретом (стр. 22) . какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать образ?
Эпитеты – слова яркие, сочные, светлое лицо
Метафора - светилась изнутри через глаза, зрачки вспыхивали ярким светом
Сравнения – слова словно цветы, двигалась точно большая кошка
Зачитаем отдельные строчки, чтобы получить представление о внутреннем мире героини (стр. 23, 24)
Так реагировать на природу может творческий человек? Безусловно.
Рассказывать истории могут творческие люди? Конечно.
А как она рассказывает эти истории? (стр. 24)
А кроме этого бабушка еще и необычно волшебно танцует.
Сейчас я вам предлагаю второе творческое задание. Перед вами иллюстрация. Найдите в тексте эпизод, изображенный на данном рисунке. (стр.46)
А теперь кто-то из вас сейчас побудет звукорежиссером, чтобы озвучить фрагмент видеоотрывка.
У всех вас есть бабушки, и наверняка, они тоже умеют рассказывать сказки, петь, ведь все эти творческие наклонности с самого раннего детства прививались в народе не одно поколение. Берегите своих родных, не говорите им злых, обидных слов, согревайте их своей любовью. Целый мир заменяла бабушка Алеше. По его признанию до знакомства с ней он будто спал, спрятанный в темноте, но вот явилась она, и все кругом ожило.
А теперь давайте не оставим без внимания и других героев из народа. Как проявлялось творчество в Цыганке?
Он самозабвенно плясал (стр.45)
Огнем пылал Цыганок – огонь сметает все на своем пути
Реял коршуном – словно парил
Метался золотым стрижом – неутомимо
Мастер на выдумки (игры)
Как хочется ему петь! (многое хочет сказать людям через песню)
Одаренность (синоним таланта) в труде. «Золотые руки у Цыганка, - говорит дед, - НЕ МАЛ ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ!
Мастер Григорий Иванович (стр.)
Человек Хорошее Дело (стр.) ( с утра до вечера занимался опытами, на последние деньги покупал все необходимое)
Почему же не любят его в семье Кашириных? «Люди невежественные, опутаны предрассудками, не хотят понять того, кто на них не похож.
Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что каждый из этих героев, действительно творческий человек. Вот мы постоянно твердим творчество, творчество, а какие же качества необходимы творческому человеку. Обратимся к «Азбуке нравственности», которую создали ребята из 4 школы. Найдите те качества в ней и выпишите их, которые необходимы человеку для того, чтобы стать творческой личностью.
Называем эти качества и аргументируем, почему вы так считаете.
Какие слова, встретившиеся в Азбуке вы не поняли?
Словарная работа.
Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Из всего сказанного на уроке давайте сформулируем вывод:
Я даю вам начало фразы и конец, а вы додумайте и запишите середину.
Творчество-----------------------------------------------в тяжелых условиях. (помогает выжить, остаться нравственным человеком, иногда даже победить недуг).
Рефлексия. А вы бы хотели самостоятельно написать стихотворение. А знаете что, давайте сделаем это прямо сейчас. Вы скажете, что не получится. Неправда. Сейчас появились новые стихотворные формы, которые может написать ребенок даже без поэтического дара. Это синквейн.
План составления:
1 сущ – тема творчество
2 прил – характеристики новое, неповторимое
3 глаг – характеристики радует, впечатляет, вселяет надежду
1 короткое предложение - возрождение к светлой жизни (стр. 80)
отношение автора
1слово - вывод, оценка - Здорово!
Умение выстоять, не сломиться вопреки невзгодам, нравственная чистота, готовность жить по совести, не изменяя своим идеалам, работать творчески, - все это помогло писателю Горькому. И сейчас мы называет его одним из лучших людей России. Но это уже другая история, которую будете писать вы на следующем уроке.