СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по творчеству Горького

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий урок в рамках конкурса "Педагог года". 

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Горького»

Тема урока: «Вера в творческие силы народа»

(Второй урок по повести М.Горького «Детство»)

Тип урока:

Вид: урок - диалог

Технологии: элементы развивающего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Цели урока.

1.Формирование языковой компетенции.

Познавательные:

- научить детей осознанному чтению, научить осмысливать содержание, подбирать точные слова для описания героев произведения;

-активизировать лексику, пополнять словарный запас, ввести в активный словарь детей название нравственных качеств личности;

Практические:

-научить работать с текстом

2.Формирование надпредметных компетенций.

Деятельностные компетенции (развивающие цели):

-развивать речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение, умение сопоставлять и делать вывод;

-учить самостоятельно открывать знания, разрешать нестандартные проблемы;

-научить составлять синквейн

Социальные компетенции:

-работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

3.Воспитательные цели.

-вызвать интерес к урокам литературы;

-воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рабочие листы.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: «Может ли человек чувствовать себя одиноким среди родных людей?»

Знакомство с детьми. Создание эмоционального настроя на предстоящий урок.

Здравствуйте, ребята. Хочу вам представиться. Меня зовут Наталья Петровна Пунтусова. Я учитель русского языка и литературы МОУСОШ №4. О вас я знаю, что вы учитесь в 16 школе в 7 классе. Кто преподает предмет русский язык и литература у вас? Скажите, пожалуйста, какое произведение вы изучали на прошлом уроке литературы. Как звучала тема вашего урока. Сегодня у нас урок не простой, а творческий, поэтому я вас попрошу мне немного помочь. Давайте создадим небольшой музей вместе с вами. У меня есть несколько предметов старинного быта. Все это мы должны красиво поставить, и вы в дальнейшем узнаете для чего. Договорились?

Ход урока.

1.Организационный момент.

Желаю вам творческого настроения на урок.

На перемене мы вместе с вами создали небольшой уголок быта, в котором находятся предметы старины. Скажите, пожалуйста, такая обстановка в доме могла быть у кого? (крестьян, бедных людей).

Правильно, значит, говорить мы сегодня будем о народе простом, русском.

С какими прилагательными ассоциируется у вас слово народ? (удивительный, добрый, трудовой, скромный). Какое качество вы проявили, создавая уголок?

А могу ли рядом я поставить прилагательное творческий. Почему? (создавал сказки, былины, песни)

Так вот тема сегодняшнего урока: «Вера в творческие силы народа». Запишите ее в наш рабочий лист. В нем есть несколько разделов – этапов нашего урока. Записываем в первую колонку.

Эпиграфом к уроку будут слова замечательного французского писателя Ромена Роллана: «Творить есть не что иное, как верить».

На доске перед вами дерево с корнями и ветвями. Корни – это народ (наша история и культура, наше прошлое, без которого бы мы все не состоялись), ствол будет творчеством (вся наша литература держится на УНТ), а ветви – это то, без чего творчества не будет (вера, надежда, любовь). Но почему-то наше с вами дерево опутано паутиной. Значит, что-то ему мешает расти. Что же это может быть, какие качества могут помешать творчеству, загубить талант на корню? (лень, трусость, злость, зависть).

Такими качествами обладали некоторые герои в повести. Давайте проверим знания, которые вы вынесли с прошлого урока. Назовите мне систему образов «Детства». Перечислите всех героев повести (Алеша, мать, бабушка, дед, дядья, Цыганок, мастер, Человек Хорошее дело). Правильно, а вот сейчас мы разделим героев на две группы. Те, кто живет творчески, будут символизировать народный ум и смекалку. А другие окажутся в паутине. Сам Алеша пока не будет принадлежать ни к тем, ни к другим. Почему? (он маленький, только учится отличать хорошее от плохого).

Нужно ли говорить на уроке о «свинцовых мерзостях» жизни, которые тяжелым грузом ложились на душу впечатлительного ребенка, спросите вы. Автор сам на этот вопрос отвечает: «С уверенностью отвечаю себе – стоит, ибо это – живучая подлая правда, она не издохла и по сей день. Это правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Но если о свинцовых мерзостях вы говорили на прошлом уроке, то сегодня мы будем говорить о светлой стороне жизни, о людях творческих, радующихся жизни.

Первое творческое задание в ваших рабочих листах. Соотнесите положительных героев «Детства» с предметами, с которыми ассоциируется их образ.

В левой колонке даны названия этих предметов, а в правой имя героя…

Галстук Цыганок

Серьга Бабушка

Платок мастер Григорий Иванович

Очки Человек Хорошее Дело

Давайте проверим с вами это творческое задание.

Хорошо, а в чем проявилось их творчество?

Главный образ в повести – это бабушка, по сути заменившая ребенку мать. Познакомимся с ее портретом (стр. 22) . какие средства художественной выразительности помогают автору нарисовать образ?

Эпитеты – слова яркие, сочные, светлое лицо

Метафора - светилась изнутри через глаза, зрачки вспыхивали ярким светом

Сравнения – слова словно цветы, двигалась точно большая кошка

Зачитаем отдельные строчки, чтобы получить представление о внутреннем мире героини (стр. 23, 24)

  • Так реагировать на природу может творческий человек? Безусловно.

  • Рассказывать истории могут творческие люди? Конечно.

  • А как она рассказывает эти истории? (стр. 24)

  • А кроме этого бабушка еще и необычно волшебно танцует.

Сейчас я вам предлагаю второе творческое задание. Перед вами иллюстрация. Найдите в тексте эпизод, изображенный на данном рисунке. (стр.46)

А теперь кто-то из вас сейчас побудет звукорежиссером, чтобы озвучить фрагмент видеоотрывка.

У всех вас есть бабушки, и наверняка, они тоже умеют рассказывать сказки, петь, ведь все эти творческие наклонности с самого раннего детства прививались в народе не одно поколение. Берегите своих родных, не говорите им злых, обидных слов, согревайте их своей любовью. Целый мир заменяла бабушка Алеше. По его признанию до знакомства с ней он будто спал, спрятанный в темноте, но вот явилась она, и все кругом ожило.

А теперь давайте не оставим без внимания и других героев из народа. Как проявлялось творчество в Цыганке?

Он самозабвенно плясал (стр.45)

Огнем пылал Цыганок – огонь сметает все на своем пути

Реял коршуном – словно парил

Метался золотым стрижом – неутомимо

Мастер на выдумки (игры)

Как хочется ему петь! (многое хочет сказать людям через песню)

Одаренность (синоним таланта) в труде. «Золотые руки у Цыганка, - говорит дед, - НЕ МАЛ ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ!

Мастер Григорий Иванович (стр.)

Человек Хорошее Дело (стр.) ( с утра до вечера занимался опытами, на последние деньги покупал все необходимое)

Почему же не любят его в семье Кашириных? «Люди невежественные, опутаны предрассудками, не хотят понять того, кто на них не похож.

Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что каждый из этих героев, действительно творческий человек. Вот мы постоянно твердим творчество, творчество, а какие же качества необходимы творческому человеку. Обратимся к «Азбуке нравственности», которую создали ребята из 4 школы. Найдите те качества в ней и выпишите их, которые необходимы человеку для того, чтобы стать творческой личностью.

Называем эти качества и аргументируем, почему вы так считаете.

Какие слова, встретившиеся в Азбуке вы не поняли?

Словарная работа.

Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

Из всего сказанного на уроке давайте сформулируем вывод:

Я даю вам начало фразы и конец, а вы додумайте и запишите середину.

Творчество-----------------------------------------------в тяжелых условиях. (помогает выжить, остаться нравственным человеком, иногда даже победить недуг).

Рефлексия. А вы бы хотели самостоятельно написать стихотворение. А знаете что, давайте сделаем это прямо сейчас. Вы скажете, что не получится. Неправда. Сейчас появились новые стихотворные формы, которые может написать ребенок даже без поэтического дара. Это синквейн.

План составления:

1 сущ – тема творчество

2 прил – характеристики новое, неповторимое

3 глаг – характеристики радует, впечатляет, вселяет надежду

1 короткое предложение - возрождение к светлой жизни (стр. 80)

отношение автора

1слово - вывод, оценка - Здорово!



Умение выстоять, не сломиться вопреки невзгодам, нравственная чистота, готовность жить по совести, не изменяя своим идеалам, работать творчески, - все это помогло писателю Горькому. И сейчас мы называет его одним из лучших людей России. Но это уже другая история, которую будете писать вы на следующем уроке.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!