М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» - «странная и поразительная книга» (И. Тургенев)
Цели урока:
на основе наблюдения, исследования подвести учащихся к пониманию особенностей жанровой природы произведения, идейного содержания, способствовать формированию логического мышления, развитию коммуникативных умений (умения вести диалог с автором и друг с другом ).
План урока:
1.Подготовка к восприятию.
(Учащиеся формулируют проблемы урока, анализируя слово учителя.)
-По словам Н. Гоголя, «смеясь, человечество расстаётся со своими недостатками». А по мнению М.Салтыкова-Щедрина, «смешное всего страшнее».Почему людей так пугает смех?(Ученики говорят о том, что каждый боится быть осмеянным, каждому хочется быть в глазах других уважаемым, авторитетным, непогрешимым, а смех вскрывает недостатки, обнажает то некрасивое, что каждый хочет скрыть.)
-Вспомните, было ли что-то, что показалось смешным в книге «История одного города»? (Ученики называют события, образы…)
-Может ли кто-нибудь из вас утверждать, что глубоко понял произведение, хорошо разобрался в прочитанном?
-И. Тургенев назвал «Историю одного города» «странной и поразительной книгой».(Запись темы.) Эти слова сказаны в19 веке, но и сейчас, в 21, она продолжает ставить перед вдумчивым читателем вопросы, загадывать загадки.
Определим 3 проблемы нашего урока.
Прослушав предлагаемые мной высказывания, назовите направления нашей интеллектуальной работы.
«Поражает, как эта горькая, не знающая жалости сатира смогла увидеть свет сразу после написания – в 1868-1869 гг. –и переиздаваться ещё несколько раз, даже в годы реакции, после убийства Александра 2 народовольцами».
Учёные по сей день спорят о жанре и замысле этой книги. Прямого ответа не давал и сам автор. Когда его спросили о замысле, он ответил: «Кто как хочет, тот так пусть и понимает».
-Итак, что нам предстоит исследовать? (Ученики называют три проблемы:1)секрет публикации книги в годы реакции; 2) вопрос о жанровой природе произведения; 3) раскрытие замысла автора.)
2.Восприятие. Осознание. Осмысление.
- Обратимся к первой проблеме. Но для начала решим, почему публикация могла стать проблемой.
Вспомним содержание главы «От издателя».
В чём состояло желание издателя? (Написать историю какого-нибудь города.)
Что препятствовало? (Отсутствие сколько-нибудь достоверного материала.)
Каков источник произведения? («Глуповский Летописец»)
Что представляет в этих тетрадях особый интерес для издателя?(Возможность проследить по истории города разнообразные перемены, происходившие в высших сферах.)
- Закончите вывод, подсказанный издателем, допишите тезис: «История одного города – это…в миниатюре». («История одного города – это история государства Российского миниатюре».)
-Рассмотрим главу «Обращение к читателю».
1)Что говорит новый повествователь, летописец, о своих намерениях, цели повествования?)
2)Если история города – это история государства, то градоначальники –
это …(Русские самодержцы, правители империи.)
3)Сколько их представлено в произведении? (22. )
- Если учесть, что первым русским самодержцем, первым помазанником Божиим считается Иван Грозный, в 1547 году венчавшийся на царство, то окажется, что к моменту выхода книги в свет Россией формально правили 22 царя.
-Разберёмся в содержании главы «О корени происхождения глуповцев».
Прослушав художественный пересказ, скажите, как возникло название глуповцы.
(Пересказ главы подготовленным учеником . Учащиеся отмечают, что своё название глуповцы получили, так как пригласили со стороны правителя -тирана, уничтожив демократическое устройство общественной жизни.)
-Карточка-информатор №1.Прочтите, сопоставьте с только что рассмотренным фрагментом художественного произведения. Укажите черты сходства и отличия.
КАРТОЧКА №1
Н. М. Карамзин : «Начало Российской истории представляет нам едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие…В России оно утвердилось с общего согласия граждан».
(Ученики указывают на различие в манере изложения : историк сообщает факты, писатель их художественно переосмысливает, создавая яркий образ.
Сходство очевидно : оба автора пишут об одном и том же.)
- Итак, почему публикация книги должна была стать проблемой ? (В книге – сатира на русскую историю.)
- Что же помогло М. Салтыкову-Щедрину замаскировать истинное содержание? (Эзопов язык – язык, нарочито затемнённый, полный недомолвок, намёков.
)
- Продолжаем работу по разрешению первой проблемы. Поможет нам анализ главы «Опись градоначальникам».
Начнём с толкования лексического значения слова опись. (Опись – это перечень учитываемых предметов.)
- Как использование слова опись раскрывает авторское отношение к градоначальникам? (Демонстрирует их неспособность мыслить, градоначальники представляются неодушевлёнными предметами, восковыми фигурами…)
- Познакомимся выборочно с нашими героями, их деяниями. (Чтение фрагментов, заполнение таблицы :
ГРАДОНАЧАЛЬНИК | ДЕЯНИЕ |
Бородавкин, Василиск Семёнович | Спалив 33 деревни,собрал 2,5 рубля недоимок. Замостил базарную площадь |
Негодяев, Онуфрий Иванович | Размостил улицы, из добытого камня настроил монументов |
Прыщ, майор, Иван Пантелеймонович | Оказался с фаршированной головой |
- Сатирические образы, созданные сатириком, не могли не привлечь внимания художников. Познакомимся с удивительным содружесквом – Кукрыниксами.(Сообщение ученика, просмотр слайдов презентации.
Комментарий к слайдам
№ 6
Мелкими штрихами очерчен портрет агрессивного Бородавкина, который мечтал покорить Византию, но вместо этого сперва выступил походом против глуповцевЮломая и сжигая их слободы, а затем начал походы против просвещения.
№ 7
Точно по Щедрину изобразили неряшливого, пьяного спящего Фердыщенко, которому распутная девка Домахаразрисовывает угольком лицо.
№8
Лицемер и сластолюбец Грустилов притворялся благочестивым, он изображён в облике Александра 1. Его военную форму : треуголку, лосины, высокие сапоги - дополняют женские детали: пелерина, пышный голубой бант на груди, девичий румянец фальшивой застенчивости.)
- Итак, градоначальников мы представили, читая страницы книги,
увидели ,благодаря работам Кукрыниксов. Попробуем теперь, вернувшись к словам М. Салтыкова-Щедрина «смешное всего страшнее», прокомментировать их применительно к градоначальникам. (Страшно жить под началом этих смешных в своём ничтожестве существ, так как крайняя ограниченность, облечённая властью, давит всё живое.)
- Какой излюбленный писателем приём сатирического изображения использован в книге? (Гротеск.)
- Дайте определение.
- Обратимся к карточке №2. Прочтите. Вычлените функции этого приёма.
КАРТОЧКА №2
Гротеск – эффективная форма художественного обобщения действительности, способная вскрыть противоречия жизни и сделать их предельно наглядными, зримыми.
Функции гротеска:
1.Выступает как средство сатирического преувеличения.
2.Является формой иносказания.
- Сделайте вывод : для чего писателю понадобился гротеск? (Чтобы вскрыть язвы общества, указать путь к избавлению от них.)
- Подведём итог: опубликовать книгу, обойти цензуру писателю помогло использование…(гротеска, эзопова языка.)
- Вторая проблема урока – жанровая природа произведения . Прослушайте сообщение. Запишите в тетради, к каким жанрам относят исследователи книги.
(Проверка записанных в тетради выводов осуществляется учеником, делавшим сообщение : ученик открывает заранее сделанную запись на доске, читает, класс при необходимости вносит коррективы в свои записи.)
- Хочу предложить ещё одну версию : «История одного города» - антиутопия.
1) Вспомним этимологию слова утопия : u – нет, topos – место; eu – благо, toopos – место. Соединив значения этих слов, скажите, что изображает утопия.( Блаженное место, которого нет.)
2) Анти – против. Что такое антиутопия? ( Произведение, отрицающее возможность построения идеального государства.)
- Познакомимся ближе с правителем, жизнь и подвиги которого описаны наиболее детально. Кто это? (Угрюм-Бурчеев.)
- Поработав в четвёрках, заполните его личное дело.(План дан в карточке:
1)характерные качества;
2)портрет;
3)взор;
4)сравнение;
5)образ жизни;
6)история возвышения;
7)деятельность-подвиг.
Проверка: выступления групп, при необходимости коррекция.)
- Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов, изображающую Угрюм-
Бурчеева . Объясните выбор красок. (Серовато-голубые тона, характеризующие казарменный тип общества, тусклую, серую жизнь, лишённую радости, счастья.)
- Обратимся к фрагменту романа Н. Г. Чернышевского «Что делать», к четвёртому сну Веры Павловны. Рассмотрите таблицу, послушайте комментарии её автора, Приготовьтесь, работая в четвёрках, заполнить вторую часть.
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» |
1.Пейзаж. |
«нивы», «поля», «густые, изобильные», «Сады, лимонные и апельсинные деревья, персики и абрикосы», «нет в них ни одного больного дерева». | |
2.Жилища. |
«громадные здания», «алюминий», «великолепнейшие залы», «ярко освещен». | |
3.Жители. |
«мужчины, женщины, старики, молодые и дети вместе». | |
4.Основы жизни. |
«для всех вечная весна и лето, вечная радость», «нет опасений нужды и горя», «тонкость ощущения», «нравственное развитие», «Счастливые люди!». | |
- Подведём итог: какое произведение и почему отнесёте к жанру утопии, какое – антиутопии?
- Почему жизнь, которую строил Угрюм-Бурчеев нельзя назвать нормальной?
- В каком государстве и при каком режиме власти существовала такая жизнь?
- Мы добрались до замысла. Допишите тезис: «История одного города» - сатира на…»(«самодержавно-крепостническое устройство России.»)
3.Подведение итогов.
- Дайте ответы на три вопроса, поставленные нами в начале урока.
- Всё ли стало ясно в «странной и поразительной» книге? Попробуйте дать ответ на ещё один вопрос: что такое некое грозное ОНО, которое надвигается на Угрюм-Бурчеева? Сатирик вновь не даёт ответа.