СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» (НАПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ДОМАШНЕГО СОЧИНЕНИЯ)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» (НАПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ДОМАШНЕГО СОЧИНЕНИЯ)"»

ПОДГОТОВКА к Контрольной работе
по роману а. с. пушкина «Дубровский»
(НаписаниЕ контрольного домашнего сочинения)

Задачи деятельности учителя: создать условия для осуществления контроля за тем, насколько глубоко понята изученная тема, насколько актуальны в наши дни вопросы, проблемы, поставленные писателем в романе «Дубровский»; обучить письменному выражению своих мыслей и чувств, своего отношения к проблеме, написанию сочинения разных типов речи; способствовать формированию собственных представлений о произведении, его героях, их поступках; совершенствовать навыки работы над простым и сложным планом, его использованием во время написания сочинения.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представления о типах и стилях речи; владеть навыками работы над простым и сложным планом, умениями конструировать, систематизировать, обобщать материал;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям литературы, к роману А. С. Пушкина «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; владеть умением устного рецензирования ответов одноклассников;

коммуникативная сфера: владеть навыками и умениями раскрытия темы, речевого оформления, соблюдения орфографических, пунктуационных и языковых норм при написании сочинений разных типов речи;

эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явление словесного искусства.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (работа над простым и сложным планом к сочинению; анализ собственных планов и планов одноклассников; выбор типа речи, стиля речи сочинения).

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, темы сочинения, заранее написанные на классной доске, классная копилка эпиграфов.

Основные понятия и термины: личность, человеческое достоинство, влюбленность, любовь.

Сценарий урока

I. Постановка целей и задач урока.

– Роман А. С. Пушкина «Дубровский» прочитан, рассмотрены ключевые вопросы. Вы имеете собственное представление о проблематике романа, мнение о героях и поступках, совершенных ими и описанных писателем. Задача каждого из вас при выполнении контрольной работы – раскрыть выбранную вами тему. Дома вы работали над планом сочинения. Составленный план поможет вам при написании сочинения быть последовательными, логичными, убедительными и, надеюсь, эмоциональными. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые варианты вами составленных планов, послушаем устное их рецензирование одноклассниками.

II. Обсуждение домашнего задания «План к сочинению по одной из тем».

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель предлагает вносить в собственные планы изменения, дополнения.

2. Беседа о возможных путях раскрытия первой темы «Почему роман “Дубровский” можно назвать романом о защите человеческой личности?».

– Прочитайте план, который вы составили по этой теме.

План (примерный)

1. Роман о защите человеческой личности.

2. Столкновение характеров Троекурова и Дубровского:

1) как Троекуров унизил человеческое достоинство Андрея Гавриловича Дубровского;

2) план мести Троекурова;

3) как совесть «заела» Троекурова, но было уже поздно.

3. Сын мстит за отца:

1) как Владимир Дубровский в один день стал бедным и одиноким;

2) решение отомстить за отца;

3) как любовь разрушила планы Владимира Дубровского.

4. Все могло быть иначе (если бы Андрей Гаврилович знал законы и вник бы в бумаги, он выиграл бы дело).

– Как вы относитесь к такому варианту ответа, к такой логике рассуждений?

– Кто совершенно не принимает такого варианта рассуждений, послушаем ваш вариант.

3. Знакомство с планом ко второй теме «Почему Маша Троекурова не приняла “освобождения” из рук Дубровского?».

План (примерный)

1. Маша Троекурова на пороге замужества:

1) предложение старого волокиты Верейского;

2) признание Владимира в том, что он Дубровский, что готов прийти на помощь.

2. Отец ускоряет ход событий:

1) завтра быть свадьбе и точка;

2) пойти за Верейского – послушать отца;

3) броситься за Дубровским – решение против воли отца.

3. Влюбленность, но не любовь Маши.

Устное резензирование плана одноклассниками.

– Кто по-другому ответил на этот вопрос?

– Как вы считаете, какой тип речи следует выбрать автору этого сочинения? (Рассуждение.)

4. Знакомство с планом к третьей, свободной теме сочинения «Дальнейшая история героев романа А. С. Пушкина “Дубровский”».

– Сколько человек выбрало эту тему?

– Кого хотелось бы послушать?

План (примерный)

И дым Отечества нам сладок и приятен.

А. С. Грибоедов

1. Герои романа на перепутье.

2. Каким я вижу дальнейшую историю героев романа:

1) внезапная смерть Верейского;

2) возвращение Маши к отцу;

3) Владимир ранен под Бородином и лечится за границей;

4) поездка Маши с отцом за границу;

5) встреча Маши Троекуровой с Дубровским.

3. Троекуров рассказывает Владимиру о том, как хотел помириться с Андреем Гавриловичем.

4. Маша понимает, что любит Владимира.

5. Судьбу не обманешь: «Здравствуй, Покровское!».

– Обратили ли вы внимание на наличие эпиграфа?

– Считаете ли вы удачным его, почему?

– Что такое эпиграф?

– Конечно, эпиграф желателен в ваших сочинениях. Можете обратиться к нашей классной копилке эпиграфов.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Из сегодняшнего разговора совершенно понятно, кто полюбил героев романа «Дубровский», а кто почти равнодушен к ним. Абсолютно ясно, насколько творчески вы подошли к составлению плана сочинения. Не старайтесь следовать какому-то шаблону. Старайтесь вырабатывать свой стиль письма. Не бойтесь эмоционально говорить о чувствах, высказывать свое отношение к герою, личное мнение о нем. Защищайте свою точку зрения, свой взгляд на героя и его поступки так, как защищали вы их в устной форме на наших предыдущих уроках. Жду от вас самостоятельных, грамотных, интересных сочинений. Срок написания домашнего контрольного сочинения – неделя.

– Считаете ли вы темы сочинений непосильными? (Высказывания учащихся.)

– Не появилось ли у вас желания переменить тему сочинения, почему? (Высказывания учащихся.)

– Какой этап урока считаете полезным и интересным? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Написать домашнее контрольное сочинение (тема по выбору).

2. Познакомиться с биографией М. Ю. Лермонтова (учебник, с.146–148). Подготовить подробный пересказ статьи о биографии поэта. Найти другие интересные факты биографии поэта.

3. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Тучи», других известных стихотворений поэта.

4. Индивидуальные задания: подготовить краткий пересказ с цитированием, используя дидактический материал: «Воспоминания А. П. Шан-Гирея» (с. 61–62), «Воспоминания Д. А. Милютина» (с. 63), «Воспоминания Е. А. Сушковой» (с. 63–65). (По книге В. П. Полухиной «Читаем, думаем, спорим...».)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!