СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - подготовка к написанию сочинения 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к паписанию сочинения 9 кл."

Просмотр содержимого документа
«Урок - подготовка к написанию сочинения 9 кл.»

И сложное становится простым… №2  15.1, 15.2, 15.3

И сложное становится простым… №2 15.1, 15.2, 15.3

1 вариант.

1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом.

(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.  ( По А. Алексину)

 15.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Выпишите лексические и грамматические явления в 1-2 и 18-19 предложениях, объясните их роль в тексте. Воспользуйтесь Толковым словарём. Лексические явления Грамматические явления

Выпишите лексические и грамматические явления в 1-2 и 18-19 предложениях, объясните их роль в тексте. Воспользуйтесь Толковым словарём.

Лексические явления

Грамматические явления

Проверим

Лексические явления

Грамматические явления

1-2. «По имени-отчеству» – просторечное, вместо нейтрального «по имени и отчеству».

«Просто Лелей» - разговорный оборот речи.

Предложение с прямой речью (№2) передаёт восторженное и уважительное отношение ребят к «просто Леле». Их уверенность в победе, вера в Лелю переданы с помощью восклицательного предложения.

Предложение №19. «Достижимый» - такой, которого можно достичь, добиться. (Академический словарь русского языка). Слово книжного, «высокого» стиля речи подчёркивает умение мамы сделать жизнь в семье гармоничной.

« Мы вам покажем» – фразеологизм,

Предложение 18 – сложное бессоюзное, в котором три последующих раскрывают смысл первого, поясняя, что именно преображало возвращение мамы с работы.

зачастую используется в качестве шутливо-иронической угрозы в чей-либо адрес. 

Все эти выражения, свойственные разговорной речи, передают восхищение ребят Колькиной мамой, ставшей членом их команды.

Значение слова Величать по Ефремовой: Величать - 1.  Называть  кого-л. почтительно, выражая уважение. 

Слово книжного, «высокого» стиля речи подчёркивает особое уважение ребят.

Используя лексические и грамматические явления в 1, 2 и 18 предложениях, заполните таблицу Тезис Русский филолог Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Комментарий к тезису Пример лексического явления в тексте, его роль Пример грамматического явления в тексте, его роль  Вывод Таким образом, мы видим, что лексическое значение слова отражает представление человека о мире, о людях, но, если слова не строить в предложения, мы не сумеем понять друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в тексте.

Используя лексические и грамматические явления в 1, 2 и 18 предложениях, заполните таблицу

Тезис

Русский филолог Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Комментарий к тезису

Пример лексического явления в тексте, его роль

Пример грамматического явления в тексте, его роль

Вывод

Таким образом, мы видим, что лексическое значение слова отражает представление человека о мире, о людях, но, если слова не строить в предложения, мы не сумеем понять друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в тексте.

15.1.   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя  К. А. Федина : «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя

К. А. Федина : «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

 Выделите ключевые слова в предложенной цитате    « Точность слова является не только требованием стиля , требованием вкуса , но, прежде всего, требованием смысла »  К. Федин.

Выделите ключевые слова в предложенной цитате

« Точность слова является не только требованием стиля , требованием вкуса , но, прежде всего, требованием смысла »

К. Федин.

Комментируем высказывание  Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.  Соотнесите данное определение со смыслом цитаты. Оно шире или уже заданной темы сочинения?  Какие явления языка мы будем рассматривать?  Как вы понимаете смысл высказывания :  «Точность слова является требованием смысла »?  Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте.

Комментируем высказывание

Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

  • Соотнесите данное определение со смыслом цитаты. Оно шире или уже заданной темы сочинения?
  • Какие явления языка мы будем рассматривать?
  • Как вы понимаете смысл высказывания :

«Точность слова является требованием смысла »?

Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте.

Чтобы выделить какое-либо лексическое явление в исходном , лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста. Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на основную мысль автора, то есть выделить ключевые слова. Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие (иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами, прокомментируйте их. Для этого надо помнить, что лексические явления можно рассмотреть на примере  однозначных слов, многозначных слов,  фразеологизмов, синонимов, антонимов, в том числе и контекстных, лексики с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные); лексики с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные) лексики с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы); лексики с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные); лексики с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).
  • Чтобы выделить какое-либо лексическое явление в исходном , лучше сначала выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная мысль текста.
  • Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на основную мысль автора, то есть выделить ключевые слова.
  • Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие (иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами, прокомментируйте их.
  • Для этого надо помнить, что лексические явления можно рассмотреть на примере
  • однозначных слов,
  • многозначных слов,
  • фразеологизмов,
  • синонимов, антонимов, в том числе и контекстных,
  • лексики с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и разговорные, просторечные);
  • лексики с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные слова, экспрессивные)
  • лексики с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы);
  • лексики с точки зрения происхождения (исконно русские слова и иноязычные);
  • лексики с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).
 Найдите лексические единицы , созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет.  И на основе их выстраивайте аргументы.  Здесь вам поможет задание А3, включающее в себя тропы , и повторение лексических явлений и их роли в тексте.  

Найдите лексические единицы , созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет.

И на основе их выстраивайте аргументы.

Здесь вам поможет задание А3, включающее в себя тропы , и повторение лексических явлений и их роли в тексте.  

Лексические явления и их роль Определение Роль ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. - Делают речь образной, выразительной, Примеры   ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, понимаемые в переносном смысле. Языковое средство с положительной эмоционально-экспрессивной окраской или с отрицательной ( без царя в голове —  неодобр.,  мелкая сошка — пренебрежит.,  грош цена —  презр.). - уточняют мысль, делают её ярче, Рыбки были золотые и очень красивые.  —  усилить наглядность и образность текста, - характеризует героя, его поведение и состояние. Глаза её остановились от боли и тоски. Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика.        —  создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности), Теперь он окончательно пал духом.   — передать авторские чувства и оценки. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.

Лексические явления и их роль

Определение

Роль

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.

- Делают речь образной, выразительной,

Примеры

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, понимаемые в переносном смысле. Языковое средство с положительной эмоционально-экспрессивной окраской или с отрицательной ( без царя в голове —  неодобр.,  мелкая сошка — пренебрежит.,  грош цена —  презр.).

- уточняют мысль, делают её ярче,

Рыбки были золотые и очень красивые.

 —  усилить наглядность и образность текста,

- характеризует героя, его поведение и состояние.

Глаза её остановились от боли и тоски.

Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика.

 

 

   —  создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности),

Теперь он окончательно пал духом.

  — передать авторские чувства и оценки.

На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.

Определение с примерами Роль Стилистически окрашенная лексика.   ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ (ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА, в том числе: может:        — придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;         а) слова с положительной оценкой:  торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы):  вдохновение, грядущий, отечество, сокровенный ;  возвышенно-  одобрительные:  благородный, выдающийся, изумительный, отважный ;  ласкательные:  солнышко, голубчик, —  служить средством речевых характеристик героев; б) слова с отрицательной оценкой:  неодобрительные:  домысел, препираться, околесица ;  пренебрежительные:  выскочка, деляга ;  презрительные:  балбес, зубрила, писанина.       —  служить средством передачи авторских эмоций и оценок.  

Определение с примерами

Роль

Стилистически окрашенная лексика.

  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ (ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА, в том числе:

может:       — придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;      

 

а) слова с положительной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы):  вдохновение, грядущий, отечество, сокровенный ; возвышенно- одобрительные:  благородный, выдающийся, изумительный, отважный ; ласкательные:  солнышко, голубчик,

—  служить средством речевых характеристик героев;

б) слова с отрицательной оценкой: неодобрительные:  домысел, препираться, околесица ; пренебрежительные:  выскочка, деляга ; презрительные:  балбес, зубрила, писанина.

      —  служить средством передачи авторских эмоций и оценок.

 

Определение Роль СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, в том числе: Примеры а) книжная:  научная (термины:  аллитерация, косинус, интерференция );  официально-деловая:  нижеподписавшиеся, докладная ;  поэтическая:  лазурный, очи, ланиты может: — придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание; - Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. Делегация молча удалилась. (Б.Васильев) — служить средством речевых характеристик героев;   - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - Только пикни у нас. — служить средством передачи авторских эмоций и оценок.  

Определение

Роль

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, в том числе:

Примеры

а) книжная: научная (термины:  аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая:  нижеподписавшиеся, докладная ; поэтическая:  лазурный, очи, ланиты

может:

— придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;

- Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. Делегация молча удалилась. (Б.Васильев)

— служить средством речевых характеристик героев;

  - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - Только пикни у нас.

— служить средством передачи авторских эмоций и оценок.

 

Определение Роль ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы:  голодранец, забулдыга, затрещина, трепач ) Примеры   —  для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:              — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:   «Удались, бабка! Сей момент удались отседова. — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов) Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.

Определение

Роль

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы:  голодранец, забулдыга, затрещина, трепач )

Примеры

  —  для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:             — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:

 

«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов)

Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.

 Лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова:  олицетворение, метафора,  эпитет.

Лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова:

олицетворение, метафора,

эпитет.

Название Определение Метафора  Примеры Основана на перенесении значения по подобию, сходству, скрытое сравнение.  Например, мы можем найти сходство между красивой девушкой и цветком и сказать: эта девушка — прекрасный цветок.  Наблюдая звёздную ночь, мы можем уподобить её состояние цветению деревьев или садов и сказать о ней так: ночь цвела звёздами. 3има прошла , в город вернулось солнышко , и Лёка радовалась солнышку.  Она очищается, душа-то, и чудится мне , весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...    Р азвёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Название

Определение

Метафора

Примеры

Основана на перенесении значения по подобию, сходству, скрытое сравнение.

Например, мы можем найти сходство между красивой девушкой и цветком и сказать: эта девушка — прекрасный цветок.

Наблюдая звёздную ночь, мы можем уподобить её состояние цветению деревьев или садов и сказать о ней так: ночь цвела звёздами. 3има прошла , в город вернулось солнышко , и Лёка радовалась солнышку.

Она очищается, душа-то, и чудится мне , весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

Р азвёрнутая метафора это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Название Определение Эпитет Примеры Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.  Чаще всего бывают прилагательные , но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница-зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»).    В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты : солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.

Название

Определение

Эпитет

Примеры

Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Чаще всего бывают прилагательные , но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница-зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»).

В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты : солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.

Олицетворение Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.  Хмель, ползя по земле , хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь , всё дальше…Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться , на какую бы опереться надежную земную опору.

Олицетворение

Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Хмель, ползя по земле , хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь , всё дальше…Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться , на какую бы опереться надежную земную опору.

Найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, 16, объясните их роль в тексте Средство выразительности Пример Стилистические антонимы. Роль в тексте Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном. Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры.

Найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, 16, объясните их роль в тексте

Средство выразительности

Пример

Стилистические антонимы.

Роль в тексте

Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном.

Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры.

Групповые задания: найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, объясните их роль в тексте Средство выразительности Пример Стилистические антонимы Роль в тексте Отец – мама Автор использует стилистические антонимы «отец» и «мама». Слово «отец» (не папа!) подчёркивает его возраст (« Отец был намного старше мамы»), его авторитет среди спортивной дворовой команды и уважительное отношение сына. Второе слово в антонимической паре - «мама». Оно тёплое, в нём выражается особая близость к родному человеку. Им подчёркнута и особая роль мамы в этой семье. Она не только «судья» в доме, но и преображает всю жизнь своих близких, делает её гармоничной. « … не величали», а «называли просто Лелей». « … не величали», а «называли». «Величать» – слово высокого, книжного стиля речи, а «называть» - нейтрального. Так подчёркивается отношение ребят к Колькиной маме – молодой, красивой и сильной женщине, которая была им старшим другом. Маму «называли», а отца «именовали».

Групповые задания: найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, объясните их роль в тексте

Средство выразительности

Пример

Стилистические антонимы

Роль в тексте

Отец – мама

Автор использует стилистические антонимы «отец» и «мама». Слово «отец» (не папа!) подчёркивает его возраст (« Отец был намного старше мамы»), его авторитет среди спортивной дворовой команды и уважительное отношение сына. Второе слово в антонимической паре - «мама». Оно тёплое, в нём выражается особая близость к родному человеку. Им подчёркнута и особая роль мамы в этой семье. Она не только «судья» в доме, но и преображает всю жизнь своих близких, делает её гармоничной.

« … не величали», а «называли просто Лелей».

« … не величали», а «называли». «Величать» – слово высокого, книжного стиля речи, а «называть» - нейтрального. Так подчёркивается отношение ребят к Колькиной маме – молодой, красивой и сильной женщине, которая была им старшим другом.

Маму «называли», а отца «именовали».

Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном. … научила отца судить .. матчи.. Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры. А дома судьёй была мама. Отец был судьёй во время волейбольных матчей. Здесь слово используется в прямом значении. Говоря о том, что «дома судьёй была мама», автор использует переносное значение слова, чтобы подчёркнуть её справедливое, объективное отношение ко всем членам семьи. «… его возраст куда-то пропадал»; Автор показывает, что участие в общих делах с детьми делает человека молодым. «Она никогда не давала громкого свистка». Маме не требовалось командовать, повышать голос на своих близких, потому что все признавали справедливость её решений.

Однокоренные слова, одно из которых употребляется в прямом значении, а второе – в переносном.

… научила отца судить .. матчи..

Найдите в 10 и 16 предложениях метафоры.

А дома судьёй была мама.

Отец был судьёй во время волейбольных матчей. Здесь слово используется в прямом значении. Говоря о том, что «дома судьёй была мама», автор использует переносное значение слова, чтобы подчёркнуть её справедливое, объективное отношение ко всем членам семьи.

«… его возраст куда-то пропадал»;

Автор показывает, что участие в общих делах с детьми делает человека молодым.

«Она никогда не давала громкого свистка».

Маме не требовалось командовать, повышать голос на своих близких, потому что все признавали справедливость её решений.

15.1. Сочинение – результат коллективной работы

К. Федин утверждает, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Нельзя не согласиться с тем, что для воплощения авторского замысла нужны точные, специально подобранные слова. Убедимся в этом.

Перед нами текст художественного стиля речи, и задача автора – средствами этого стиля показать, какую роль в жизни ребёнка играют родители. Говоря об отношении мальчика к ним, автор показывает, как он их называет, и для этого использует очень точные стилистические антонимы: отец и мама. Слово «отец» (не папа!) подчёркивает его возраст (« Отец был намного старше мамы»), его авторитет среди спортивной дворовой команды и уважительное отношение сына. Второе слово в антонимической паре - «мама». Оно более тёплое, в нём выражается особая близость к родному человеку. Им подчёркнута и особая роль мамы в этой семье. Она не только «судья» в доме, но и преображает всю жизнь своих близких, делает её гармоничной.

Оба родителя дороги Кольке, но каждый по-своему. С отцом его объединяет любовь к маме, ощущение одиночества в моменты её отсутствия . А. Алексин находит очень яркое сравнение, чтобы передать это чувство (предложение 17): они похожи на пассажиров, ожидающих запаздывающий поезд.

Таким образом, мы видим, что воплощение авторского замысла требует точного отбора выразительных средств языка.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом исходного текста  15.2.  Объясните, как вы понимаете смысл фразы:  «… мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке».    Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом исходного текста

15.2.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы:

«… мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке».  

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

 Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.  Основное содержание такого сочинения -анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.  Это сочинение-рассуждение, а оно состоит из следующих частей:   1.  Вступление - тезис  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры   3. Заключение – вывод

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Основное содержание такого сочинения -анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

Это сочинение-рассуждение, а оно состоит из следующих частей: 1.  Вступление - тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры  3. Заключение – вывод

    Отметьте  те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею  своими словами  и запишите её на черновике . В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как это сделать? Определите  тему (о чём текст?)  идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.   Сформулируйте смысл каждого из них  своими словами  и запишите на черновике.

    Отметьте  те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

   Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею  своими словами  и запишите её на черновике .

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как это сделать?

Определите  тему (о чём текст?) 

идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?)

Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

  Сформулируйте смысл каждого из них  своими словами  и запишите на черновике.

Тема текста  О чем этот текст?    Идея текста (для чего написан текст? Какими размышлениями хотел поделиться с нами автор?)  1. Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор. 1.Что нужно было в жизни отцу и Кольке? Что должно было стать «достижимым»? 2. Передайте в сжатом виде основное содержание текста.  2. Как мама помогла им достичь того, в чём они нуждались?  Как она построила жизнь семьи, на каких началах?  Как помогла мужу почувствовать себя моложе своих лет и стать нужным Кольке и его друзьям?  Как мама сделала жизнь Кольки счастливой?

Тема текста О чем этот текст?

Идея текста (для чего написан текст? Какими размышлениями хотел поделиться с нами автор?)

1. Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор.

1.Что нужно было в жизни отцу и Кольке? Что должно было стать «достижимым»?

2. Передайте в сжатом виде основное содержание текста.

2. Как мама помогла им достичь того, в чём они нуждались?

  • Как она построила жизнь семьи, на каких началах?
  • Как помогла мужу почувствовать себя моложе своих лет и стать нужным Кольке и его друзьям?
  • Как мама сделала жизнь Кольки счастливой?
Будем доказывать главную мысль текста, выраженную в его финале    Чтобы достичь гармонии, счастья в жизни семьи, нужно любить своих близких, быть объективным, справедливым человеком и не требовать от людей того, что они не могут дать в силу разных причин, например, возраста.

Будем доказывать главную мысль текста, выраженную в его финале

Чтобы достичь гармонии, счастья в жизни семьи, нужно любить своих близких, быть объективным, справедливым человеком и не требовать от людей того, что они не могут дать в силу разных причин, например, возраста.

Сочинение может быть, например, таким…

«… мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке», - так заканчивает текст А. Алексин. Эта финальная фраза заключает в себе главную мысль автора. Именно мама была душою семьи, именно она сумела построить гармоничные отношения в кругу близких людей. Убедимся в этом.

«Отец был намного старше мамы», поэтому не умел так хорошо, как она, играть в волейбол, плавать и «бегать на лыжах». Мудрая мама «не заставляла» его «учиться» всему этому. Но она сумела включить его в жизнь сына и его друзей, научив быть судьёй во время волейбольных матчей. И в такие минуты счастье его становилось «достижимым», даже «его возраст куда-то пропадал».

Отношения в семье мама строила на основе взаимоуважения. Ей никогда не приходилось «давать громкого свистка», потому что она была справедливым человеком, и все в доме принимали её «правила жизни». В итоге Колька рос счастливым человеком, «добровольно и весело» подчиняясь её решениям. И не было ничего недостижимого в его жизни.

Итак, мы видим, что мама, учитывая возможности и желания каждого в семье, делала «достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке», которые без неё чувствовали себя «неустроенными» пассажирами, ожидающими на вокзале опаздывающий поезд, при появлении которого их жизнь снова упорядоченно двинется вперёд.

 Домашнее задание: 15.3   Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ ?   Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ ?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  

Домашнее задание: 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

 

Справедливость  Справедливость  – Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие.  Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.  Справедливость  -  положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.  Справедливость  -  беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, объективность, правда, честность, достойность, праведность, непредубежденность, понятность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.  Ant. несправедливость, пристрастность, неверность, лживость, неточность, неправильность. (Словарь синонимов).

Справедливость

Справедливость  – Справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Справедливость  -  положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Справедливость  -  беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, объективность, правда, честность, достойность, праведность, непредубежденность, понятность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.

Ant. несправедливость, пристрастность, неверность, лживость, неточность, неправильность. (Словарь синонимов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!