Урок «Политическая карикатура» в рамках авторского элективного курса «Выборы: путь к власти» для 8-9 классов
Учебно-тематический план
№
Раздел
1.
Что такое выборы: миро-вой и российский опыт
К-во часов
2.
3.
Системы избирательнойпрактики
2
Организация учебной работы
Лекция с элементами беседы и дискуссии. Задание для обсужде-ния.
Форма контроля
2
4.
Политические партии.Участие партий в выбо-рах. Избирательнаякампания.
2
Контроль за участием в беседе и дискуссии.
Лекция. Опережающее практичес- кое задание для практикума.
Избирательная системав России.
5.
Самостоятельный поисковыйотбор информации в СМИ.Работа в группах.
Контроль над выполнением практических заданий
2
Политическая культура.Культура власти.
6.
Контроль за правильным
отбором материала в СМИ.
Лекция. Дискуссия. Работа в в группах, с документами, сравни-тельный анализ.
Политическая карикатура.
7.
2
Проверка практического
домашнего задания.
Обсуждение выступлений.
Лекция. Дискуссия. Работа в группах с цитатами.
Проведение политологи-ческого практикума.
8.
2
Обсуждение практических заданий по теме.
9.
Работа в группах с творческими заданиями к политической ка-рикатурам.
2
Семинарское занятие.
Повторительно-обобщаю-щее занятие.
2
Проверка работы групп с карикатурой
Комбинированные формы клас-сной и внеклассной работы.
Проверка домашнего задания для практикума
Семинар. Обсуждение проблем-ных вопросов для семинара.а. Дискуссия.
2
Итого
Контроль за работой на
семинаре, за участием в
дискуссии.
Показ презентаций. Коллективное обсуждение и защита.
18
Комментарии к творческим
работам и рефератам.
Актуализация межпредметных связей
Тема «Июльская монархия во Франции» 8 класс
Тема «Политические режимы» 9 класс
Темы: «Избирательное право», «Политическая культура», «Культура власти»
Всеобщая история
Обществознание
Элективный курс
Основные формы организации познавательной деятельности
о творчестве О.Домье
- работа с понятием «карикатура » - фронтальная эвристическая беседа
- энциклопедическая справка – работа в группах со справочной литературой
Работа с художественной литографией О.Домье «Законодательное чрево»
Основные тезисы сообщения:
- О.Домье – великий французский художник XIX века;
- литография – «гравюра на камне»;
- «Законодательное чрево» создал в 1834 г.;
- «огонь» сатирических листов направлял против «царства банкиров»;
- однообразие сюжета
Анализ понятия «карикатура»
- Дается определение понятия «карикатура» по энциклопедическому словарю;
- Выделяются все элементы определения – художественные средства;
- В ходе фронтальной беседы фиксируются элементы на интерактивной доске;
- Этап самопроверки : открывается зона правильных ответов
Элементы понятия
преувеличение
соединение
реального и
фантастического
черно-белое
изображение
карикатура
высмеивание
явлений
сопоставление
Политические режимы
Задание для микрогрупп
«Исключи лишнее слово»
Исключите лишнее слово или словосочетание в следующих перечнях и объясните свой выбор:
А) Оружие, кнут, ошейник, цепь, наказание, привилегия, страх, , угроза, повиновение, недовольство, зависть.
Б) Свобода слова, творчества, права личности, справедливый суд, , чувство хозяина, свобода передвижения, торжество законов, самоуправление.
радость
эмиграция
Политические режимы ( работа с интерактивной доской)
Работа с эпиграфом «Где кончаются законы, там начинается тирания»
Уильям Питт
Вопросы классу: Как вы понимаете слова У.Питта? Что такое тирания? С каким политическим режимом связана тирания?
Коллективный вывод: Где начинается несоблюдение законов, беззаконие, там начинается тирания. Именно при тоталитарном режиме власть диктатора не опирается на законы.
Работа в группах с политической карикатурой
- Определите содержание (тематику) карикатуры.
- Какая основная идея карикатуры.
- Какими изобразительными средствами автор воплощает свою идею.
- Какой политической обстановке может соответствовать карикатура.
- Против чего она направлена.
Группа № 1 – карикатура 1
Группа № 2 – карикатура 2
Группа № 3 – карикатура 3
Группа № 4 – карикатура 4
Работа в группах с политической карикатурой
На первом этапе рабочие листы с заданиями помогут группам проанализировать карикатуру.
На втором этапе из предложенных высказываний философов и политиков выбирается одно в качестве комментария к вашей карикатуре .
- Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою.
И. А. Ильин
- Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы.
Б. Шоу
- Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого.
В. Гюго
- Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.
И. М. Сеченов
- Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою.
И. А. Ильин
- Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы.
Б. Шоу
- Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого.
В. Гюго
- Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.
И. М. Сеченов
Домашнее задание
Найти в СМИ, Интернете политические карикатуры разных исторических периодов и, опираясь на задание-памятку в рабочих листах, проанализировать их
XIX век новое время
XX век советский период
XXI век новейшее время