Тема урока:
Урок, посвященный Сталинградской битве «Call of Duty – интерактивная реальность?»
Цель урока:
Обучающая: восстановить хронику событий Сталинградской битвы, понять ее значение, найти исторические неточности в игре, понять вклад Советских войск в достижение Победы и проанализировать соразмерно ли содержание ему, работа над проблемой информационных войн в XXI веке.
Воспитательная: формирование патриотических настроений, интереса к истории Великой Отечественной Войны.
Развивающая:тренировка внимательности и памяти, формулирование проблемы, совершенствование навыков самостоятельной работы, аналитическая работа.
Показать значение Сталинградской битвы и ее влияние на ход II Мировой войны, определить причины искажения истории в современности, оценить и проанализировать вклад стран-союзников в достижение Победы.
План урока:
1. Подготовка ТСО, проверка ДЗ, постановка целей и задач урока.
2. Введение. Краткое описание использующихся в игре исторических событий
3. Игра: Использование оптимального для полного прохождения игры режима «Новобранец»
4. Завершение игры после окончания контрольного времени. Запись событий и их уровень.
5. Работа с блиц-тестом.
6. Подготовка группового доклада по итогам игры и выясненных в ходе нее особенностей и неточностей, формулирование возможных причин исторического несоответствия
7. Доклады по группам
8. Подведение итогов
Основные понятия:
Приказ № 227,«Уран», «Дом Павлова»
Используемые для подготовки источники:
документы хрестоматии «Документы и справочные материалы»:
1) Документ № 10. «Из выступления по радио заместителя Председателя СНК, наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова...», тема V, с. 157.
2) Документ № 11. «Обращение митрополита Московского и Коломенского главы Православной церкви в России Сергия...», тема V, с. 159.
3) Документ № 13. «Из выступления И. В. Сталина...», тема V, с. 163.
4) Документ № 14. «Из писем советских военнослужащих своим родным», тема V, с. 167.
5) Документ № 16. «Из приказа войскам Московского гарнизона о строительстве оборонительных рубежей...», тема V, с. 170.
Основные даты:
Предлагается периодизация Великой Отечественной Войны
I период — 22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.
II период — 19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.
III период — начало 1944 г. — 9 мая 1945 г.
IV период — 8 августа 1945 г. — 2 сентября 1945 г.
Персоналии:
С. К. Тимошенко, В. Н. Гордов, А. И. Еременко,62-й армия В. И. Чуйков, 64-й армия М. С. Шумилов, Родимцев, Паулюс.
Оборудование урока: ноутбуки с предуставленной игрой, таймер, карта, тесты, проектор, компьютер.
Учебник:
Рабочая тетрадь к учебнику:
Литература для учителя:
Домашнее задание:
Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, реакцию, интересы и особенности характера).
А. Имитационные игры предполагают имитацию деятельности государственного органа, например работы Земского собора, Государственной думы (какого-либо иного учреждения); имитацию события (съезд партии, совещание военачальников накануне сражения, судебное заседание и т. д.); имитацию обстановки, условий, например королевский прием, ход сражения и т. д., а также некоторые виды дискуссий.
Б. Операционные игры предназначены для упражнений в конкретных специфических действиях и моделируют определенный процесс, например изготовление агитационного плаката, подготовку к проведению конференции, симпозиума и т. п.
В—Г. Исполнение ролей, инсценировки широко используются во всех классах школы как прием погружения в ситуацию с целью мобилизации, активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств.
Технология «мозгового штурма»
Это локальная технология. Существуют разные формы: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи).
Правила «мозгового штурма»:
1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.
2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.
3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам.
4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.
5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели «штурма».
6. Свобода от некоторых (их следует предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.
7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.
8. Оптимизм и уверенность всех участников «штурма».
Этапы и методика «мозгового штурма»:
I. Формулирование учебной проблемы, обоснование необходимости ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил с группы снимается от 2 до 4 баллов. Образование рабочих групп по 3—5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей в каждой группе. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Эксперты либо выбираются, либо назначаются учителем, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)
II. Экспресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем), в рамках текущего контроля усвоения предыдущей темы. Это одновременно настройка и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал.
III. «Мозговой штурм» поставленной проблемы в группах. Правила в целом не повторяются, но напоминается о необходимости их соблюдения. Ведущим еще раз быстро уточняется задача. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). Участники (в группах) поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого ученика, соблюдение правил. «Мозговой штурм» проблемы в группах длится 3—5 мин.
IV. Обсуждение итогов работы групп.
V. Отбор экспертами наиболее интересных идей и их оценка.
VI. Сообщение о результатах «мозгового штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).
VII. Публичная защита наиболее интересных идей, предложенных отдельными учащимися.
Индивидуальное творческое задание
Задание можно выполнять в автономном режиме на протяжении урока или за определенный отрезок времени на одном из его этапов. По окончании работы учащиеся представляют сформулированный ответ, который оценивается учителем, по необходимости корректируется. Возможно короткое обсуждение со всем классом.