СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок повторения "Физика в сказках, пословицах, поговорках" по теме "Взаимодействие тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наука и сказка, рядом в жизне идут.Познавший науку, воплотит в жизнь сказку. Познавший сказку, воплотит в жизнь науку.Да здравствует, наука и сказка!

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения "Физика в сказках, пословицах, поговорках" по теме "Взаимодействие тел"»

Урок повторение и обобщение по физике "Физика в сказках, пословицах, поговорках по теме «Взаимодействие тел»

Подготовила: Филюк О.В., учитель физики высшей квалификационной категории


Цель урока:

  • повторить материал, связанный с данными понятиями, путем решения задач с использованием «сказочных» фрагментов;

  • сформирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия

  • повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  • обучающие: закрепить умения применять знания о понятиях скорость, масса, сила к решению задач.

  • развивающие: в ходе урока продолжить развитие у учащихся умений наблюдать и сравнивать, развивать умение пользоваться таблицами физических величин.

  • воспитательные: повысить интерес к предмету, развивать речевую культуру обучающихся, этику общения.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Межпредметные связи: литература, математика.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный  материал


Ход урока

1. Организационный момент. Вступительные слова:



Вглядитесь пристальней вокруг

И вам понятней станет вдруг,

Что физика – царица мать!

Ее для жизни надо знать!

Но без физики не объяснить

И кран подъемный, и гвоздь как забить,

И почему самолеты летают,

И корабли в моря уплывают,

Как у нас лампочки светят в квартире,

Как мы программу смотрим в эфире,

Как в космос летаем, машины водим,

И почему по Земле так просто мы ходим.

Здравствуйте! Давайте наше занятие сделаем необычным, непохожим на те, другие… мы соединим в одно целое разные учебные предметы: физику и литературу. Да, сегодня вам предстоит найти общее между физикой и поэзией, наукой и искусством.


Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Для этого давайте поиграем. Перед вами лежит контрольно –маршрутный лист и оценочны лист.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Но прежде чем мы попадем в сказки, давайте поиграем.

Задание 1 .Игра «Найди лишнее»

В контрольно-маршрутном листе дана таблица, нужно убрать третье лишнее, посмотрите под каким номером на обратной стороне листа стоит лишнее слова и наидите его под этим номером и сформулируйте тему урока ( над лишними словами прочесть слова и сформулировать тему урока)

СКОРОСТЬ (1)

МАССА (2)

ПУТЬ (3)

КИЛОГРАММ (4)

ПОЕЗД (5)

ОБЪЕМ (6)

ПЛОТНОСТЬ (7)

СИЛА (8)

МАССА (9)

    1. Время

    2. Физика

    3. Расстояние

    4. Время

    5. Пословица

    6. Секунда

    7. Поговорка

    8. Сказка

Найдите это слово и вспомните формулу для этой физической величины.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. 


Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Всего будет шесть заданий:

  1. Найди лишнее.

  2. Физические ошибки в рассказе.

  3. Сказка ложь, да в ней есть физика.

  4. Решение задач.

  5. Физические ребусы.

  6. Физика в картинках.

  7. Сказочный эксперимент.

Баллы, за каждое выполненное задание, выставляются в лист согласно оценочной таблице. Таблица на доске.

Вы спросите; «Что общего между физикой и поэзией, наукой и искусством? Описание физических явлений часто встречается в стихах, романах, сказках, мифах.

Обратимся к высказыванию М.Горького: «Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение…»

Мы восхищаемся красочностью и образностью описываемых в литературных произведениях физических явлений, а бывает, что обнаруживаем ошибки и заблуждения авторов.

Задание 2 – «Физические ошибки в рассказе».

Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».

Ребята, внимательно прочитайте эти рассказы и найдите физические ошибки, которые через 3 минуты вы нам озвучите.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.  Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.

2. . Это случилось зимой. Совершенно бесследно на линии Санкт-Петербург – Москва пропало 400 метров дорогой телефонной проволоки. Работники станции были очень обеспокоены и обратились за советом к майору Пронину. Майор с радостью согласился помочь. Но на этот раз дело оказалось загадочно сложным. Преступники исчезли, не оставив никаких следов.

Долго думал майор Пронин над этим странным происшествием и вдруг воскликнул: «Эврика! Никакая криминалистика нам не поможет, здесь нужна только физика».

И тогда все встало на свои места. Майор Пронин нашел виновника происшествия. А сумеете ли найти его вы?

Ответ: Уменьшение расстояний между молекулами при охлаждении вещества

Задание 3 «Физические явления в литературных произведениях»

  1. Прежде чем обратиться к физическим явления в поэзии Пушкина-

вопрос к 2 группе: Что такое –физические явления?

  1. Какие виды физических явлений вы знаете?





Задание 3 «Сказка ложь, да в ней есть физика».

У вас на столе карточки, на которых отрывки из сказок. Прочитайте и ответьте на вопросы.

№1.

Отрывок из сказки «Репка»

«Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку –

Тянут – потянут –

И вытянули репку».

Какие силы действовали на репку? (Ответ: на репку действовали силысила тяжести репкисила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев)

№2.

Отрывок из сказки «Лиса и заяц»

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь? (о тепловых явлениях)

№3.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явления природы идет речь? (о световых явлениях)

№4

Русская сказка “Два Ивана - солдатских сына” Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»

1. Почему сабля раскалилась? (Из-за трения об воздух).

№5

Филиппинская сказка « Цапля и буйвол»:

Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.

«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!

-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.

Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.

- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.

Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »

Кто выпил больше воды?

Кто оказался сильнее?

В чем сила цапли (сила разума или физическая сила)?

Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.

В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)

Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?

Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. .

Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле

6

Какое физическое явление описал английский писатель К. Джером в повести «Трое в лодке, не считая собаки»?

«Я не знаю вещества, более способного просачиваться всюду, чем керосин. Мы держали его на носу лодки, а он оттуда просочился на другой конец, пропитав своим запахом все, что попадалось ему на пути. Просачиваясь сквозь обшивку, он попадал в воду, портил воздух и небо, отравляя жизнь… Привязав лодку у моста, мы пошли прогуляться по городу, но ужасный запах преследовал нас».

Ответ: Диффузия.

Задание 4 «Решение задач»

Задача 1. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает".-

"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!"

Кто из животных обладает большей силой тяжести?

Кто на ваш взгляд сильнее духом?

В чем заключается жизненный смысл?

Мораль Сила духа преобладает над силой тяжести.

Как вы понимаете слова:

Иной раз силе приходится поклониться мудрости.

Рик Риордан

2. Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы-35кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.

2. Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.

3. Зная массу денежки, найденной Мухой – Цокотухой , (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см3 .


Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.  Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице. (это задание проверяет учитель)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Задание 5. «Физические ребусы»




 .













Время

Молекула

Физика

Не забывайте оценивать себя.


Задание 6 «Физика в картинках»

А сейчас мы будем работать с вами с иллюстрациями к сказкам, которые у вас находятся в контрольно-маршрутных листах. Внимательно их рассмотрите и выполните следующие задания:

    1. Запишите, какие физические тела вы видите на картинках и из каких физических веществ они сделаны.

    2. Напишите, какие физические явление вы видите на этих иллюстрациях.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.  Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.

Задание 7 «Сказочный эксперимент»

Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть предметы, о которых говорится в сказках (клубок, зеркало, яблоко). А так же динамометры. Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на предметы, запишите и сравните.

Молодцы. Оцените свою работу в контрольно-маршрутном листе.

Давайте подведём итог нашего урока.



Домашнее задание. «Старая сказка на новый лад»

Придумайте сказку, где героями являются три сказочных героя и один физический прибор. Например:

-Золотая Рыбка, Старик, Старуха, весы

-Дюймовочка, Крот, Ласточка, измерительная линейка.

-Сестрица Аленушка, братец Иванушка, Баба Яга, термометр.

-Емеля, царевна Несмеяна, Полкан, динамометр.

Домашнее задание: Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.


III. Подведение итогов. Рефлексия

Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:

  1. Сегодня на уроке я узнал….

  2. Сегодняшний урок показал мне….

  3. Самым трудным для меня было…

  4. Самым интересным мне показалось…

Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,

путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат.

И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.



А закончить урок я хочу словами. Физика – наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка – это мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка рядом идут! Познавший науку, воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку, даст толчок науке! Да здравствует, наука и сказка! Да здравствует, физика в сказке!













Приложения.


    1. Оценочная таблица

Задание

Выполнено правильно

Допущено 1 ошибка

Найди лишнее.


3 балла

  1. балла

Физические ошибки в рассказе.

  1. балла

2 балла

Сказка ложь, да в ней есть физика.


  1. балла

2 балла

Физические ребусы.



  1. балла

2 балла

Решение задач

Правильное решение

Записаны правильно условие, формула, но допущена ошибка в ответе.

4 балла

3 балла

Физика в картинках»


  1. балла

2 балла

Сказочный эксперимент


3балла

2 балла


Контрольно- маршрутный лист «Я – физик-сказочник»

1

Игра «Найди лишнее»


Баллы







Метр

Масса

Литр

Килограмм

Поезд

Объем

Плотность

Самолет

Секунда


Формула

Формула

Формула









2

Физические ошибки в рассказе.



Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».

Ответ_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











3

«Сказка ложь, да в ней есть физика»



№1.

Отрывок из сказки «Репка»

«Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку –

Тянут – потянут –

И вытянули репку».

Какие силы действовали на репку?

№2.

Отрывок из сказки «Лиса и заяц»

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь?

№3.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явлениях природы идет речь?


4

«Решение задач».






Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы-35кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.













Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.















Зная массу денежки, найденной Мухой – Цокотухой , (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см3 .













5.

«Физические ребусы»




















Ответ:_______________________________





Ответ _______________________


Ответ_________________________________




6

«Физика в картинках»



Ответ__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Ответ__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Ответ__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Ответ__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________


Ответ__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________



7

«Сказочный эксперимент»

Сила тяжести клубка

Сила тяжести яблока

Сила тяжести зеркальца



Подсчитай общее количество баллов

Итог





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!