Урок повторение и обобщение по физике "Физика в сказках, пословицах, поговорках по теме «Взаимодействие тел»
Подготовила: Филюк О.В., учитель физики высшей квалификационной категории
Цель урока:
повторить материал, связанный с данными понятиями, путем решения задач с использованием «сказочных» фрагментов;
сформирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия
повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.
Задачи урока:
обучающие: закрепить умения применять знания о понятиях скорость, масса, сила к решению задач.
развивающие: в ходе урока продолжить развитие у учащихся умений наблюдать и сравнивать, развивать умение пользоваться таблицами физических величин.
воспитательные: повысить интерес к предмету, развивать речевую культуру обучающихся, этику общения.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
Межпредметные связи: литература, математика.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный материал
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительные слова:
Вглядитесь пристальней вокруг
И вам понятней станет вдруг,
Что физика – царица мать!
Ее для жизни надо знать!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.
Здравствуйте! Давайте наше занятие сделаем необычным, непохожим на те, другие… мы соединим в одно целое разные учебные предметы: физику и литературу. Да, сегодня вам предстоит найти общее между физикой и поэзией, наукой и искусством.
Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Для этого давайте поиграем. Перед вами лежит контрольно –маршрутный лист и оценочны лист.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Но прежде чем мы попадем в сказки, давайте поиграем.
Задание 1 .Игра «Найди лишнее»
В контрольно-маршрутном листе дана таблица, нужно убрать третье лишнее, посмотрите под каким номером на обратной стороне листа стоит лишнее слова и наидите его под этим номером и сформулируйте тему урока ( над лишними словами прочесть слова и сформулировать тему урока)
СКОРОСТЬ (1) | МАССА (2) | ПУТЬ (3) |
КИЛОГРАММ (4) | ПОЕЗД (5) | ОБЪЕМ (6) |
ПЛОТНОСТЬ (7) | СИЛА (8) | МАССА (9) |
Время
Физика
Расстояние
Время
Пословица
Секунда
Поговорка
Сказка
Найдите это слово и вспомните формулу для этой физической величины.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.
Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Всего будет шесть заданий:
Найди лишнее.
Физические ошибки в рассказе.
Сказка ложь, да в ней есть физика.
Решение задач.
Физические ребусы.
Физика в картинках.
Сказочный эксперимент.
Баллы, за каждое выполненное задание, выставляются в лист согласно оценочной таблице. Таблица на доске.
Вы спросите; «Что общего между физикой и поэзией, наукой и искусством? Описание физических явлений часто встречается в стихах, романах, сказках, мифах.
Обратимся к высказыванию М.Горького: «Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играет наблюдение, сравнение, изучение…»
Мы восхищаемся красочностью и образностью описываемых в литературных произведениях физических явлений, а бывает, что обнаруживаем ошибки и заблуждения авторов.
Задание 2 – «Физические ошибки в рассказе».
Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».
Ребята, внимательно прочитайте эти рассказы и найдите физические ошибки, которые через 3 минуты вы нам озвучите.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
2. . Это случилось зимой. Совершенно бесследно на линии Санкт-Петербург – Москва пропало 400 метров дорогой телефонной проволоки. Работники станции были очень обеспокоены и обратились за советом к майору Пронину. Майор с радостью согласился помочь. Но на этот раз дело оказалось загадочно сложным. Преступники исчезли, не оставив никаких следов.
Долго думал майор Пронин над этим странным происшествием и вдруг воскликнул: «Эврика! Никакая криминалистика нам не поможет, здесь нужна только физика».
И тогда все встало на свои места. Майор Пронин нашел виновника происшествия. А сумеете ли найти его вы?
Ответ: Уменьшение расстояний между молекулами при охлаждении вещества
Задание 3 «Физические явления в литературных произведениях»
Прежде чем обратиться к физическим явления в поэзии Пушкина-
вопрос к 2 группе: Что такое –физические явления?
Какие виды физических явлений вы знаете?
Задание 3 «Сказка ложь, да в ней есть физика».
У вас на столе карточки, на которых отрывки из сказок. Прочитайте и ответьте на вопросы.
№1.
Отрывок из сказки «Репка»
«Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут – потянут –
И вытянули репку».
Какие силы действовали на репку? (Ответ: на репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев)
№2.
Отрывок из сказки «Лиса и заяц»
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь? (о тепловых явлениях)
№3.
Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явления природы идет речь? (о световых явлениях)
№4
Русская сказка “Два Ивана - солдатских сына” Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»
1. Почему сабля раскалилась? (Из-за трения об воздух).
№5
Филиппинская сказка « Цапля и буйвол»:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »
Кто выпил больше воды?
Кто оказался сильнее?
В чем сила цапли (сила разума или физическая сила)?
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.
В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)
Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?
Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. .
Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле
№6
Какое физическое явление описал английский писатель К. Джером в повести «Трое в лодке, не считая собаки»?
«Я не знаю вещества, более способного просачиваться всюду, чем керосин. Мы держали его на носу лодки, а он оттуда просочился на другой конец, пропитав своим запахом все, что попадалось ему на пути. Просачиваясь сквозь обшивку, он попадал в воду, портил воздух и небо, отравляя жизнь… Привязав лодку у моста, мы пошли прогуляться по городу, но ужасный запах преследовал нас».
Ответ: Диффузия.
Задание 4 «Решение задач»
Задача 1. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
Кто на ваш взгляд сильнее духом?
В чем заключается жизненный смысл?
Мораль Сила духа преобладает над силой тяжести.
Как вы понимаете слова:
Иной раз силе приходится поклониться мудрости.
Рик Риордан
2. Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы-35кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.
2. Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.
3. Зная массу денежки, найденной Мухой – Цокотухой , (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см3 .
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице. (это задание проверяет учитель)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание 5. «Физические ребусы»
.
Время
Молекула
Физика
Не забывайте оценивать себя.
Задание 6 «Физика в картинках»
А сейчас мы будем работать с вами с иллюстрациями к сказкам, которые у вас находятся в контрольно-маршрутных листах. Внимательно их рассмотрите и выполните следующие задания:
Запишите, какие физические тела вы видите на картинках и из каких физических веществ они сделаны.
Напишите, какие физические явление вы видите на этих иллюстрациях.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
Задание 7 «Сказочный эксперимент»
Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть предметы, о которых говорится в сказках (клубок, зеркало, яблоко). А так же динамометры. Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на предметы, запишите и сравните.
Молодцы. Оцените свою работу в контрольно-маршрутном листе.
Давайте подведём итог нашего урока.
Домашнее задание. «Старая сказка на новый лад»
Придумайте сказку, где героями являются три сказочных героя и один физический прибор. Например:
-Золотая Рыбка, Старик, Старуха, весы
-Дюймовочка, Крот, Ласточка, измерительная линейка.
-Сестрица Аленушка, братец Иванушка, Баба Яга, термометр.
-Емеля, царевна Несмеяна, Полкан, динамометр.
Домашнее задание: Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.
III. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодняшний урок показал мне….
Самым трудным для меня было…
Самым интересным мне показалось…
Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,
путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»
Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат.
И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.
А закончить урок я хочу словами. Физика – наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка – это мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка рядом идут! Познавший науку, воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку, даст толчок науке! Да здравствует, наука и сказка! Да здравствует, физика в сказке!
Приложения.
Задание | Выполнено правильно | Допущено 1 ошибка |
Найди лишнее. | 3 балла | балла |
Физические ошибки в рассказе. | балла | 2 балла |
Сказка ложь, да в ней есть физика. | балла | 2 балла |
Физические ребусы. | балла | 2 балла |
Решение задач | Правильное решение | Записаны правильно условие, формула, но допущена ошибка в ответе. |
4 балла | 3 балла |
Физика в картинках» | балла | 2 балла |
Сказочный эксперимент | 3балла | 2 балла |
Контрольно- маршрутный лист «Я – физик-сказочник»
1 | Игра «Найди лишнее» | Баллы |
| Метр | Масса | Литр | Килограмм | Поезд | Объем | Плотность | Самолет | Секунда | Формула Формула Формула | |
2 | Физические ошибки в рассказе. | |
| Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия». Ответ_____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
3 | «Сказка ложь, да в ней есть физика» | |
| №1. Отрывок из сказки «Репка» «Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут – потянут – И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? №2. Отрывок из сказки «Лиса и заяц» Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь? №3. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явлениях природы идет речь? | |
4 | «Решение задач». | |
| | |
| Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы-35кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой. | | |
| Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3. | | |
| Зная массу денежки, найденной Мухой – Цокотухой , (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см3 . | | |
5. | «Физические ребусы» | |
| Ответ:_______________________________ | |
| Ответ _______________________ Ответ_________________________________ | |
6 | «Физика в картинках» | |
| Ответ__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ Ответ__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ Ответ__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ Ответ__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ Ответ__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________ | |
7 | «Сказочный эксперимент» Сила тяжести клубка Сила тяжести яблока Сила тяжести зеркальца | |
| Подсчитай общее количество баллов | Итог |
13