Класс: 4 «Б»
Учитель: Коженовская Марина Николаевна
Дата: 28.11.2017
Тема. «Реки и озёра Казахстана».
Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, умение определять и находить их на карте, обобщить знания учащихся о строении рек и озёр, о её значении для жизни всего живого организма.
Задачи:
- Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана.
- Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о причинах и путях загрязнения воды.
- Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с картой, интерес к окружающей действительности, природе.
- Заложить у учащихся основы экологического воспитания.
Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана, учебник, тетрадь, дополнительный материал- справка о реках и озёрах Казахстана.
Тип урока: нестандартный урок - путешествие.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый, иллюстративный.
Проблема: что нужно делать, чтобы сохранить бесценный дар – воду?
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята садятся по группам соответственно цвету капельки на груди.
Звучит музыка «Клуб путешественников»
Здравствуйте уважаемые гости нашей студии, телезрители. Предлагаем вашему вниманию передачу «Клуб путешественников», в эфире я - ведущая передачи и мои ученики - корреспонденты.
- Сегодня на уроке нам предстоит путешествие по нашей необъятной стране. Мы побываем в роли путешественников, географов, картографов и экологов. Может быть, в будущем кто-то из вас выберет одну из этих профессий.
Кто такой путешественник расскажет корреспондент ……
ПУТЕШЕСТВЕННИК - Тот, кто путешествует. Толковый словарь Ожегова.
Синонимы - Путник, странник, приезжий, пассажир, турист, скиталец.
3. Актуализация знаний учащихся.
Рубрика «Блиц – опрос». Фронтальный опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе. Подземные воды. Минеральные воды».
-Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. За правильные ответы вы ,ребята, получаете бонусы – очки.
Давайте проверим наш багаж!
* Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)
* Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3)
* Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим)
* В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное)
*Расскажите о круговороте воды в природе. (составление схемы на доске)
*Что такое артезианский источник? (Колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями)
* Что такое арасан? ( Минеральный источник)
*Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)
-Ваш багаж знаний в порядке.
А назвать тему урока вы сможете, когда отгадаете ребус.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/01/s_5a20c6639d94e/760418_1.png)
- О чём же мы будем говорить на уроке?
(Дети дают определение темы урока - «Реки и озёра Казахстана»),
- Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты, делать выводы; анализировать; действовать спокойно и обдуманно. И ответить на главный влпрос нашего урока:что нужно делать, чтобы сохранить бесценный дар – воду?
Практическая работа. Составление схемы реки и озера (используя заготовки-шаблоны)
Найдите реки и озёра на картинках и приклейте. Найдите определение реки и озера и приклейте.
Проверка:
-Что такое река? (Река – это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока в устья.)
-Что такое озеро? (Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах.)
-Назовите части реки.
-Что такое исток?
-Что такое устье?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/01/s_5a20c6639d94e/760418_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/01/s_5a20c6639d94e/760418_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/01/s_5a20c6639d94e/760418_7.jpeg)
5.Организация восприятия и осмысления новой информации.
Рубрика «Вокруг света»
- Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет путешествовать по одной из рек или озеру (Таблички с названиями рек выставляются на столе каждой группы).
Группы получают справочный материал о реках и озёрах.
Группам предлагается выполнить следующие задания:
2) нахождение реки на карте Казахстана;
3) заполнение таблицы.
2) нахождение озера на карте Казахстана;
3) заполнение таблицы.
Работа в группах
1группа Иртыш и река Урал (Жайык)
2 группа река Сырдарья и река Иле
3 группа озеро Арал и Каспийское море
4 группа Балхаш и Алаколь
Таблица:
Реки Казахстана. |
Название | Где берет начало? | Куда впадает? | Общая протяжённость, км | По территории Казахстана, км | Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки? | Для каких целей используются ее воды? |
Иртыш | | | | | | |
Урал (Жайык) | | | | | | |
Сырдарья | | | | | | |
Иле | | | | | | |
Ишим (Есиль) | | | | | | |
| | | | | | |
Озёра Казахстана |
Название | Где оно находится? | Величина озера. | Пресное или солёное | Какие реки впадают в озеро?
| Какие реки вытекают из озера? | Как используются его воды? |
Аральское море | | | | | | |
Каспийское море | | | | | | |
Балхаш | | | | | | |
Алаколь | | | | | | |
| | | | | | |
Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.
Реки - источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы.
Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На берегах таких рек строят электростанции.
На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек.
По характеру течения они бывают равнинные и горные. Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Есиль, Или, Шу и др. (обозначает на карте, остальные в контурных картах)
Выступление групп
1 группа Река Иртыш.
«Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю».
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева (на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева.
Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км).
На берегу реки Иртыш на территории Казахстана расположены города Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией.
Река Урал (Жайык)
Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Общая длина -2428км, в пределах республики-1082км. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру.
2 группа
Река Иле
Река протекает на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. Длина Иле 1439км,на территории Казахстана-815км.ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы.
Река Сырдария
Сырдария находится на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Длина реки 2219км, в пределах Казахстана -1400км.Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. С 1974 года Сырдария не доносит свои воды до Аральского маря, теряется в песках.
На Сырдарие построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря.
Река Ишим (Есиль)
Река Ишим течёт на севере Казахстана. Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. Длина реки 2450км,на территории Казахстана 1400 км. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана.
Физминутка . Капельки прыг-прыг
6. Озера.
Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.
Озёра.
Озёра - это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях
земной поверхности — озёрных котлованах.
Озёра - различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают
карту, и встречаются практически везде.
В мире свыше миллиона озёр.
Встречаются озёра - моря, просто озёра, озёра- лужи. Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в
них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой,
красной.
Изучением озёр занимается наука - Лимнология - озёроведение. (Записать в тетрадь)
(Словарная работа).
- В Казахстане более 40 тысяч озёр.
Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности озера.
Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные.
Если из озёра вытекает хотя бы одна река - оно называется сточным.
Если из озера не вытекает вода - оно называется бессточным. (Каспийское, Балхаш)
В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь,
о.Тенгиз, Каспийское море- озеро, Аральское море- озеро.( обозначает на карте , остальные в контурных картах)
Рубрика «Вокруг света»
Арал. Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем. Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда-то достигала 67 метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах - более чем на треть сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск.
Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую безжизненную пустыню.
По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли.
В 60-70- ые годы - Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда рыбаков.
Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии!
Приаралье - объявлено зоной экологического бедствия!
Балхаш.
Второе по величине озеро Казахстана.
Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз.
Озеро богато рыбой - в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы- чайки, гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера- вода пресная, в восточной части озера- вода солёная.
Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки.
В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о. Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия - Наше озеро Балхаш под угрозой!
Каспийское море.
Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере: вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение: водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.
Озеро Алаколь.
Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро». Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач - рыба), окуня, судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм, сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами.
7. Охрана воды.
- Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов? Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство.
7.1 Решение экологических задач. (Резерв)
1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?
Ответ: 3*1000/300=10 раз.
-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?
2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Ответ: 3*1*10=30 л
- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?
3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
100*5=500 литров
7.2. Возврат к проблеме.
-Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар - воду? Напишите на своих капельках совет и приклейте
В заключение передачи слово поэту.
- Любите родную природу:
озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!
9Домашнее задание:
1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана.
2) Составить пятистишие
1вариант – Озеро.
2вариант – Река.
- Вот и подошла к концу наша передача. Каждый путешественник – ученый пишет отчет о проделанной работе. А наш отчет будет в виде тестирования по изученной теме «Вода». За тест вы получите оценки.
7.4. Итог урока.