СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок познания мира на тему: "Реки и озёра Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, уметь находить их на карте...

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира на тему: "Реки и озёра Казахстана"»

Класс: 4 «Б»

Учитель: Коженовская Марина Николаевна

Дата: 28.11.2017

Тема. «Реки и озёра Казахстана».

Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, умение определять и находить  их на карте, обобщить  знания учащихся  о строении рек и озёр, о её значении для жизни всего живого организма.

Задачи:

- Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана.

- Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о причинах и путях загрязнения воды.

- Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с картой, интерес к окружающей действительности, природе.

- Заложить у учащихся основы экологического воспитания.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана, учебник, тетрадь, дополнительный материал- справка о реках и озёрах Казахстана.

Тип урока: нестандартный урок - путешествие.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый, иллюстративный.

Проблема: что нужно делать, чтобы сохранить бесценный дар – воду?

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята садятся по группам соответственно цвету капельки на груди.

Звучит музыка «Клуб путешественников»

Здравствуйте уважаемые гости нашей студии, телезрители. Предлагаем вашему вниманию передачу «Клуб путешественников», в эфире я - ведущая передачи и мои ученики - корреспонденты.

- Сегодня на уроке нам предстоит путешествие по нашей необъятной стране. Мы побываем в роли путешественников, географов, картографов и экологов. Может быть, в будущем кто-то из вас выберет одну из этих профессий.

Кто такой путешественник расскажет корреспондент ……

ПУТЕШЕСТВЕННИК - Тот, кто путешествует.   Толковый словарь Ожегова.

Синонимы - Путник, странник, приезжий, пассажир, турист, скиталец.

3. Актуализация знаний учащихся.

Рубрика «Блиц – опрос». Фронтальный опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе. Подземные воды. Минеральные воды».

-Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. За правильные ответы вы ,ребята, получаете бонусы – очки.

Давайте проверим наш багаж!

* Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)

* Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3)

* Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим)

* В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное)

*Расскажите о круговороте воды в природе. (составление схемы на доске)

*Что такое артезианский источник? (Колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями)

* Что такое арасан? ( Минеральный источник)

*Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)

-Ваш багаж знаний в порядке.

А назвать тему урока вы сможете, когда отгадаете ребус.








- О чём же мы будем говорить на уроке?

(Дети дают определение темы урока - «Реки и озёра Казахстана»),

- Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты, делать выводы; анализировать; действовать спокойно и обдуманно. И ответить на главный влпрос нашего урока:что нужно делать, чтобы сохранить бесценный дар – воду?

Практическая работа. Составление схемы реки и озера (используя заготовки-шаблоны)

Найдите реки и озёра на картинках и приклейте. Найдите определение реки и озера и приклейте.

Проверка:

-Что такое река? (Река – это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока в устья.)

-Что такое озеро? (Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах.)

-Назовите части реки.

-Что такое исток?

-Что такое устье?





5.Организация восприятия и осмысления новой информации.

Рубрика «Вокруг света»

- Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет путешествовать по одной из рек или озеру (Таблички с названиями рек выставляются на столе каждой группы).

Группы получают справочный материал о реках и озёрах.

Группам предлагается выполнить следующие задания:

  • Знакомиться с реками Казахстана будете, работая в группах. Изучите реку нашей Республики по следующему плану: 
    1) чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде.

2) нахождение реки на карте Казахстана;

3) заполнение таблицы.

  • Знакомиться с озёрами Казахстана будете, работая в группах. Изучите озеро нашей Республики по следующему плану: 
    1) чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде.

2) нахождение озера на карте Казахстана;

3) заполнение таблицы.

Работа в группах

1группа Иртыш и река Урал (Жайык)

2 группа река Сырдарья и река Иле

3 группа озеро Арал и Каспийское море

4 группа Балхаш и Алаколь

Таблица:

Реки Казахстана.

Название

Где берет начало?

Куда впадает?

Общая протяжённость, км

По территории Казахстана, км

Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?

Для каких целей используются ее воды?

Иртыш







Урал (Жайык)







Сырдарья







Иле








Ишим (Есиль)














Озёра Казахстана

Название

Где оно находится?

Величина озера. 

Пресное или солёное

Какие реки впадают в озеро? 

Какие реки вытекают из озера? 

Как используются его воды? 

Аральское море







Каспийское море







Балхаш







Алаколь
















Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.

Реки - источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы.

Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На берегах таких рек строят электростанции.

На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек.

По характеру течения они бывают равнинные и горные. Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Есиль, Или, Шу и др. (обозначает на карте, остальные в контурных картах)

Выступление групп

1 группа Река Иртыш. 
«Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». 
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева (на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. 

Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км).  Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). 

На берегу реки Иртыш на территории Казахстана расположены города Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. 

Река Урал (Жайык)

Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Общая длина -2428км, в пределах республики-1082км. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. 


2 группа

Река Иле
Река протекает на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. Длина Иле 1439км,на территории Казахстана-815км.ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы. 

 Река Сырдария 
Сырдария находится на юге Казахстана. Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Длина реки 2219км, в пределах Казахстана -1400км.Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. С 1974 года Сырдария не доносит свои воды до Аральского маря, теряется в песках.
На Сырдарие построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. 
Река Ишим (Есиль)
Река Ишим течёт на севере Казахстана. Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. Длина реки 2450км,на территории Казахстана 1400 км. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. 





Физминутка . Капельки прыг-прыг

6. Озера.

Рубрика «Новости» В эфире наш корреспондент.

Озёра.

Озёра - это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях

земной поверхности — озёрных котлованах.

Озёра - различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают

карту, и встречаются практически везде.

В мире свыше миллиона озёр.

Встречаются озёра - моря, просто озёра, озёра- лужи. Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в

них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой,

красной.

Изучением озёр занимается наука - Лимнология - озёроведение. (Записать в тетрадь)

(Словарная работа).

- В Казахстане более 40 тысяч озёр.

Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности озера.

Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные.

Если из озёра вытекает хотя бы одна река - оно называется сточным.

Если из озера не вытекает вода - оно называется бессточным. (Каспийское, Балхаш)

В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь,

о.Тенгиз, Каспийское море- озеро, Аральское море- озеро.( обозначает на карте , остальные в контурных картах)



Рубрика «Вокруг света»



Арал. Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем. Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда-то достигала 67 метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах - более чем на треть сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск.

Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую безжизненную пустыню.
По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли.

В 60-70- ые годы - Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда рыбаков.

Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии!

Приаралье - объявлено зоной экологического бедствия!

Балхаш.

Второе по величине озеро Казахстана.

Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз.

Озеро богато рыбой - в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы- чайки, гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера- вода пресная, в восточной части озера- вода солёная.

Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки.

В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о. Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия - Наше озеро Балхаш под угрозой!

Каспийское море.

Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере: вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение: водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.

Озеро Алаколь.

Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро». Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач - рыба), окуня, судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм, сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами.

7. Охрана воды.

- Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов? Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство.

7.1 Решение экологических задач. (Резерв)

1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

Ответ: 3*1000/300=10 раз.

-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?

2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

Ответ: 3*1*10=30 л

- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?

3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

100*5=500 литров

7.2. Возврат к проблеме.

-Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар - воду? Напишите на своих капельках совет и приклейте

  • Экономить воду.

  • Не бросать мусор в водоемы.

  • Строить очистные сооружения.

В заключение передачи слово поэту.

- Любите родную природу:

озера, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей!



9Домашнее задание:

1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана.

2) Составить пятистишие

1вариант – Озеро.

2вариант – Река.

- Вот и подошла к концу наша передача. Каждый путешественник – ученый пишет отчет о проделанной работе. А наш отчет будет в виде тестирования по изученной теме «Вода». За тест вы получите оценки.

7.4. Итог урока.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!