СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум. Изобразительно-выразительные средства языка (подготовка к ОГЭ).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит тренировочные упражнения в формате ОГЭ по спецификации "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности". Рассмотрим тропы на основании примеров употребления в литературных текстах.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум. Изобразительно-выразительные средства языка (подготовка к ОГЭ).»

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Перечень понятий, которые надо знать: ● Метафора ● Олицетворение ● Эпитет ● Сравнение ● Гипербола ● Антитеза ● Фразеологизмы

Перечень понятий, которые надо знать:

● Метафора

● Олицетворение

● Эпитет

● Сравнение

● Гипербола

● Антитеза

● Фразеологизмы

Метафора  Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании их сходства или по ассоциации.  Например: « Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег » (С. Есенин)

Метафора

Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы).

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании их сходства или по ассоциации.

Например:

« Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег » (С. Есенин)

Роль метафоры в художественном тексте  Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова.  Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность.  Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.

Роль метафоры в художественном тексте

Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова.

Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность.

Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.

Олицетворение  Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например:  « Зима недаром злится ...»  «Вечор, ты помнишь, вьюга  злилась ...»

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Например:

« Зима недаром злится ...»

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ...»

Эпитет  Образное определение предмета (явления). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета. Чаще всего выражается прилагательным : «Отговорила роща  золотая берёзовым весёлым языком » (С.Есенин)

Эпитет

Образное определение предмета (явления).

Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета.

Чаще всего выражается прилагательным :

«Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком » (С.Есенин)

Сравнение Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Например: « Как море шумное , волнуется всё войско …» (К.Батюшков)

Сравнение

Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.

Например:

« Как море шумное , волнуется всё войско …» (К.Батюшков)

 Сравнение может быть представлено: а)  формой сравнительного оборота Хорошо и тепло , как зимой у печки , И берёзы стоят , как большие свечки . б)  сравнительным придаточным предложением  Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,  Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду . в)  существительным в творительном падеже  Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота

Хорошо и тепло , как зимой у печки , И берёзы стоят , как большие свечки .

б) сравнительным придаточным предложением

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду .

в) существительным в творительном падеже

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола Преувеличение. Например:  « Несу , как сноп овсяный, я солнце на руках » (С.Есенин)

Гипербола

Преувеличение.

Например: « Несу , как сноп овсяный, я солнце на руках » (С.Есенин)

Антитеза   Противопоставление, основанное на  параллелизме . Например:  « Они сошлись . Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень .»(А.Пушкин)

Антитеза

Противопоставление, основанное на

параллелизме .

Например: « Они сошлись . Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень .»(А.Пушкин)

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов.  Например:  кот наплакал  как кошка с собакой  бить баклуши

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов.

Например: кот наплакал

как кошка с собакой

бить баклуши

Выполните задания

Выполните задания

1.  Укажите предложение, в котором содержится  метафора . 1.Татьяна в лес; медведь за нею. 2.Собралися люди мудрые. 3.Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

1. Укажите предложение, в котором содержится метафора .

1.Татьяна в лес; медведь за нею.

2.Собралися люди мудрые.

3.Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.

4.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

2. Укажите предложение, в котором содержится  эпитет . 1.Трамвай с разбега взметнул зрачки 2.И внял я неба содроганье. 3.Швед, русский колет, рубит, режет 4.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет .

1.Трамвай с разбега взметнул зрачки

2.И внял я неба содроганье.

3.Швед, русский колет, рубит, режет

4.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

3 . Укажите предложение, в котором содержится сравнение . 1.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2.Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория. 3.Развалины на прахе строит минутный человек.. 4.Листьев томный, лёгкий шелест..

3 . Укажите предложение, в котором содержится сравнение .

1.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

2.Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория.

3.Развалины на прахе строит минутный человек..

4.Листьев томный, лёгкий шелест..

4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1.Гипербола 2.Метафора 3.Антитеза 4.Сравнительный оборот

4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:

«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи».

1.Гипербола

2.Метафора

3.Антитеза

4.Сравнительный оборот

5 . Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1.Эпитет 2.Олицетворение 3.Синтаксический параллелизм 4.Фразеологизмы

5 . Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1.Эпитет

2.Олицетворение

3.Синтаксический параллелизм

4.Фразеологизмы

6.  Какое средство речевой выразительности используется в предложении: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.  1.Повтор 2.Эпитет 3.Олицетворение 4.Метафора

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

1.Повтор

2.Эпитет

3.Олицетворение

4.Метафора

7.  Какое средство речевой выразительности используется в предложении :  В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский)  1.Гипербола 2.Эпитет 3.Олицетворение 4.Антитеза

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении :

В сто сорок солнц закат пылал»

(В. Маяковский)

1.Гипербола

2.Эпитет

3.Олицетворение

4.Антитеза

Ответы Задание 1 - 4 Задание 2 - 4 Задание 3 - 2 Задание 4 – 3 Задание 5 – 4 Задание 6 – 1 Задание 7 – 1

Ответы

Задание 1 - 4

Задание 2 - 4

Задание 3 - 2

Задание 4 – 3

Задание 5 – 4

Задание 6 – 1

Задание 7 – 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!