СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -практикум по биологии в профильной группе «Решение генетических задач»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует развитию  познавательного интереса, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

Просмотр содержимого документа
«урок медико-генетический центр»

Открытый урок -практикум по биологии в профильной группе

«Решение генетических задач»

Класс: 10

 Цель: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению   генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Задачи:

образовательная: 

обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;

развивающая:

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей;

воспитательная: формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью потомков. Развитие нравственного гуманистического мировоззрения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок – практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Оборудование и материалы: карточки- задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала

(памятка о мерах по профилактике наследственных заболеваний; дифференцированные по уровню сложности генетические задания).

Ход урока


1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Путь генетики в нашей стране был сложным и тернистым. С середины 30-х до середины 60-х годов XX века было репрессировано более 100 ученых-генетиков, в том числе Вавилов, Раппорт и другие. Генетику называли лженаукой, фашистской наукой. Кто знает из курса истории с чьими именами связаны гонения на генетиков?

-Ответы детей (с именем академика Лысенко, с именами Сталина и Хрущева).

-Верно, однако, генетика отстояла свое право на существование и сейчас динамично развивается как в нашей стране. Так и во всем мире.

Сегодня на уроке, мы продолжаем говорить о закономерностях наследования признаков. Прежде чем преступить к работе хочу поделиться с вами легендой: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения при решении задач и упражнений, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыв механизм и закономерности скрещивания решить ряд генетических задач.

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

А какие задачи стоят перед генетикой?

(Ответы детей)


1. Ранняя диагностика наследственных заболеваний, разработка методов лечения и профилактика наследственных болезней.

2. Повышение генетической грамотности населения.

3. Выявление генетически опасных факторов внешней среды, и разработка методов их нейтрализации.


2.Актуализация знаний.

- Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даёт нам еще раз возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе полового размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.

- Итак, мы в генетической лаборатории, наша задача повторить закономерности моно- и дигибридного скрещивания. А для этого надо сначала вспомнить генетическую символику.


Задание 1. Выйти к доске и заполнить пропуски в таблице (то, что заполнено курсивом ученики дописывают на доске):

Р

родители

G

гаметы

F1, F2

потомки

А, В, С

доминантный признак

А, в, с

рецессивный признак

АА, аа

гомозигота

Аа

гетерозигота

АаВв

дигетерозигота

женский организм

мужской организм

х

знак скрещивания


- Проведем небольшую разминку, которая поможет Вам в решении генетических задач.

Фронтальная работа с классом.

Задание 2. Терминологическая разминка.

Продолжите мои мысли…

  • наука о наследственности и……..

  • основоположник науки генетики…

  • основной метод генетики……..

  • парные гены…………………..

  • взаимоисключающие признаки…..

  • особи, дающие один сорт гамет ……

  • особи, дающие разные сорта гамет….

  • признак, который подавляется……

  • преобладающий признак………….

  • совокупность всех генов организма………

  • совокупность всех внешних и внутренних …..

  • скрещивание особей, отличающихся по одной …..


Учитель:

-Немаловажное значение в снижении частоты наследственных заболеваний имеет широкое распространение медико-генетических консультаций. Благодаря заранее проведенным консультациям удается избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей. Медико-генетические центры существуют давно в развитых странах. В России они открыты в областях, краевых центрах, в крупных городах.

На сегодняшнем уроке мы вместе с вами открываем свой «Медико-генетический центр». И в первый день даем бесплатные консультации людям, задавшим нам свои «наболевшие» вопросы, проблемы.

Сегодня, я – генеральный директор открывающегося медико-генетического центра. В центре должны работать высококвалифицированные врачи-генетики, и я приму на вакантные должности «врачей», которые покажут свое «мастерство», дав грамотную консультацию на поставленные вопросы.

Каждый из вас может получить должность врача-генетика, приняв участие в конкурсе на вакантные должности, пока они все свободны. Зачислены в штат врачей-генетиков будут те из вас, кто получит «5» за урок; получившие «4» - будут приняты на должность лаборантов; получившие «3» - в штат зачислены не будут, но могут повысить свой «профессиональный уровень» на других уроках.

Напутствие учителя:
- Ребята, сейчас вы не просто ученики, а медико-генетические консультанты. Что такое медико-генетическое консультирование. Вам предстоит работать с людьми, которые обращаются в центр с целью предупреждения появления в семье больных детей. Ваша задача в каждом конкретном случае внимательно проанализировать риск появления больного потомства и отразить результат в своём заключении.

Самостоятельная работа в группах:

Мы будем работать в группах. Для этого мы разделимся на 3группы.

 

3.Решение задач.

Первый блок. Моногибридное скрещивание.

слайд№5

*Генеральный директор:

В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?

Учащиеся решают задачи, а дают ответы претенденты на вакантные места

Отвечает претендент

А – ген нормального состояния здоровья (доминантный признак)

а – ген вызывающий сахарный диабет (рецессивный признак)

1) Если в семье жены никто не страдал сахарным диабетом, то есть уверенность, что она гомозиготна по этому признаку - АА и тогда все рожденные дети будут здоровы.

2) Если же мать, как и отец – гетерозиготна – Аа , то согласно первому закону Менделя может произойти расщепление 3:1, т. е. вероятность рождения здоровых детей – 75%, а 25% могут страдать сахарным диабетом.

слайд№9

*Генеральный директор

Кто может дать консультацию двум родителям? В семье, оба родителя хорошо слышат. У них родился один глухой ребенок, а другой хорошо слышит. Родители хотят знать причину глухоты одного из своих детей.

Ответ претендента

А – ген нормального слуха (доминантный признак)

а – ген глухоты (рецессивный признак)

1) Если у хорошо слышавших родителей родился глухой ребенок, то они оба гетерозиготны по этому признаку, их генотип – Аа.

2) Причина глухоты одного ребенка в том, что он оказался гомозиготным по этому признаку и его генотип – аа.

3) Второй ребенок хорошо слышит потому, что его генотип – Аа или АА.


слайд№10

*Генеральный директор

К нам вновь обратилась супружеская пара. Они хотят знать какова вероятность у них рождения второго ребенка без аномалии. Дело в том, что у отца – шестипалая рука, а у матери – пятипалая. Первый ребенок родился с нормальной, пятипалой рукой. Дайте им квалифицированный ответ.

Ответ претендента

Шесть пальцев – это полидактилия, она доминантный признак, значит:

А – ген шестипалой руки

а – ген пятипалой руки

Так как генотип отца – Аа, а генотип матери – аа, то соответственно генотипы их детей могут быть – Аа или аа, следовательно, вероятность рождения второго ребенка с нормальной пятипалой рукой составляет – 50%.



слайд№12

Второй блок. Дигибридное скрещивание.

*Генеральный директор

1. Близорукий (доминантный признак) мужчина вступает в брак с женщиной, нормальной по данному признаку. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией (рецессивный признак), но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите вероятность того, что четвертый их ребенок будет нормален в отношении всех трех признаков.

А- близорукость

а- норма

В- норма

в- фенилкетонурия

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

СХЕМА БРАКА:

Р Аа Вв х аа Вв

???????

Ответ:

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания.


Третий блок. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование

1. Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?

Р1 АВ Х АB

G А В А B

F1 генотипы 25% АA; 50% АВ; 25% ВB

фенотипы 250% II: 50% IV; 25% III

Ответ: Судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство может и оказалось, что ребенок не может быть этой супружеской пары, т.к. у них могут быть дети только со 2,3,4 группой крови.

Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия.

2. Ошибка режиссера.

В фильме «Не валяй, дурака!» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

Ошибка в том, что признак цвет кожи определяется несколькими парами неаллельных генов. В этом фильме женщина должна была родиться мулаткой, а сын должен был иметь смуглую кожу.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.

Секрет волнистых волос.

3.У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?

4. Закрепление.


Является ли наследственность приговором? Наука доказала, что возможна профилактика наследственных заболеваний. Каковы же меры профилактики?

-Откройте листы с памятками по профилактике наследственных заболеваний.

Называем эти меры.

Меры профилактики наследственных заболеваний (сообщение обучающегося)

1. Запреты на близкородственные браки.

-1.Как вы можете объяснить данное положение?

-2. Ребята, отражен ли этот запрет в законодательстве? (Да, в Российской Федерации запрещаются браки между кровными родственниками).

Как правило, мутации в генах носят рецессивный характер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У 2-х родственников, имеющих одинаковые мутации больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе.

-Мы здесь видим с вами неразрывную связь всех общественных процессов: обычаев, законов, науки.

2. Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ.

Их употребление ведет к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, т. к. алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости.

-(Мнения детей).

3. Борьба за чистоту окружающей среды.

4. Медико – генетическое консультирование.

Люди, вступающие в брак и имеющие близких родственников, у которых известны случаи рождения детей с наследственными заболеваниями, или семьи, где уже имеется один больной ребенок, в первую очередь должны обратиться в медико - генетическую консультацию. Врачи – генетики помогут определить вероятность рождения больного или здорового ребенка и смогут обеспечить контроль за внутриутробным развитием плода.

5. Дородовая диагностика наследственных заболеваний, которая предусматривает их своевременное выявление.

Так обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками.

-Вы должны понимать насколько важно соблюдение этих мер для вашего здоровья и здоровья ваших потомков.

Генеральный директор

Я оценила всех претендентов на вакантные должности и готова принять их в свой штат.

Спасибо всем, кто помог мне сегодня в открытии медико-генетического центра. Все убедились, что такой центр необходим и мои «сотрудники» будут востребованы как специалисты. Все кто к нам обратился, получили бесплатную консультацию. Всем спасибо.


5.Оценки

6. Домашнее задание:

Составить родословную по цвету глаз или по цвету волос, или по другим признакам.

7. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • урок дал мне для жизни…

  • я приобрел…

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…























































Приложение №1.

Меры профилактики наследственных заболеваний

ЗАПРЕТ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ

Как правило, мутации в генах носят рецессивный характер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе — по II закону Менделя величина этой вероятности 25%.

ЗАПРЕТ НА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Их употребление ведёт к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, так как алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости.

БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ДОРОДОВАЯ ДИАГНОСТИКА наследственных заболеваний, которая предусматривает их своевременное выявление. Так обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками.



































  1. В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?

А – ген нормального состояния здоровья (доминантный признак)








  1. Кто может дать консультацию двум родителям? В семье, оба родителя хорошо слышат. У них родился один глухой ребенок, а другой хорошо слышит. Родители хотят знать причину глухоты одного из своих детей.

А – ген нормального слуха (доминантный признак)






  1. К нам вновь обратилась супружеская пара. Они хотят знать какова вероятность у них рождения второго ребенка без аномалии. Дело в том, что у отца – шестипалая рука, а у матери – пятипалая. Первый ребенок родился с нормальной, пятипалой рукой. Дайте им квалифицированный ответ.

Шесть пальцев – это полидактилия, доминантный признак.










1.Близорукий (доминантный признак) мужчина вступает в брак с женщиной, нормальной по данному признак. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией (рецессивный признак), но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите вероятность того, что четвертый их ребенок будет нормален в отношении всех трех признаков.

А- близорукость

а- норма

В- норма

в- фенилкетонурия

? - вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.












Третий блок. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование

  1. Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?








Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия.

2. Ошибка режиссера.

В фильме «Не валяй, дурака!» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?








Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.

Секрет волнистых волос.

3.У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?




Просмотр содержимого презентации
«Урок практикум по биологии Решение генетических задач»

Урок -практикум «Решение генетических задач»

Урок -практикум

«Решение генетических задач»

Какие задачи стоят перед генетикой?

Какие задачи стоят перед генетикой?

Задачи генетики: 1. Ранняя диагностика наследственных заболеваний, разработка методов лечения и профилактика наследственных болезней. 2. Повышение генетической грамотности населения. 3. Выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации. Проблема  Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?

Задачи генетики:

  • 1. Ранняя диагностика наследственных заболеваний, разработка методов лечения и профилактика наследственных болезней.
  • 2. Повышение генетической грамотности населения.
  • 3. Выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации.

Проблема

Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?

Взаимодействие генов Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов Полное доминирование Неполное доминирование Полимерия  Кодоминирование  Задачи урока

Взаимодействие генов

Взаимодействие аллельных генов

Взаимодействие неаллельных генов

Полное

доминирование

Неполное

доминирование

Полимерия

Кодоминирование

Задачи урока

Заполните пропуски в таблице Р G F 1 , F 2 доминантный признак рецессивный признак АА, аа гомозигота Аа АаВв знак скрещивания

Заполните пропуски в таблице

Р

G

F 1 , F 2

доминантный признак

рецессивный признак

АА, аа

гомозигота

Аа

АаВв

знак скрещивания

Задание 1 . Заполните пропуски в таблице Р родители G гаметы F 1 , F 2 потомки А, В доминантный признак А, в АА, аа рецессивный признак гомозигота Аа гетерозигота АаВв дигетерозигота женский организм мужской организм х знак скрещивания

Задание 1 . Заполните пропуски в таблице

Р

родители

G

гаметы

F 1 , F 2

потомки

А, В

доминантный признак

А, в

АА, аа

рецессивный признак

гомозигота

Аа

гетерозигота

АаВв

дигетерозигота

женский организм

мужской организм

х

знак скрещивания

2. Терминологическая разминка

2. Терминологическая разминка

  • Продолжите мои мысли…
  • наука о наследственности и……..
  • основоположник науки генетики…
  • основной метод генетики……..
  • парные гены…………………..
  • взаимоисключающие признаки…..
  • особи, дающие один сорт гамет ……
  • особи, дающие разные сорта гамет….
  • признак, который подавляется……
  • преобладающий признак………….
  • совокупность всех генов организма………
  • совокупность всех внешних и внутренних …..
  • скрещивание особей, отличающихся по одной
Медико-генетический центр

Медико-генетический центр

I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание»  Письмо для 1 группы 1.В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?

I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание» Письмо для 1 группы

1.В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?

1.Решение А – ген нормального состояния здоровья (доминантный признак) а – ген вызывающий сахарный диабет (рецессивный признак) 1) Если в семье жены никто не страдал сахарным диабетом, то есть уверенность, что она гомозиготна по этому признаку - АА и тогда все рожденные дети будут здоровы. 2) Если же мать, как и отец – гетерозиготна – Аа, то согласно первому закону Менделя может произойти расщепление 3:1, т. е. вероятность рождения здоровых детей – 75%, а 25% могут страдать сахарным диабетом.

1.Решение

  • А – ген нормального состояния здоровья (доминантный признак)
  • а – ген вызывающий сахарный диабет (рецессивный признак)
  • 1) Если в семье жены никто не страдал сахарным диабетом, то есть уверенность, что она гомозиготна по этому признаку - АА и тогда все рожденные дети будут здоровы.
  • 2) Если же мать, как и отец – гетерозиготна – Аа, то согласно первому закону Менделя может произойти расщепление 3:1, т. е. вероятность рождения здоровых детей – 75%, а 25% могут страдать сахарным диабетом.

I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание»  Письмо для 2 группы

I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание» Письмо для 2 группы

  • 2.Кто может дать консультацию двум родителям? В семье, оба родителя хорошо слышат. У них родился один глухой ребенок, а другой хорошо слышит. Родители хотят знать причину глухоты одного из своих детей .
2. Решение

2. Решение

  • А – ген нормального слуха (доминантный признак)
  • а – ген глухоты (рецессивный признак)
  • 1) Если у хорошо слышавших родителей родился глухой ребенок, то они оба гетерозиготны по этому признаку, их генотип – Аа.
  • 2) Причина глухоты одного ребенка в том, что он оказался гомозиготным по этому признаку и его генотип – аа.
  • 3) Второй ребенок хорошо слышит потому, что его генотип – Аа или АА.
I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание»  Письмо для 3 группы 3. К нам вновь обратилась супружеская пара. Они хотят знать какова вероятность у них рождения второго ребенка без аномалии. Дело в том, что у отца – шестипалая рука, а у матери – пятипалая. Первый ребенок родился с нормальной, пятипалой рукой. Дайте им квалифицированный ответ.

I.«Моногибридное и анализирующее скрещивание» Письмо для 3 группы

3. К нам вновь обратилась супружеская пара. Они хотят знать какова вероятность у них рождения второго ребенка без аномалии. Дело в том, что у отца – шестипалая рука, а у матери – пятипалая. Первый ребенок родился с нормальной, пятипалой рукой. Дайте им квалифицированный ответ.

3. Решение  Шесть пальцев – это полидактилия, она доминантный признак, значит: А – ген шестипалой руки а – ген пятипалой руки  Так как генотип отца – Аа, а генотип матери – аа, то соответственно генотипы их детей могут быть – Аа или аа, следовательно, вероятность рождения второго ребенка с нормальной пятипалой рукой составляет – 50%.

3. Решение

  • Шесть пальцев – это полидактилия, она доминантный признак, значит:
  • А – ген шестипалой руки
  • а – ген пятипалой руки
  • Так как генотип отца – Аа, а генотип матери – аа, то соответственно генотипы их детей могут быть – Аа или аа, следовательно, вероятность рождения второго ребенка с нормальной пятипалой рукой составляет – 50%.

II.«Решение задач на дигибридное скрещивание»

II.«Решение задач на дигибридное скрещивание»

  • Близорукий (доминантный признак) мужчина вступает в брак с женщиной, нормальной по данному признак. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдавшие фенилкетонурией (рецессивный признак), но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех признаков, второй был близоруким, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите вероятность того, что четвертый их ребенок будет нормален в отношении всех двух признаков.
II. «Решение задач на дигибридное скрещивание»

II. «Решение задач на дигибридное скрещивание»

  •  
  • ДАНО:
  • Объект: человек
  • Признаки: близорукость, фенилкетонурия.
  • А- близорукость
  • а- норма
  •  
  • В- норма
  • в- фенилкетонурия
  • ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.
  •  
III. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование ( Группы крови) 1. Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?

III. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование ( Группы крови)

1. Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?

1. Ответ: Р1 АВ Х АB G А В A B F1 генотипы 25% АA ; 50% АВ; 25% ВB фенотипы 250% II: 50% IV; 25% III Ответ: Судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство может и оказалось, что ребенок не может быть этой супружеской пары, т.к. у них могут быть дети только со 2,3,4 группой крови.

1. Ответ:

Р1 АВ Х АB

G А В A B

F1 генотипы 25% АA ; 50% АВ; 25% ВB

фенотипы 250% II: 50% IV; 25% III

Ответ: Судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство может и оказалось, что ребенок не может быть этой супружеской пары, т.к. у них могут быть дети только со 2,3,4 группой крови.

III. Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия. 2. Ошибка режиссера. В фильме «Не валяй, дурака!» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

III. Взаимодействие неаллельных генов. Полимерия.

2. Ошибка режиссера.

В фильме «Не валяй, дурака!» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

2. Ответ: Ошибка в том , что признак цвет кожи определяется несколькими парами неаллельных генов. В этом фильме женщина должна была родиться мулаткой, а сын должен был иметь смуглую кожу.

2. Ответ:

Ошибка в том , что признак цвет кожи определяется несколькими парами неаллельных генов. В этом фильме женщина должна была родиться мулаткой, а сын должен был иметь смуглую кожу.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование.  3. Секрет волнистых волос.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. 3. Секрет волнистых волос.

  • У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?
Меры профилактики наследственных заболеваний:

Меры профилактики наследственных заболеваний:

  • ЗАПРЕТ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ БРАКИ;
  • ЗАПРЕТ НА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ;
  • БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;
  • МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ;
  • ДОРОДОВАЯ ДИАГНОСТИКА.
Домашнее задание: Собрать материал для составления родословной по цвету глаз или по цвету волос, или по другим признакам.

Домашнее задание:

Собрать материал для составления родословной по цвету глаз или по цвету волос, или по другим признакам.

В порядке эстафеты выскажите свое мнение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

В порядке эстафеты выскажите свое мнение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • урок дал мне для жизни…
  • я приобрел…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!