Урок по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту
В.С. Розова в новом формате (задание 27 ЕГЭ)
Цели урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: Цели:
подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.
Задачи:
научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,
Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения ; формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста..
Приобретут: умение создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту
Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;
Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.
Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с новыми критериями оценки.
Оборудование.
Оформление доски. Запись темы урока.
Компьютерная презентация.
Карточки- информаторы
Карточки с новыми критериями оценивания сочинения ЕГЭ.
Текст ВиктораРозова
План работы с текстом
Кластеры
Ход урока:
I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (3 мин.)
1. Организационный момент, мотивация деятельности.
Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Ребята, скоро вам придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и самым трудным для вас является задание 27 - написание сочинения-рассуждения (в новом формате ЕГЭ). Этому мы сегодня посвящаем урок- подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
Тема нашего урока – (слайд 1) «Подготовка к сочинению по тексту в новом формате ЕГЭ».
Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сотрудничества.
Слайд 2 Итак, цель нашего урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения.
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (15мин)
Актуализация знаний . Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения – рассуждения в новом формате. Работу нашу проведем по группам. За каждый правильный ответ -1 балл. Перед вами на столах оценочные листы, критерии оценки , , план работы с текстом, карточки-информаторы с речевыми клише .Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.
-Давайте ответим на некоторые вопросы, касающиеся теории.
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
2. А сколько баллов из 58 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту?
3. Каков должен быть объём сочинения?
Объем сочинения дожжен быть 150 слов
4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы
Слайд 3 -Вспомним, как сформулировано задание 27 в новой демоверсии.
Задание 27. Формулировка задания:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Обратите внимание на выделенные предложения
-Какие изменения произошли в формулировке задания в этом году?
Слайд 4 Для оценки сочинения (задание №27) по русскому языку на ЕгЭ 2020 года будут использованы такие критерии. Вы уже знакомы с ними. Они у вас на партах.
Обратите еще раз внимание на то, что за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста экзаменующий может получить максимальное количество баллов-5 баллов, если сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Таким образом ,изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом .
Задание Композиция сочинения-рассуждения.
-Слайд5 Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в новом формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.
1.Проблема.
2.Позиция автора
3.Заключение
4.Комментарий к проблеме
5 Своя позиция
Слайд 6
Проверим себя
Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Своя позиция и её обоснование .
Заключение
Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет 5 частей. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения ,и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.
-Задание группам . Составить кластер как найти проблему? (1 группа)
Слайд7.Что такое проблема?
Проблема-это основной вопрос , над которым размышляет автор, что его волнует.
- Как определить проблему?
Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение. Записать его в виде вопросительного предложения.. Это и есть проблема текста.
Составить кластер: структура комментария к проблеме (2группа)
Вспомните, что такое комментарий?
Комментарий должен связать проблему с авторской позицией.
Важно следующее: если мы пишем, что делают герои- это пересказ. А это недопустимо в комментарии. Если мы пишем, что думает автор-это уже комментарий
Слайд 8
III. Практикум (Создание элементов сочинения) (15 мин)
Слайд9 Задание 1 – «Дорожка к пониманию текста…» Слово учителя:
Перед нами текст известного русского драматурга ,публициста Виктора Сергеевича Розова, человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".
- Познакомьтесь с текстом.
Читаем текст.
Слайд 10 (1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.
(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.
(В. Розов)
- Итак, текст прочитан. Наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста .
Для этого:
I ч. – 1-й абзац;
II ч. – 2-й - 4 абзацы;
III ч. –5 абзац;
читаем каждую часть, выделяем ключевые слова, ставим к каждой части вопрос .
Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья?(ключевые слова)
Первая проблема 1. В чем заключается счастье?
2«Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, наблюдай сам и вникай. , а я-то здоровый». Дух мой был здоров.(ключевые слова)
Вторая проблема 2. Можно ли оставаться оптимистом в трудной жизненной ситуации?
3Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Надо вступать в битву за «честного малого» в себе(ключевые слова)
Третья проблема -что является самым трудным в борьбе за счастье?
Итак, три проблемы в тексте
В чём заключается счастье?
Можно ли оставаться оптимистом в трудной жизненной ситуации?
Что является самым трудным в борьбе за счастье?
Основная проблема текста:
Что является самым трудным в борьбе за счастье?
Задание группам :сформулировать проблему. При написании фрагментов сочинения вам помогут карточки- информаторы.
Слайд 11 Задание 2 – «Самая дорогая…часть!»
Следующий этап – это работа над комментарием к сформулированной проблеме исходного текста, успешное написание которого гарантирует «заветные 5 баллов»…
Давайте закрепим полученные знания. Для этого напишите, пожалуйста, ваши комментарии к проблеме.
Представление комментариев групповой работы
(Группы зачитывают фрагменты сочинения).
Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить за К2 – 5 баллов! И делаем следующий шаг.
Слайд12
Задание 3 Формулировка авторской позиции.(3мин.)
Что такое авторская позиция?
Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою!
Используя накопленный опыт сформулируйте позицию автора.
IV. Релаксация. Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)(2мин)
4 задание
Слайд 13 Собственная позиция и ее обоснование
Еще один важный этап – аргументация собственного мнения. Далее нужно согласиться или не согласиться с автором и обязательно обосновать, почему Вы так считаете. Сделать это можно с помощью:
1 аргумента из литературы
2) аргумента из жизненного опыта;
Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?
Ученик: Аргументов должно быть два.
Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше
Слайд 14 Заключение.(2мин.)
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Слайд 15
V. «Работаем экспертами». ( 5мин)(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения) Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по тексту Розова. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.
На столах критерии оценивания и текст В.Розова.
Таблица пошагового оценивания сочинения.
Содержание сочинения | К-1 | Формулировка проблем исходного текста. | 0-1 |
К-2 | Комментарии, сформулированные в проблеме. | 0-2 |
К-3 | Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование). | 0-1 |
К-4 | Изложение собственного мнения.(2 аргумента). | 0-2 |
Речевое оформление | К-5 | Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность). | 0-2 |
К-6 | Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических форм). | 0-2 |
Ответ С.
В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.
Дети читают сочинение ученика, приступают к устному рецензированию и оценивают по критериям ЕГЭ.
-Что вы можете сказать по поводу данной работы? (Смотрим в таблицы, учащиеся оценивают каждый критерий)
-К1 – Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл).
-К2 – В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов).
-К3 – Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым" –многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье – в гармонии личности") (1балл).
-К4 – Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов).
Ребята приходят к выводу, что содержание сочинения не соответствует требованиям.
Обращаем внимание на речевое оформление.
-К5 – Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение.
(0 баллов)
К-6 Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических
форм).об
Итак, ребята приходят к выводу, что речевое оформление у N тоже неудачное.
С миссией экспертов справились неплохо
VI. Оценивание групповых работ (листы самооценки)(2мин)
VII. Этап рефлексии
Мы еще раз повторили теорию подготовки к сочинению. Создавали сами кластеры к главным этапам сочинения.
Мы можем находить основную проблему, делать комментарии к проблеме
Слайд2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?
1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.
VIII. Домашнее задание
Слайд 24.
Написать сочинение-рассуждение по тексту Виктора Розова
Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.
Материал для сочинения (шаблон-подсказка):
Публицист Виктор Розовв тексте поднимает проблему…
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению..
Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
Невозможно не согласиться с автором.
Данная проблема раскрывается автором..
Я тоже убеждён в том, что…
В заключение хочу сказать, что…
Слайд 17
IX. Поведение итогов урока
Учитель: Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения. Прошу вас сдать рабочие листы на проверку и приложить к ним оценочные листы с проставленными баллами.
Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен.
Мне очень хотелось бы, чтобы эксперты, проверяющие вашу работы, увидели вас как людей умных, начитанных, способных рассуждать на любую тему, и поставили вам максимальный балл – 24.
11