СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -практикум по подготовке к сочинению-рассуждению в новом формате ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем требованиям ФГОС.Использованы теоретические материалы подготовки к срочинени-рассуждению. Все реализовывалось на практической части. Была экспертная работа учащихся над работой одного учениука.Форма прведения урока -групповая.Учащиеся сами оценивают сою работу.В целом урок продуктивный и каественный

Просмотр содержимого документа
«Урок -практикум по подготовке к сочинению-рассуждению в новом формате ЕГЭ»

Урок по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту

В.С. Розова в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:

  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;

  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,

 Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения ; формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста; аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста..

Приобретут: умение создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту

Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;

Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.

Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с новыми критериями оценки.

Оборудование.

  1. Оформление доски. Запись темы урока.

  2. Компьютерная презентация.

  3. Карточки- информаторы

  4. Карточки с новыми критериями оценивания сочинения ЕГЭ.

  5. Текст ВиктораРозова

  6. План работы с текстом

  7. Кластеры

Ход урока:

I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (3 мин.)

1. Организационный момент, мотивация деятельности.

Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Ребята, скоро вам придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и самым трудным для вас является задание 27 - написание сочинения-рассуждения (в новом формате ЕГЭ). Этому мы сегодня посвящаем урок- подготовке к написанию сочинения-рассуждения. 

Тема нашего урока – (слайд 1) «Подготовка к сочинению по тексту в новом формате ЕГЭ».

Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сотрудничества.

Слайд 2 Итак, цель нашего урока: продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения. 

II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (15мин)

  1. Актуализация знаний . Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения – рассуждения в новом формате. Работу нашу проведем по группам. За каждый правильный ответ -1 балл. Перед вами на столах оценочные листы, критерии оценки , , план работы с текстом, карточки-информаторы с речевыми клише .Каждой группе предстоит внести свою лепту в общий результат.

-Давайте ответим на некоторые вопросы, касающиеся теории.

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

2. А сколько баллов из 58 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту?

3. Каков должен быть объём сочинения?

Объем сочинения дожжен быть 150 слов

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы

Слайд 3 -Вспомним, как сформулировано задание 27 в новой демоверсии.

Задание 27. Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Обратите внимание на выделенные предложения



-Какие изменения произошли в формулировке задания в этом году?

Слайд 4 Для оценки сочинения (задание №27) по русскому языку на ЕгЭ 2020 года будут использованы такие критерии. Вы уже знакомы с ними. Они у вас на партах.

Обратите еще раз внимание на то, что за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста экзаменующий может получить максимальное количество баллов-5 баллов, если сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.

Таким образом ,изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом .

Задание Композиция сочинения-рассуждения.

-Слайд5 Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в новом формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

1.Проблема.

2.Позиция автора

3.Заключение

4.Комментарий к проблеме

5 Своя позиция









Слайд 6

Проверим себя

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема

  2. Комментарий к проблеме

  3. Позиция автора

  4. Своя позиция и её обоснование .

  5. Заключение

Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности.

Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет 5 частей. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения ,и вы теряете 2 балла за 5-й критерий. Это все мы уже знаем.

-Задание группам . Составить кластер как найти проблему? (1 группа)

Слайд7.Что такое проблема?

Проблема-это основной вопрос , над которым размышляет автор, что его волнует.

- Как определить проблему?

Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение. Записать его в виде вопросительного предложения.. Это и есть проблема текста.


Составить кластер: структура комментария к проблеме (2группа)

Вспомните, что такое комментарий?

Комментарий должен связать проблему с авторской позицией.


Важно следующее: если мы пишем, что делают герои- это пересказ. А это недопустимо в комментарии. Если мы пишем, что думает автор-это уже комментарий


 Слайд 8



III. Практикум (Создание элементов сочинения) (15 мин)

Слайд9 Задание 1 – «Дорожка к пониманию текста…» Слово учителя:

Перед нами текст известного русского драматурга ,публициста Виктора Сергеевича Розова, человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".

- Познакомьтесь с текстом.

Читаем текст.



Слайд 10 (1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.

(В. Розов)

- Итак, текст прочитан. Наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста .





Для этого:

  • нумеруем абзацы;

  • делим текст на смысловые части:

  • I ч. – 1-й абзац;

  • II ч. – 2-й - 4 абзацы;

  • III ч. –5 абзац;

  • читаем каждую часть, выделяем ключевые слова, ставим к каждой части вопрос .

  1. Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья?(ключевые слова)

Первая проблема 1. В чем заключается счастье?







2«Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, наблюдай сам и вникай. , а я-то здоровый». Дух мой был здоров.(ключевые слова)

Вторая проблема 2. Можно ли оставаться оптимистом в трудной жизненной ситуации?



3Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Надо вступать в битву за «честного малого» в себе(ключевые слова)

Третья проблема -что является самым трудным в борьбе за счастье?



Итак, три проблемы в тексте

  1. В чём заключается счастье?

  2. Можно ли оставаться оптимистом в трудной жизненной ситуации?

  3. Что является самым трудным в борьбе за счастье?

Основная проблема текста:

Что является самым трудным в борьбе за счастье?





Задание группам :сформулировать проблему. При написании фрагментов сочинения вам помогут карточки- информаторы.

Слайд 11 Задание 2 – «Самая дорогая…часть!»

Следующий этап – это работа над комментарием к сформулированной проблеме исходного текста, успешное написание которого гарантирует «заветные 5 баллов»…


Давайте закрепим полученные знания. Для этого напишите, пожалуйста, ваши комментарии к проблеме.



Представление комментариев групповой работы

(Группы зачитывают фрагменты сочинения).





Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить за К2 – 5 баллов! И делаем следующий шаг.



Слайд12

Задание 3 Формулировка авторской позиции.(3мин.)

Что такое авторская позиция?

Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою!

Используя накопленный опыт сформулируйте позицию автора.

IV. Релаксация. Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)(2мин)

4 задание



Слайд 13 Собственная позиция и ее обоснование

Еще один важный этап – аргументация собственного мнения. Далее нужно согласиться или не согласиться с автором и обязательно обосновать, почему Вы так считаете. Сделать это можно с помощью:
1 аргумента из литературы
2) аргумента из жизненного опыта;

Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше

Слайд 14 Заключение.(2мин.)
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.


Слайд 15

V. «Работаем экспертами». ( 5мин)(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения) Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по тексту Розова. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.



На столах критерии оценивания и текст В.Розова.

Таблица пошагового оценивания сочинения.

Содержание сочинения

К-1

Формулировка проблем исходного текста.

0-1

К-2

Комментарии, сформулированные в проблеме.

0-2

К-3

Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование).

0-1

К-4

Изложение собственного мнения.(2 аргумента).

0-2

Речевое оформление

К-5

Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность).

0-2

К-6

Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических

форм).

0-2

Ответ С.

В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.

Дети читают сочинение ученика, приступают к устному рецензированию и оценивают по критериям ЕГЭ.

-Что вы можете сказать по поводу данной работы? (Смотрим в таблицы, учащиеся оценивают каждый критерий)

-К1 – Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл).

-К2 – В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов).

-К3 – Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым" –многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье – в гармонии личности") (1балл).

-К4 – Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов).

Ребята приходят к выводу, что содержание сочинения не соответствует требованиям.

Обращаем внимание на речевое оформление.

-К5 – Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение.

(0 баллов)

К-6 Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических

форм).об



Итак, ребята приходят к выводу, что речевое оформление у N тоже неудачное.

С миссией экспертов справились неплохо



VI. Оценивание групповых работ (листы самооценки)(2мин)



VII. Этап рефлексии

    1. Что дал вам сегодняшний урок?

Мы еще раз повторили теорию подготовки к сочинению. Создавали сами кластеры к главным этапам сочинения.

Мы можем находить основную проблему, делать комментарии к проблеме

Слайд2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?

  • 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.

  • 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.

  • 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

VIII. Домашнее задание

Слайд 24.

Написать сочинение-рассуждение по тексту Виктора Розова



Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

  1. Публицист Виктор Розовв тексте поднимает проблему…

  2. Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению..

  3. Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…

  4. Невозможно не согласиться с автором.

  5. Данная проблема раскрывается автором..

  6. Я тоже убеждён в том, что…

  7. В заключение хочу сказать, что…



Слайд 17

IX. Поведение итогов урока

Учитель: Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения. Прошу вас сдать рабочие листы на проверку и приложить к ним оценочные листы с проставленными баллами.

Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен.

Мне очень хотелось бы, чтобы эксперты, проверяющие вашу работы, увидели вас как людей умных, начитанных, способных рассуждать на любую тему, и поставили вам максимальный балл – 24.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!