Урок-практикум по теме «Построение и исследование математической модели с помощью электронной таблицы Excel»
Цели урока: проверка знаний учащихся и формирование умений и навыков в работе с электронными таблицами при моделировании математических задач, побуждение интереса к изучению предмета.
Тип урока: Комбинированный (применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний)
Задачи урока:
Учебная:
Развивающая:
Воспитательная:
Материально – техническая база: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, проектор, демонстрационный экран, карточки с индивидуальными дифференцированными заданиями (карточки красного цвета - на оценку 5; карточки розового цвета – на 4)
Подготовительный этап:
на предыдущем уроке было задано домашнее задание по теме «Моделирование» Учащиеся должны знать определение модели, моделирования, формы представления моделей, выполнять расчеты в среде электронных таблиц, строить диаграммы, анализировать полученные результаты, применять знания по работе в среде электронных таблиц,
карточки с индивидуальными заданиями.
План урока:
Организационный момент (Цели и задачи урока)
Повторение изученного материала в виде фронтального опроса, с демонстрацией вопросов с помощью проектора
Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Выполнение индивидуальных заданий в редакторе Excel.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в том, что человек создаёт модели с целью их использования и изучения, на нашем уроке помощником в исследовании модели будет электронная таблица Excel. Модели, позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Давайте вспомним и что такое модели, какие они бывают и возможности программы Excel.
II Фронтальный опрос. На экране демонстрируются вопросы, дети последовательно на них отвечают.
III Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (помогают учителю два самых сильных ученика класса). Учитель свои действия показывает на демонстрационном экране.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами строим математическую модель с помощью редактора Excel. Для примера рассмотрим решение системы уравнений.
Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций. Такой метод нахождения корней называется графическим. В программе Excel, с помощью Мастера диаграмм можно строить практически любые графики. И мы сейчас вместе найдём корни системы уравнений графическим способом.
Дана система уравнений:
Y - X2 = 0
Y – 2X = 9
1) Преобразуем данную систему:
Y = X2
Y = 2X + 9
Отобразим графики обеих функций, используя диаграмму. Вы знаете, что для построения диаграммы необходимо построить таблицу:
а. первая строка - заголовки
б. в ячейку А2 занесем начальное значение аргумента Х = -10
в. В ячейку А3 заносим формулу =А2 + 1 и копируем её до ячейки А23
г. В ячейку В2 заносим формулу =А2 * А2 и копируем до ячейки В23
д. ячейку С2 заносим формулу = 2 * А2 + 9
С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим диаграмму первоначальной оценки решений.
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближённые значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 – где находится второе с шагом 0,1 для более точного построения. Составим новые таблицы:
Для первого решения.
Для второго решения.
Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков:
Х1 = 4,2 У1 = 4,8 Х2 = 4,2 У2 = 17, 5
Как вы уже поняли, графическое решение системы даёт приблизительные результаты, но программа Excel даёт возможность графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.
-
- х = 2 – у
3х - 2у – 11 = Ответ: х = 3 у = -1 | у – 2х = 1 6х – у = 7 Ответ: х = 2 у = 5 |
7х – 3у = 13 х – 2у = 5 Ответ: х = 1 у = -2 | х + у = 6 3х – 5у = 2 Ответ: х = 4 у = 2 |
у – х = 20 2х – 15у = -1 Ответ: х = -23 у = -3 | х2 + у = 14 у– х = 8 Ответ: х1 = -3 у1 = 5 х2 = 2 у2 = 10 |
у2 – х = -1 х = у + 3 Ответ: х1 = 5 у1 = 2 х2 = 2 у2 = -1 | х = 3 – у – х = 39 Ответ: х1 = 10 у1 = -7 х2 = -3 у2 = 6 |
у = х – 1 х2 – 2у = 26 Ответ: х1 = -4 у1 = -5 х2 = 6 у2 = 5 | у = 1 + х х + у2 = -1 Ответ: х1 = -1 у1 = 0 х2 = -2 у2 = -1 |
Фронтальный опрос.
Что такое модель?
Ответ: модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
2) Приведите примеры моделей объекта Человек
Ответ: манекен, скелет, фото, рисунок, паспорт, запись о ребёнке в журнале…
Что такое моделирование?
Ответ: это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
На какие виды делятся объекты?
Ответ: Материальные и нематериальные (информационные )
Приведите примеры информационных моделей.
Ответ: схемы, рисунки, математические формулы, графики…
6) Дана электронная таблица:
| А | В | С | D |
1 | 1 | 3 | 4 | |
2 | 4 | 2 | 5 | |
3 | 3 | 1 | 2 | |
В ячейку D1 введена формула, вычисляющая выражение по формуле
= (A2+B1-C1). Какое значение появится в ячейке D1
Ответ: 3
7) Чему равно значение в ячейке С3 электронной таблицы
| А | В | С Ответ: 15 |
1 | 3 | 9 | =В2+$A$1 |
2 | 7 | 15 | 3 |
3 | 45 | 4 | =C1-C2 |
8) Дана электронная таблица:
| А | В | С | D |
1 | 1 | 3 | 4 | 8 |
2 | 3 | 2 | 5 | |
3 | 7 | 1 | 2 | |
Значение в ячейке С1 заменили на 7. В результате этого значение в ячейке D1 автоматически изменилось на 11. Можно предположить что в ячейке D1 ……
Ответ: записана формула СУММ(А1:С1)
9) Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В | С |
1 | 3 | 2 | 5 |
2 | 7 | 1 | |
3 | 4 | 4 | |
Значение ячейки С1 вычисляется по формуле =В1+$A$1
Какое значение появиться в ячейке с3 после копирования формулы?
Ответ: 7
10) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?
Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм
Самоанализ урока:
Урок построен на деятельной основе с применением проблемно – исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий, развитие логического мышления детей. Ученики пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии. Этим уроком мы достигаем поставленных целей: не только повторяем и закрепляем материал, но и побуждаем интерес к изучению предмета и показываем его практическое применение в реальной жизни. На уроке ученики показали хорошее владение компьютером, подготовку домашнего задания и с неподдельным интересом выполняли индивидуальные задания.