СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок_практикум "Построение и исследование математической модели с помощью Excel"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 10-11 классов. Решение системы уравнений графическим способом.

Просмотр содержимого документа
«Урок_практикум "Построение и исследование математической модели с помощью Excel"»

Урок-практикум по теме «Построение и исследование математической модели с помощью электронной таблицы Excel»

Цели урока: проверка знаний учащихся и формирование умений и навыков в работе с электронными таблицами при моделировании математических задач, побуждение интереса к изучению предмета.

Тип урока: Комбинированный (применение знаний и умений, обобщение и систематизация знаний)

Задачи урока:

Учебная:

  • закрепление знаний по теме «Моделирование»

  • закрепление знаний и навыков проведения расчетов Excel

  • применение диаграмм при исследовании математической модели.

Развивающая:

  • развитие алгоритмического и логического мышления. Научить выделять главное при решении задач.

Воспитательная:

  • на примере решения на компьютере конкретной задачи формировать умение прогнозировать и предвидеть результат своей работы.

  • воспитание информационной культуры.

Материально – техническая база: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, проектор, демонстрационный экран, карточки с индивидуальными дифференцированными заданиями (карточки красного цвета - на оценку 5; карточки розового цвета – на 4)

Подготовительный этап:

  • на предыдущем уроке было задано домашнее задание по теме «Моделирование» Учащиеся должны знать определение модели, моделирования, формы представления моделей, выполнять расчеты в среде электронных таблиц, строить диаграммы, анализировать полученные результаты, применять знания по работе в среде электронных таблиц,

  • карточки с индивидуальными заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент (Цели и задачи урока)

  2. Повторение изученного материала в виде фронтального опроса, с демонстрацией вопросов с помощью проектора

  3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.

  4. Выполнение индивидуальных заданий в редакторе Excel.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.


Ход урока:

I Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в том, что человек создаёт модели с целью их использования и изучения, на нашем уроке помощником в исследовании модели будет электронная таблица Excel. Модели, позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Давайте вспомним и что такое модели, какие они бывают и возможности программы Excel.

II Фронтальный опрос. На экране демонстрируются вопросы, дети последовательно на них отвечают.

III Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.

Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (помогают учителю два самых сильных ученика класса). Учитель свои действия показывает на демонстрационном экране.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами строим математическую модель с помощью редактора Excel. Для примера рассмотрим решение системы уравнений.

Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций. Такой метод нахождения корней называется графическим. В программе Excel, с помощью Мастера диаграмм можно строить практически любые графики. И мы сейчас вместе найдём корни системы уравнений графическим способом.

Дана система уравнений:

Y - X2 = 0

Y – 2X = 9

1) Преобразуем данную систему:

Y = X2

Y = 2X + 9

Отобразим графики обеих функций, используя диаграмму. Вы знаете, что для построения диаграммы необходимо построить таблицу:

а. первая строка - заголовки

б. в ячейку А2 занесем начальное значение аргумента Х = -10

в. В ячейку А3 заносим формулу =А2 + 1 и копируем её до ячейки А23

г. В ячейку В2 заносим формулу =А2 * А2 и копируем до ячейки В23

д. ячейку С2 заносим формулу = 2 * А2 + 9

С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим диаграмму первоначальной оценки решений.









На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближённые значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от –3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 – где находится второе с шагом 0,1 для более точного построения. Составим новые таблицы:

Для первого решения.














Для второго решения.


Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков:

Х1 = 4,2 У1 = 4,8 Х2 = 4,2 У2 = 17, 5

Как вы уже поняли, графическое решение системы даёт приблизительные результаты, но программа Excel даёт возможность графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.

  1. х = 2 – у

3х - 2у – 11 =


Ответ: х = 3 у = -1


у – 2х = 1

6х – у = 7


Ответ: х = 2 у = 5


7х – 3у = 13

х – 2у = 5


Ответ: х = 1 у = -2


х + у = 6

3х – 5у = 2


Ответ: х = 4 у = 2


у – х = 20

2х – 15у = -1


Ответ: х = -23 у = -3


х2 + у = 14

у– х = 8


Ответ: х1 = -3 у1 = 5

х2 = 2 у2 = 10


у2 – х = -1

х = у + 3


Ответ: х1 = 5 у1 = 2

х2 = 2 у2 = -1


х = 3 – у

– х = 39


Ответ: х1 = 10 у1 = -7

х2 = -3 у2 = 6


у = х – 1

х2 – 2у = 26


Ответ: х1 = -4 у1 = -5

х2 = 6 у2 = 5


у = 1 + х

х + у2 = -1


Ответ: х1 = -1 у1 = 0

х2 = -2 у2 = -1

Фронтальный опрос.

  1. Что такое модель?

Ответ: модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

2) Приведите примеры моделей объекта Человек

Ответ: манекен, скелет, фото, рисунок, паспорт, запись о ребёнке в журнале…

  1. Что такое моделирование?

Ответ: это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

  1. На какие виды делятся объекты?

Ответ: Материальные и нематериальные (информационные )

  1. Приведите примеры информационных моделей.

Ответ: схемы, рисунки, математические формулы, графики…

6) Дана электронная таблица:

 

А

В

С

D

1

1

3

4

 

2

4

2

5

 

3

3

1

2

 

В ячейку D1  введена формула, вычисляющая выражение по формуле

= (A2+B1-C1). Какое значение появится в ячейке D1

Ответ: 3

7) Чему равно значение в ячейке С3 электронной таблицы

 

А

В

С

Ответ: 15

1

3

9

 =В2+$A$1

2

7

15

3

3

45

4

 =C1-C2

8) Дана электронная таблица:

 

А

В

С

D

1

1

3

4

8

2

3

2

5

 

3

7

1

2

 

Значение в ячейке С1 заменили на 7. В результате этого значение в ячейке D1 автоматически изменилось на 11. Можно предположить что в ячейке D1 ……

Ответ: записана формула  СУММ(А1:С1)

9) Дан фрагмент электронной таблицы:

 

А

В

С

1

3

2

5

2

7

1

        

3

4

4

 

Значение ячейки С1 вычисляется по формуле =В1+$A$1

Какое значение появиться в ячейке с3 после копирования формулы?

Ответ: 7

10) При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?

Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм

Самоанализ урока:

Урок построен на деятельной основе с применением проблемно – исследовательской технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий, развитие логического мышления детей. Ученики пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии. Этим уроком мы достигаем поставленных целей: не только повторяем и закрепляем материал, но и побуждаем интерес к изучению предмета и показываем его практическое применение в реальной жизни. На уроке ученики показали хорошее владение компьютером, подготовку домашнего задания и с неподдельным интересом выполняли индивидуальные задания.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!