СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум: "Решение задач по теме: "Электромагнетизм".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум содержит 5 задач-шаблонов по теме урока, ссылки на повторение правил нахождения направлений линий магнитной индукции, 4 задачи для самостоятельной и домашней работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум: "Решение задач по теме: "Электромагнетизм".»

9 кл. Физика. Тема: «Решение задач по теме: «Электромагнетизм».
Цель урока:
вспомнить алгоритмы решения задач по теме: «Электромагнетизм», подготовиться к тестированию по данной теме.

  1. Вспомни правило правой руки для определения направления магнитного поля вокруг прямого проводника с током по ссылке: http://youtube.com/watch?v=pn0j15px29U (20с) и http://youtube.com/watch?v=hKTKRnujq9Y (32с), или повтори его по блоку 8 «Электромагнитные явления», или в & 39 с.170 в учебнике.
    2. Внимательно посмотри и разбери задачи-шаблоны.

Задача 1 (шаблон). Куда направлено магнитное поле в точке А, если проводник с током расположен как на рисунке?

а) . б) в) вверх; г) вниз; д) вправо; е) влево.
А .
Решение:
Т.к. линии магнитной индукции вокруг прямого проводника с током представляют собой окружности, проведём через точку А окружность, которая обхватывает проводник с током.

А .
Исходя из правила правой руки, определяем, что линии магнитной индукции направлены по часовой стрелке (смотри рисунок). По условию задачи надо определить направление линий в точке А, а значит обойдя окружность и оказавшись в точке А, линия будет направлена к наблюдателю. Следовательно, из представленных ответов надо выбрать ответ под буквой а).
Ответ: а)

Задача 2 (шаблон). Каким полюсом нужно приближать постоянный полосовой магнит к южному полюсу другого полосового магнита, чтобы магниты оттолкнулись?
а) северным; б) южным; в) любым; г) они не притягиваются.
Решение:
Т.к. разноимённые полюсы магнитов притягиваются, а одноимённые полюсы магнитов отталкиваются, то к южному полюсу нужно поднести южный полюс другого магнита.
Ответ: б)

З адача 3 (шаблон). В каком направлении течёт ток в проводнике, находящемся в магнитном поле, изображённом на рисунке.

* * * *

а) вверх; б) вниз; в) вправо; г) влево.
* * * *

Решение:
Надо воспользоваться правилом левой руки для определения направления силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле. Для этого посмотри видео по ссылке: http://youtube.com/watch?v=wlezeH98PCQ (20c), или прочти правило в блоке 8 «Электромагнитные явления», или в учебнике & 40 с.174. Следуя правилу левой руки, расположим раскрытую ладонь левой руки так, чтобы линии магнитной индукции вошли в ладонь. Значит, ладонь надо поместить к наблюдателю пальцами вверх. Отставленный большой палец указывает на силу Ампера , а четыре сжатых пальца укажут направление тока в проводнике. Следовательно, ток направлен вверх. Выбираем вариант под буквой а).
Ответ: а)
Задача 4 (шаблон). Направление линий магнитной индукции в катушках с током можно определить …
а) правилом левой руки; б) правилом буравчика; в) правилом Ленца; г) ни одним из этих правил.
Решение:
Направление линий магнитной индукции в катушках с током можно определить двумя способами: с помощью правила правой руки или с помощью правила буравчика. Т.к. из представленных ответов правила правой руки нет, то выбираем правило буравчика.
Ответ: б)

3 .Реши в рабочей тетради задачи аналогичные задачам – шаблонам.
Задача 1. Куда направлено магнитное поле в точке А, если проводник с током расположен как на рисунках а) и б)?
а) А . б)

А .


Задача 2. Каким полюсом развернётся магнитная стрелка, если её поднести к северному полюсу полосового магнита? к южному полюсу магнита? к середине магнита?
4. Д/З: Задача 3. В каком направлении на рисунке а) течёт ток в проводнике, находящемся в магнитном поле, изображённом на рисунке. Как направлена сила Ампера , действующая на проводник с током на рисунке б)?

а) * * * * б)


* * * *
Задача 4. С помощью каких правил можно определить: а) направление линий магнитного поля прямого проводника с током; б) направление силы Ампера; в) направление силы Лоренца?

Критерии оценивания:
«5» - решены верно 4 задачи;
«4» - решены верно 3 задачи или решены верно 4 задачи с недочётами и негрубыми ошибками;
«3» -решены верно 2-е задачи;
«2» - решена верно 1 задача или верно решённых задач нет;
«1» - работа не сделана без уважительной причины.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!