СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум: "Решение задач по теме: "Строение атома и ядра".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке представлены 4 задачи-шаблона, которые нужно изучить и записать в тетрадь и 3 задачи для самостоятельного изучения и решения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум: "Решение задач по теме: "Строение атома и ядра".»

9 кл. Физика. Тема: «Строение атома и его ядра. Решение задач ».
Цель уроков:
научиться решать задачи по теме: «Строение атома и его ядра», выполнить тест по данной теме.

  1. Внимательно изучи задачи-шаблоны и запиши решение в рабочую тетрадь.
    Задача-шаблон 1. Определи число электронов, протонов, нейтронов, нуклонов, зарядовое и массовое числа в изотопе хрома .
    Решение:
    Из блока 10 известно, что верхнее число в формуле элемента показывает атомную массу в а.е.м., число нуклонов в ядре. Нижнее число показывает заряд ядра, число протонов в ядре, число электронов в нейтральном атоме. Поэтому:
    1) Число электронов в ядре = 24, число протонов в ядре = 24, зарядовое число Z = 24; нуклонов в ядре N = 52, массовое число А = 52; число нейтронов в ядре n = A – Z = 52 – 26 = 26.
    Ответ: = 24, = 24, n = 26, N = 52, Z = 24, А = 52.

Задача-шаблон 2. Какой элемент получается в результате изотопа плутония
Решение:
При происходит перерождение частицы, из которой вылетает частица, т.е. и образуется другая частицапроисходит следующая реакция: + . Запишем реакцию для плутония: + , - искомый элемент. Сделаем расчёт А – 4 = 244 – 4 = 240, = 94 – 2 = 92, , чтобы узнать название изотопа – элемента, который получается в результате реакции, надо найти в таблице Менделеева (она находится на форзаце учебника физики в конце) номер 92, под этим номером и находится нужный элемент. В данном случае это уран . Массовое число остаётся тем, которое получено в результате вычислений. Коротко решение этой задачи можно записать так:
+ ,
Ответ: изотоп урана

Задача-шаблон 3. Какой элемент получается в результате изотопа нептуния
Решение:
Эта задача решается подобно задаче 2, только по формуле : + +
+ + ,
- изотоп плутония.
Ответ: изотоп плутония .

Задача-шаблон 4. Какой элемент получится после 6-х и 3- х изотопа берклия
Решение:
Можно записать 6 реакции и 3 , в каждой следующей реакции беря получившийся элемент. Но такой способ решения будет долгим и неэффективным. Можно воспользоваться математикой. После каждого массовое число (верхнее) уменьшается на 4 единицы, поэтому надо: 249 – 6 = 225 – это массовое число нового элемента после 6-ти . Зарядовое число (нижнее) уменьшается на 2 единицы, поэтому: 97 – 6 2 = 85 – это зарядовое число нового элемента после 6-ти . Получившийся элемент имеет вид: . Дальше посчитаем, то получится после 3- х . При каждом массовое (верхнее) число остаётся без изменений, а вот зарядовое (нижнее) число увеличивается на 1 единицу, значим число А = 225, а число Z = 85 + 3 = 88. И тогда в конце получится изотоп . По таблице Менделеева ищем порядковый номер 88 – это изотоп радия .
Коротко это можно записать так:

А = 249 – 6 + 0 = 225; Z = 97 – 6 2 + 1 3 = 88
Ответ:
изотоп радия .

  1. Д/З: Реши задачи по учебнику стр.254 упр. 50 (1, 2, 5)

Критерии оценивания задач:
«5» - решены верно все задачи;
«4» - решены верно 2 задачи или решены верно все задачи с недочётами, негрубыми ошибками, неполными решениями задач;
«3» - решена верно 1 задача;
«2» - верно решённых задач нет;
«1» - работа не сделана без уважительной причины.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!