Парная работа Обучающиеся выполняют эксперимент и оформляют свои результаты в тетрадь. Вариант №4 Определите, какие катионы образуют ваданные вам цветные осадки?(за помощью обратитесь к таблице "Качественное определение ионов") (ответы обучающихся) На столе: осадок синий , осадок зеленый , осадок белый и реактивы Cu SO4; FeCl2; АlCl3; NaOH Цель: определить при взаимодействии, каких катионов получаются цветные осадки? Гипотеза : Мы предполагаем , что голубой осадок от солей меди,зеленый от солей железа (2),бурый от солей железа (3) Определение: ДАНО: | NaOH | Cu SO4 | Cu(OH) 2 ↓ ( голубой осадок) | FeCl2; | Fe (OH)2 ↓ ( светло-зелёный) | АlCl3 | Al (OH)3 ↓ (белый) | 1)Cu SO4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 ↓+ Na2SO4 голубой 2.) FeCl2 + 2NaOH = Fe (OH)2 ↓+2NaCl Св. зеленый 3.) AlCl3 + 3NaOH = Al (OH)3 ↓+3NaCl Белый Вывод: катионы Cu2+ , Fe2+ , Fe3+ образуют при взаимодействии с гидроксид ионом ОН- цветные осадки. Вариант №5. С помощью одного реактива определите каждое из трёх соединений калия (хлорид,бромид и фосфат ), находящихся в пронумерованных пробирках. (ответы обучающихся)На столе : KCl , KBr, К3РО4 , AgNO3 Цель : Распознать выданные вещества. Гипотеза исследования: возможно, их можно распознать одним реактивом Определение: ДАНО: | AgNO3 | KCl | Ag+ + Сl- = AgCl ( белый осадок) | KBr | Ag+ + Br- = AgBr ( светло-желтый) | К3РО4 | 3Ag+ + РО4 3- = Ag3 РО4 (желтый) | Вывод: Доказали, что нитратом серебра можно доказать хлорид- ион, иодид -ион, фосфат- ион. Вариант №1.В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы белка,глюкозы,глицерина. Исходя из выданных вам реактивов, составьте план и определите вещества (за помощью обратитесь к таблице "Качественное определение ионов") (ответы обучающихся) На столе:пронумерованные пробирки с р-рами глюкозы,глицерина,белка, реактивы Cu(OH)2, NaOH Цель : распознать выданные вещества Гипотеза исследования: зная строение глюкозы, она имеет альдегидную и карбоксильную группы, можно предположить, что она проявляет свойства, как альдегида так и многоатомного спирта. | Сu (OH)2 | Сu (OH)2при нагревании | глюкоза | Ярко — синий | Красный осадок | глицерин | Ярко — синий | --------------------- | белок | Фиолетовый | --------------------- |
Реакция глюкозы с Сu (OH)2 при нагреваниии Вывод : используя качественные реакции на органические вещества , можно определить под какими номерами в пробирках они находятся . Вариант №2 В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы крахмала, глицина,этанола Используя выданные вам реактивы,определите в какой пробирке находится глицин(аминоуксусная кислота). Составьте план определения и возможные уравнения реакций. (ответы обучающихся) На столе :в пронумерованных пробирках р-ры сахарозы , глицина, крахмала Цель : Распознать выданные вещества. | Иод | CuO | КMnO4(H+) | этанол | --------------------- | ------------------- | Обесцвечивание | глицин | -------------------- | голубой | ----------------- | крахмал | синий | ------------------ | --------------- | Реакция глицина с CuO Реакция этанола с подкисленным КMnO4 Вывод: используя качественные реакции на органические вещества , определили под какими номерами находятся неизвестные вещества. Вариант № .Пользуясь инструкцией, раскрыть "тайны аспирина". Дать научное объяснение использования аспирина как консервирующей добавки. (ответы обучающихся)На столе: таблетка асперина, вода, спиртовка, спички,FeCl3 Цель — составить структурную формулу,определить наличие функциональных группы и провести реакции согласно инструкции Гипотеза исследования:использование аспирина в качестве консервирующей добавки невозможно Определение :
+ HOH →салициловая кислота+ уксусная кислота
салициловая кислота + FeCl3 → фиолетовое окрашивание Вывод: Провели качественную реакцию, капнув раствором FeCl3, раствор окрасился в фиолетовый цвет Это говорит о том, что в таблетке присутствуют фенолы. C6H5OН - органическое соединение, в молекулах которого гидроксильная группа связанна с бензольным ядром. С хлорным железом даёт интенсивное фиолетовое окрашивание. Опасен для здоровья. Вариант № 6 Проведите реакции взаимодействия хлорида железа (III) с выданными реактивами.Объясните происходящие изменения. (ответы обучающихся)На столе : жёлтая кровяная соль,KSCN,NaOH,FeCl3, Цель: провести реакции выданной соли с предложенными реактивами Гипотеза: соль может вступать в реакцию с выданными реактивами Определение: | FeCl3 | NaOH | бурый ↓ | KSCN | кроваво — красный ↓ | K4(Fe(CN)6) | синий -берлинская лазурь ↓ | FeCl3 + 3NaOH = Fe (OH)3 ↓+3NaCl(бурый) FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 ↓+3KCl(кроваво — красный ) FeCl3 + K4(Fe(CN)6) = KFe(Fe (CN)6) ↓+3KCl(синий -берлинская лазурь) Вывод : для распознания хлорида железа (III) можно использовать несколько реактивов , которые дают осадки разного цвета |