СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, построенный на основе самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивает их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряет независимость суждений, обеспечивает высокое качество знаний на профильном уровне обучения химии.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии» 11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

г.Пикалёво Бокситогорского района



Урок – практикум «Решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии»

11 класс ,профильный уровень, УМК "Химия" О.С.Габриелян



Выполнила:

Синицына Елена Викторовна

учитель химии

МОУ СОШ №3

г. Пикалёво



















г. Пикалёво 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение химии в 11 классе ( профильный уровень) представляет собой заключительную часть авторского курса О.С.Габриеляна. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений. При наполнении раздела химического практикума рабочей программы по химии мы учитывали ,что подготовка к ЕГЭ по химии предусматривает повторение качественных реакций на неорганические вещества и ионы, идентификацию органических соединений.

На урок-практикум отводится 1 час ( при 3ч.в неделю).

Урок, построенный на основе самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивает их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряет независимость суждений, обеспечивает высокое качество знаний на профильном уровне обучения химии.

Реализация индивидуального подхода в процессе изучения модуля осуществляется в нескольких направлениях:

  • дифференциация содержания по уровню сложности в качественных задачах;

  • индивидуальный темп работы над содержанием задач;

  • индивидуализация помощи и взаимопомощи;

Основными средствами для реализации данного урока являются: учебник Химия.11 класс. Профильный уровень под редакцией О.С.Габриеляна, Ф.М.Маскаева, С.Ю.Пономарева, В.И. Теренина – М.:Дрофа,2013; ;мультимедийная презентация к уроку.Органическая химия. 10 кл. Автор-составитель В.Г.Денисова Интерактивные дидактические материалы.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Вид урока: семинар – практикум.

Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский .

Вид деятельности учащихся: исследовательская работа.

Цели урок:

Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях на органические и неорганические вещества, через организацию исследовательской деятельности на уроке, выработать умения записывать химические реакции, подтверждающие индивидуальные свойства веществ.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий различного уровня сложности; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развивать положительное отношение к предмету, создавая условия для успешности в обучении.

Воспитывающая: создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.

Формы и приемы работы:

Индивидуальная работа со справочными материалами, выполнение тестовых заданий различного уровня, парная работа исследовательского характера

Основные средства: Учебник Химия. 11класс.Профильный уровень, автор Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И., презентация, электронные образовательные ресурсы, представленные на СD – диске.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, спиртовка, пробирки, пипетки, спички, химические реактивы: хлорид железа(II), хлорид железа(III), сульфат меди, фосфат калия, нитрат серебра, хлорид алюминия,глицерин, крахмал,этанол, глицин,крахмал,глюкоза, йод,радонид калия, жёлтая кровяная соль, гидроксид натрия, аспирин

Формируемые результаты обучения:

Предметные умения:

Учащиеся должны знать: качественные реакции органических соединений; качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

Учащиеся должны уметь: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность ; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (работав паре); использовать приемы работы с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера; логические - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; строить логическую цепочку рассуждений.

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; участвовать в дискуссии; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей ; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи; осуществление учебных действий – выполнять практическую работу.

Личностные умения: самоопределение – проявляют интеллектуальные и творческие способности, демонстрируют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение программы



Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс


Объем времени

Целеполагание урока (Этап I)

Метапредметные:

-умение определять цели обучения;

-выбор наиболее оптимального способа достижения поставленной цели;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.


Подводит учащихся

к самостоятельной

формулировке целей урока через показ слайдов презентации



Самостоятельно формулируют цель урока и определяют оптимальный способ изучения качественных реакций – это практическая работа.

Знать: качественные реакции органических соединений; качественные реакции на катионы и анионы неорганических соединений.

Уметь: распознавать некоторые катионы и анионы; наблюдать свойства неорганических и органических веществ и происходящие с ними явления; формулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.


Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросом: может ли человека заинтересовать трудный и не очень понятный для него учебный материал? Что для этого нужно сделать?

Слайд 1-7









Слайд 9

3мин

Операционно – исполнительский этап (II)

Метапредметные:

-умение определять цели обучения;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Организует работу обучающихся

Учитель: используя , имеющие на столах реактивы и оборудование проведите качественную задачу экспериментально с использованием минисправочника школьника Дерябиной Н.Е.

Парная работа

Обучающиеся выполняют эксперимент и оформляют свои результаты в тетрадь.

Вариант №4 Определите, какие катионы образуют ваданные вам цветные осадки?(за помощью обратитесь к таблице "Качественное определение ионов")

(ответы обучающихся) На столе: осадок синий , осадок зеленый , осадок белый и реактивы Cu SO4; FeCl2; АlCl3; NaOH

Цель: определить при взаимодействии, каких катионов получаются цветные осадки?

Гипотеза : Мы предполагаем , что голубой осадок от солей меди,зеленый от солей железа (2),бурый от солей железа (3)

Определение:

ДАНО:

NaOH

Cu SO4

Cu(OH) 2 ↓ ( голубой осадок)

FeCl2;

Fe (OH)2 ↓ ( светло-зелёный)

АlCl3

Al (OH)3 (белый)

1)Cu SO4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 ↓+ Na2SO4

голубой

2.) FeCl2 + 2NaOH = Fe (OH)2 ↓+2NaCl

Св. зеленый

3.) AlCl3 + 3NaOH = Al (OH)3 ↓+3NaCl

Белый

Вывод: катионы Cu2+ , Fe2+ , Fe3+ образуют при взаимодействии с гидроксид ионом ОН- цветные осадки.

Вариант №5. С помощью одного реактива определите каждое из трёх соединений калия (хлорид,бромид и фосфат ), находящихся в пронумерованных пробирках.

(ответы обучающихся)На столе : KCl , KBr, К3РО4 , AgNO3

Цель : Распознать выданные вещества.

Гипотеза исследования: возможно, их можно распознать одним реактивом

Определение:

ДАНО:

AgNO3

KCl

Ag+ + Сl- = AgCl ( белый осадок)

KBr

Ag+ + Br- = AgBr ( светло-желтый)

К3РО4

3Ag+ + РО4 3- = Ag3 РО4 (желтый)

Вывод: Доказали, что нитратом серебра можно доказать хлорид- ион, иодид -ион, фосфат- ион.

Вариант №1.В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы белка,глюкозы,глицерина.

Исходя из выданных вам реактивов, составьте план и определите вещества

(за помощью обратитесь к таблице "Качественное определение ионов")

(ответы обучающихся)

На столе:пронумерованные пробирки с р-рами глюкозы,глицерина,белка, реактивы Cu(OH)2, NaOH

Цель : распознать выданные вещества

Гипотеза исследования: зная строение глюкозы, она имеет альдегидную и карбоксильную группы, можно предположить, что она проявляет свойства, как альдегида так и многоатомного спирта.


Сu (OH)2

Сu (OH)2при нагревании

глюкоза

Ярко — синий

Красный осадок

глицерин

Ярко — синий

---------------------

белок

Фиолетовый

---------------------



Реакция глюкозы с Сu (OH)2 при нагреваниии

Вывод : используя качественные реакции на органические вещества , можно определить под какими номерами в пробирках они находятся .

Вариант №2 В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы крахмала, глицина,этанола

Используя выданные вам реактивы,определите в какой пробирке находится глицин(аминоуксусная кислота).

Составьте план определения и возможные уравнения реакций.

(ответы обучающихся)

На столе :в пронумерованных пробирках р-ры сахарозы , глицина, крахмала

Цель : Распознать выданные вещества.



Иод

CuO

КMnO4(H+)

этанол

---------------------

-------------------

Обесцвечивание

глицин

--------------------

голубой

-----------------

крахмал

синий

------------------

---------------


Реакция глицина с CuO

Реакция этанола с подкисленным КMnO4


Вывод: используя качественные реакции на органические вещества , определили под какими номерами находятся неизвестные вещества.

Вариант № .Пользуясь инструкцией, раскрыть "тайны аспирина".

Дать научное объяснение использования аспирина как консервирующей добавки.

(ответы обучающихся)На столе: таблетка асперина, вода, спиртовка, спички,FeCl3

Цель — составить структурную формулу,определить наличие функциональных группы и провести реакции согласно инструкции

Гипотеза исследования:использование аспирина в качестве консервирующей добавки невозможно

Определение :





+ HOH →салициловая кислота+ уксусная кислота



салициловая кислота + FeCl3 → фиолетовое окрашивание

Вывод: Провели качественную реакцию, капнув раствором FeCl3, раствор окрасился в фиолетовый цвет Это говорит о том, что в таблетке присутствуют фенолы.

C6H5OН - органическое соединение, в молекулах которого гидроксильная группа связанна с бензольным ядром. С хлорным железом даёт интенсивное фиолетовое окрашивание. Опасен для здоровья. 

Вариант № 6 Проведите реакции взаимодействия хлорида железа (III) с выданными реактивами.Объясните происходящие изменения.

(ответы обучающихся)На столе : жёлтая кровяная соль,KSCN,NaOH,FeCl3,

Цель: провести реакции выданной соли с предложенными реактивами

Гипотеза: соль может вступать в реакцию с выданными реактивами

Определение:


FeCl3

NaOH

бурый ↓

KSCN

кроваво — красный ↓

K4(Fe(CN)6)

синий -берлинская лазурь ↓

FeCl3 + 3NaOH = Fe (OH)3 ↓+3NaCl(бурый)

FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 ↓+3KCl(кроваво — красный )

FeCl3 + K4(Fe(CN)6) = KFe(Fe (CN)6) ↓+3KCl(синий -берлинская лазурь)

Вывод : для распознания хлорида железа (III) можно использовать несколько реактивов , которые дают осадки разного цвета





Рефлексивно-оценочный этап III



Метапредметные:

- умение работать по заданному плану;

-формирование ИКТ компетентности;

- владение основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умение работать в режиме ограниченного времени;

- умение выявить пробелы собственной деятельности, найти их причины и устранить






























Метапредметные:

- умение адекватно участвовать в коллективной деятельности;

- умение оценивания своей деятельности;

-умение соотнести приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

-умение выявлять пробелы собственной деятельности, найти их причины и устранить проблемы.

Личностные:

- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- умение вести корригирующую самооценку.





Организует работу обучающихся по проверке результатов исследований.




































Подведение итога урока, объяснение домашнего задания.

















Домашнее задание:

1. Выполнить

Тест по материалам

ЕГЭ -2016г

вопрос 33


1.Проверка выполненных заданий по слайдам презентации




Вариант №1




Вариант№2



Вариант №3



Вариант №4




Вариант №5



Вариант №6



Вариант №7




Вариант №8





2.Тест в формате ЕГЭ

Уровень А


В-1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества

Вещества Реактив

А) К2СО3 и КJ 1) ВаСО3

Б) NaCl и NaNO3 2) ВаСl2

В) К3РО4 и КСl 3) AgNO3

Г) КВr и КNO3 4) Ag2O (NH3 р-р)

5) К


А

Б

В

Г

3

3

3

3


Уровень В


В-1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества

Вещества Реактив

А) метан и этилен 1) ВаСО3

Б) пентин-2 и глицерин 2) НСl

В) гексен-2 и бензол 3) Br2 (водный0

Г) этиловый спирт и фенол 4) Ag2O (NH3 р-р)

5) К


А

Б

В

Г

3

3

3

3


Учитель: Возвращаемся к вопросу

«Может ли человека заинтересовать трудный и не очень понятный для него учебный материал? Что для этого нужно сделать?»









Учитель: Очень рада, что ваше настроение в течение урока изменилось в позитивную строну.

Всем спасибо за урок.















Обучающиеся получают тесты с заданиями.

Слайд 10.

с гиперссылками

на последующие.


















































Слайд 19















Слайд 20











10 мин














5 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!