СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Средства выразительности языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет в помощь ученикам 10-11 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Средства выразительности языка"»

Тема урока: Урок-практикум «Средства выразительности языка».

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Цель урока: повторить известные учащимся средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста.

Образовательные:

  • Учащиеся должны знать средства языковой выразительности.

  • Учащиеся должны уметь: распознавать средства художественной выразительности, а также стилистические фигуры, определять их функции и использовать средства языковой выразительности в своей речи.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание).

  • Развивать навыки устной и письменной деятельности.

Воспитывающие:

  • Прививать навыки НОТ (обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, беречь время).

  • Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.

  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку, потребность в использовании художественного слова, патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, уважение к старшему поколению.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский.

Форма организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: таблицы, карточки, иллюстрации, ИКТ.



Хронометраж урока:

  • Организационный момент – 1 минута.

  • Постановка цели урока – 2 минуты.

  • Актуализация ранее изученных знаний о средствах языковой выразительности – 6 минут.

  • Формирование темы урока – 1 минута.

  • Работа в группах – 5 минут.

  • Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий – 25 минут.

  • Подведение итогов урока – 3 минуты.

  • Домашнее задание – 2 минуты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Рапорт дежурного. Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

  1. Постановка цели урока.

- Ребята! Чему мы должны научиться на уроке? (Повторить известные нам средства языковой выразительности, продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста).

III. Актуализация ранее изученных знаний о средствах художественной выразительности.

- Ребята! Приведите примеры средств художественной выразительности.

- Какие стилистические фигуры или фигуры речи вы знаете?

Работа в группах.

(Класс заранее разделён на группы по способностям).

1 группа.

- Что такое тропы? Назовите их, определите их функции.

1. Троп – это оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

2. Эпитет – это художественное определение, подчёркивающее какой-либо признак предмета или явления, являющееся в предложении определением или обстоятельством.

Например: А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М. Горький)

3. Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве.

Например: Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета. (А.С. Пушкин)

4. Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Например: пышное золото осеннего леса.

5. Разновидности метафоры.

Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ.

И костёр, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами…

Овеществление – это уподобление живых существ неодушевлённым предметам.

Передние ряды задерживались, задние становились всё гуще, и текучая людская река останавливалась.

6. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Например: Не то на серебре – на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

2 группа

1. Синекдоха – один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Например: А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский)

2. Гипербола – это средство художественной изобразительности, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

Например: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

3. Литота – троп, противоположный гиперболе, художественный приём, основанный на преуменьшении предмета или явления.

Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

4. Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия.

Например: Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила. (Ф. Тютчев)

5. Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Например: Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши. (И.А. Крылов)

6. Перифраз – это замена слова иносказательным описательным выражением.

Например: Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).

3 группа

Стилистические фигуры.

1. Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков.

Например: Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

2. Антитеза – противопоставление.

Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)

3. Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение.

Например: Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

4. Инверсия – это нарушение обычного порядка слов.

Например: Вышел месяц ночью тёмной.

5. Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.

Например: горькая радость, звонкая тишина.

6. Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Например: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

7. Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах.

Например: У Елены беда тут стряслась. Большая.

8. Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков.

Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

9. Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, чаще всего глагола.

Например: Татьяна в лес, медведь за нею. (А. Пушкин)

4 группа

Стилистические фигуры или риторические фигуры.

1. Риторические обращения – это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)

2. Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В. Гоголь)

3. Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Например: Нет, я хотел… быть может, вы… я думал… (А.С. Пушкин)

4. Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами.

Например: И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин)

Фонетические средства языковой выразительности.

1. Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

2. Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

3. Звукопись – один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта.

4. Фоника – звуковая организация художественной речи.

5. Звуковые повторы – повтор сочетаний звуков.

6. Ритм – повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.

7. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит.

IV. – Проведём тест на соответствие.



1.Сравнение Сопоставление одного предмета с другим по какому-либо признаку

Анафора Единоначатие

Перифраз Замена слова иносказательным выражением

Эпитет Художественное определение

Эпифора Повторение конечных слов

Эллипсис Пропуск отдельных слов



V. – Определите, какие стилистические фигуры или тропы встречаются в данных отрывках.

1. Я три тарелки съел. (И. Крылов)

2. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. (А. Фет)

3. Лишь одно узнал он горе, Лишь одну печаль изведал.

4. Рот величиной с арку главного штаба.

5. Горька работа, да сладок хлеб.

6. Все флаги в гости будут к нам.

7. Люблю я пышное природы увяданье.

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

9. Игру его любил творец Макбета.

10. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.

VI. – Один из самых сильных поэтических приёмов – это звукопись. Она достигается искусной фонетической организацией речи.

  • Сравните представленные примеры.

  • Определите, какие звуки настойчиво повторяются.

1. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев)

- Перед нами пример ассонанса – повторение одинаковых или сходных гласных звуков.

у-у-у-у-у-у

у-у-у-у-у

Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение лёгкой грусти, нежности. Дело в том, что гласные звуки задают тон речи, наполняют её звучанием, мелодичностью.

2. По небу голубому Проехал грохот грома. (С. Маршак)

р-р-р

- Это пример аллитерации – повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

3. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

в-в-в-в

Величавый возглас волн.

в-в-в-в

Близко буря. В берег бьётся

б-б-б-б

Чуждый чарам чёрный чёлн.

ч-ч-ч-ч

(К. Бальмонт)

- Повтор того или иного звука придаёт стихам выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Такой приём очень часто применяют многие поэты.

VII. Работа с текстом.

1 группа

«Русские таланты».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!