Тема урока: Урок-практикум «Средства выразительности языка».
Тип урока: урок повторительно-обобщающий.
Цель урока: повторить известные учащимся средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста.
Образовательные:
Учащиеся должны знать средства языковой выразительности.
Учащиеся должны уметь: распознавать средства художественной выразительности, а также стилистические фигуры, определять их функции и использовать средства языковой выразительности в своей речи.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание).
Развивать навыки устной и письменной деятельности.
Воспитывающие:
Прививать навыки НОТ (обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, беречь время).
Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
Воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку, потребность в использовании художественного слова, патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, уважение к старшему поколению.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский.
Форма организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: таблицы, карточки, иллюстрации, ИКТ.
Хронометраж урока:
Организационный момент – 1 минута.
Постановка цели урока – 2 минуты.
Актуализация ранее изученных знаний о средствах языковой выразительности – 6 минут.
Формирование темы урока – 1 минута.
Работа в группах – 5 минут.
Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий – 25 минут.
Подведение итогов урока – 3 минуты.
Домашнее задание – 2 минуты.
Ход урока:
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Рапорт дежурного. Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Постановка цели урока.
- Ребята! Чему мы должны научиться на уроке? (Повторить известные нам средства языковой выразительности, продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста).
III. Актуализация ранее изученных знаний о средствах художественной выразительности.
- Ребята! Приведите примеры средств художественной выразительности.
- Какие стилистические фигуры или фигуры речи вы знаете?
Работа в группах.
(Класс заранее разделён на группы по способностям).
1 группа.
- Что такое тропы? Назовите их, определите их функции.
1. Троп – это оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.
2. Эпитет – это художественное определение, подчёркивающее какой-либо признак предмета или явления, являющееся в предложении определением или обстоятельством.
Например: А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М. Горький)
3. Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве.
Например: Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета. (А.С. Пушкин)
4. Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Например: пышное золото осеннего леса.
5. Разновидности метафоры.
Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ.
И костёр, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами…
Овеществление – это уподобление живых существ неодушевлённым предметам.
Передние ряды задерживались, задние становились всё гуще, и текучая людская река останавливалась.
6. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Например: Не то на серебре – на золоте едал. (А.С. Грибоедов)
2 группа
1. Синекдоха – один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
Например: А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский)
2. Гипербола – это средство художественной изобразительности, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.
Например: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
3. Литота – троп, противоположный гиперболе, художественный приём, основанный на преуменьшении предмета или явления.
Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
4. Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия.
Например: Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила. (Ф. Тютчев)
5. Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
Например: Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши. (И.А. Крылов)
6. Перифраз – это замена слова иносказательным описательным выражением.
Например: Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов).
3 группа
Стилистические фигуры.
1. Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков.
Например: Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
2. Антитеза – противопоставление.
Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)
3. Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение.
Например: Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
4. Инверсия – это нарушение обычного порядка слов.
Например: Вышел месяц ночью тёмной.
5. Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.
Например: горькая радость, звонкая тишина.
6. Синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Например: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.
7. Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах.
Например: У Елены беда тут стряслась. Большая.
8. Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков.
Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
9. Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, чаще всего глагола.
Например: Татьяна в лес, медведь за нею. (А. Пушкин)
4 группа
Стилистические фигуры или риторические фигуры.
1. Риторические обращения – это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин)
2. Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.
Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В. Гоголь)
3. Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Например: Нет, я хотел… быть может, вы… я думал… (А.С. Пушкин)
4. Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами.
Например: И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин)
Фонетические средства языковой выразительности.
1. Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
2. Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
3. Звукопись – один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта.
4. Фоника – звуковая организация художественной речи.
5. Звуковые повторы – повтор сочетаний звуков.
6. Ритм – повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.
7. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит.
IV. – Проведём тест на соответствие.
1.Сравнение Сопоставление одного предмета с другим по какому-либо признаку
Анафора Единоначатие
Перифраз Замена слова иносказательным выражением
Эпитет Художественное определение
Эпифора Повторение конечных слов
Эллипсис Пропуск отдельных слов
V. – Определите, какие стилистические фигуры или тропы встречаются в данных отрывках.
1. Я три тарелки съел. (И. Крылов)
2. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. (А. Фет)
3. Лишь одно узнал он горе, Лишь одну печаль изведал.
4. Рот величиной с арку главного штаба.
5. Горька работа, да сладок хлеб.
6. Все флаги в гости будут к нам.
7. Люблю я пышное природы увяданье.
8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
9. Игру его любил творец Макбета.
10. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.
VI. – Один из самых сильных поэтических приёмов – это звукопись. Она достигается искусной фонетической организацией речи.
Сравните представленные примеры.
Определите, какие звуки настойчиво повторяются.
1. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев)
- Перед нами пример ассонанса – повторение одинаковых или сходных гласных звуков.
у-у-у-у-у-у
у-у-у-у-у
Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение лёгкой грусти, нежности. Дело в том, что гласные звуки задают тон речи, наполняют её звучанием, мелодичностью.
2. По небу голубому Проехал грохот грома. (С. Маршак)
р-р-р
- Это пример аллитерации – повторение одинаковых или сходных согласных звуков. Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.
3. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
в-в-в-в
Величавый возглас волн.
в-в-в-в
Близко буря. В берег бьётся
б-б-б-б
Чуждый чарам чёрный чёлн.
ч-ч-ч-ч
(К. Бальмонт)
- Повтор того или иного звука придаёт стихам выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Такой приём очень часто применяют многие поэты.
VII. Работа с текстом.
1 группа
«Русские таланты».