I.Организационный момент Цель: настрой на работу на уроке. | Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, проверяют на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль) |
II.Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного. | Посмотрите как разнообразны и прекрасны растения окружающие нас. Давайте вспомним: - Какие жизненные формы растений вы знаете? - На какие группы по продолжительности жизни делятся растения? - Из чего развивается новое растение? Просмотр видеофрагмента: Развитие семени. https://www.youtube.com/watch?v=BOJcrSzfAow Какие семена вызнаете? Слайд № 1,2,3,4. | Деревья, кустарники, кустарнички, травы однолетние, двулетние, многолетние из семени Двудольные, однодольные. | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
III Лабораторная работа “Строение семени” Цель: изучить строение семени фасоли и пшеницы. | “Строение семени фасоли” Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших зерна фасоли, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы. Слайд № 5,6,7. Ход работы: 1. Рассмотреть и устно описать внешний вид семени фасоли (форма,поверхность, величина). Где расположен рубчик? 2. Взять набухшее семя фасоли и отделить кожуру от зародыша. 3. Прикрепить в тетради снятую кожуру и зародыш (или зарисовать). 4. Взять целиком зародыш, рассмотреть его, найти 2 семяпочки, корешок, стебелек, почечку. 5. Показать основные части по схематическому рисунку. Какой вид имеет корешок, почечка, как их отличить? К какому органу зародыша при- крепляются семядоли? 6. В тетради прикрепить (или зарисовать) по отдельности 2 семядоли и остальные 3 части зародыша вместе. Написать их названия. Какой орган зародыша является самым крупным? Почему семядоли толстые и большие? Каково строение зародыша? “Строение семени пшеницы” Слайд № 8,9,10. Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших сухих зерна пшеницы, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы. Ход работы: 1. Рассмотреть и устно описать внешний вид сухого семени пшеницы. Рассматривая представленный материал, ученики отвечают на сле- дующие вопросы: Какова поверхность, цвет зерна? Каков размер? 2. Разрезать набухшее целое зерно по бороздке на 2 половины и рассмотреть в лупу. Найти кожуру, эндосперм, зародыш. Какая часть зерна занимает больше места? Где расположены зародыш и эндосперм? А теперь давайте поговорим о многообразии семян. Перечислите и запишите в тетради семена растений которые вы знаете. СЛАЙД № 11,12,13. | Учащиеся выполняют лабораторную работу. Учащиеся называют семена и записывают в тетради. | Структурирование знаний; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
IV. Закрепление Цель: закрепить полученные знания. | Давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? А чем они различаются? | Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш. Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить. | |
VI. Итог Цель: оценивание полученных знаний. | Теперь сделайте вывод и подведите итог нашего урока. СЛАЙД № 14. | Учашиеся делают вывод. Вывод: Семена растений имеют плотный покров – кожуру. Она защищает семя от повреждений, высыхания, Проникновения микробов и от преждевременного старения. Семена растений имеют плотный покров – кожуру. Она защищает семя от повреждений, высыхания, Проникновения микробов и от преждевременного старения. На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенкам плода. На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенкам плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через него внутрь семени проникает вода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через него внутрь семени проникает вода. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение. Цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями называют двудольными, а с одной семядолей- однодольными. Цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями называют двудольными, а с одной семядолей- однодольными. | Понимание и адекватная оценка полученных знаний. |