Актуализация и пробное учебное действие (3 мин.) | Сравнение текстов разных типов речи на одну тему. Анализ типов текста на основе прежних знаний | -Итак, всё готово. Давайте вместе рассмотрим три небольших текста. (тексты появляются на экране, либо записаны на доске, либо зачитываются устно) На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. Дождь начался внезапно. Сначала на горизонте появилась небольшая тучка, которая быстро пробежала по небу и закрыла солнце. За ней двинулись тёмные, тяжёлые тучи и быстро заполонили полнеба. Подул ветер, что-то грохнуло вдали, и с неба полились потоки, как будто внезапно опрокинули бочку воды. Кто-то не любит дождь, а я очень люблю. Особенно мелкий, моросящий. Сквозь сетку дождя всё вокруг выглядит немного нечётко, размыто, и в этом есть своя неповторимая прелесть. Капельки нежно касаются лица, будто целуют. Становится свежо. Я очень люблю гулять во время такого дождя. -Что общего в этих текстах? Чем они отличаются? Понятно, что у них разный объём, в них использованы разные художественные средства. Чем они отличаются в самом общем виде? Учитель даёт учебное задание, с помощью вопросов подводит обучающихся к формулировке «Типы речи» (тексты: 1-описание, 2-повествование, 3-рассуждение) | Читают тексты, обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в диалоге | фронтальная |
Постановка целей и задач (2 мин.) | Создание проблемной ситуации. Конкретизация содержания темы с помощью формулировки целей учебной деятельности | - Мы с вами рассмотрели тексты на одну тему, но разных типов речи. Как вы думаете, что необходимо для создания таких текстов? Обязательно ли быть писателем? Какие цели можно поставить на нашем занятии о типах речи? (повторение типов речи, создание текста, то есть проба пера) Учитель ведёт диалог, подводящий школьников к формулированию целей учебной деятельности | Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учителем | фронтальная |
Включение в систему знаний и повторение (7 минут: 3+4) | Обобщение знаний. Сравнительный анализ текстов. Комментирование во внешней речи. | -Одной из целей, которую мы с вами сформулировали, является повторение типов речи. Сделаем мы это с помощью анализа небольших текстов. Будем работать в парах. Задание на карточке, которая выдаётся на каждую парту. Прочитайте его и выполните. (Можно дополнительно вывести задание на экран) Работаем в парах! Задание: 1) прочитайте тексты и определите, какой тип речи в них используется; 2) приготовьтесь доказать своё мнение в устном выступлении перед классом; 3) решите, кто из пары будет отвечать устно (возможно, что выступят оба участника по разным текстам); 4) время работы в паре 3-4 минуты. 1 вариант 1. Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза у неё были хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось - вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом. (В. Дмитриева) 2. Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там у нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казенного обеда. И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! (В. Дуров) 2 вариант 1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Н. Гоголь) 2. Вспоминаю своих первых жильцов. Они приехали на больших грузовых машинах и привезли с собой мебель и одежду, кошек и собак, а один - даже попугая. Все были так счастливы, знакомились и смеялись, называли друг друга соседями. Скоро мебель во всех квартирах была расставлена, на кухнях появился приятный запах еды. По вечерам в моих окнах стал загораться свет. С тех пор в моём дворе играют дети и гуляют взрослые. 3 вариант 1.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря Бово Д'Антона, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена. 2.Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости Их и кормит и поит И ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?" Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, Торговали мы конями, Всё донскими жеребцами, А теперь нам вышел срок - И лежит нам путь далёк: Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана..." (А.С. Пушкин) 4 вариант 1. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В - третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. 2. Кирпич – это один из самых долговечных, прочных материалов. Он обладает высокой огнестойкостью, поэтому является наиболее распространенным строительным материалом. Кирпичи укладывают длинной стороной вдоль стены и называют ложками или короткой – поперек стены и называют тычками. Промежутки между кирпичами – швы – заполняют раствором. Конечно, кирпичная кладка, может быть совершенно разной. От этого во многом зависит неповторимый образ каждого дома. Ответы: 1 вар.-описание, повествование; 2 вар.-описание, повествование; 3 вар.-рассуждение, повествование; 4 вар.-рассуждение, описание Учитель организует работу в парах. На карточках 4 варианта заданий. Через 3-4 минуты выступают те, кто справился за это время. -Время работы в парах закончено. Кто готов поделиться результатами работы? (Отвечают по одной паре от каждого варианта) | Последовательно выполняют задания по анализу текстов | парная |
Творческая практическая деятельность (20 минут) | Формирование рациональных способов применения знаний на практике. Составление связного текста. Письменная работа (или устное сочинение). | -А теперь попробуем выполнить следующую цель нашего урока, то есть самостоятельно создать текст определённого типа речи (по вашему выбору) -Вы можете выбрать тему из предложенных и написать небольшое сочинение, использовав подходящий для темы тип речи. Объём сочинения - примерно страница. Время работы – 20 минут. Примерные темы: Таинственное море Почему меня восхищает море? Однажды на берегу моря… Настоящий друг – это… Почему этого человека я считаю настоящим другом? Как друг пришёл на помощь другу Возможен вариант устного сочинения. Техника: даётся 7-10 мин. на обдумывание, подготовку, затем следуют устные выступления. Анализ выступлений, взаимооценку можно провести после всех выступлений (уложившихся в отведённое время). Можно устроить тайное или открытое голосование за понравившиеся выступления. Можно использовать темы, указанные выше, либо выбрать дополнительные темы (с учётом типов речи): Мой край родной Почему я люблю свой край (город, село, республику)? Заочное путешествие по моему родному краю Мой любимый школьный предмет Однажды в нашей школе… Зачем человек учится?..... | Самостоятельно создают текст определённого типа речи | индивидуальная |