СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Типы речи". 7 класс

Категория: Русский язык
Тема: 7. Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум предполагает не только повторение типов речи на основе предложенных текстов, но и создание собственного текста определённого типа речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Типы речи". 7 класс»

Белякова Наталья Фёдоровна,

учитель школы ВДЦ «Орлёнок»

Урок-практикум «Типы речи». 7 класс (2015 -16 уч.год)



Форма

Занятие-практикум с отрядом в предучебный день


Тип занятия по предмету

Развитие речи


Тема

Я учусь писать сочинение

Цель деятельности педагога

Повторить известные учащимся типы речи. Развивать умение создавать тексты разных типов речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение форм литературного языка (письменной и устной), типов речи (описание, повествование, рассуждение), их признаки, отличия друг от друга, определять принадлежность текста к тому или иному типу речи

Метапредметные: умение выбирать соответствующие языковые средства для решения коммуникативной задачи –самостоятельное создание текста

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение и анализ языковых явлений, систематизация и обобщение с помощью кластера, индивидуальная и парная

Оборудование и демонстрационный материал

Раздаточный материал (тексты разных типов речи), магнитная доска, таблички для составления кластера – часть учителей

Мультимедийный проектор, экран – часть учителей

Основные понятия

Литературный язык, типы речи, текст

Распределение времени занятия

Знакомство - 2 мин.

Актуализация (предъявление небольших текстов разных типов на одну тему, например, «Дождь», «Осень», «Книга»… Что общего? Чем различаются?) – 3 мин.

Целеполагание (Беседа по вопросам : Что необходимо для создания таких текстов? Обязательно ли для этого нужно быть писателем? Формулировка цели – повторение типов речи, создание текста, проба пера)-2 мин.

Включение в систему знаний и повторение (наблюдение над текстами разных типов –работа в парах, формулировка существенных признаков типов речи – составление кластера)- 7+ 4(кластер) мин.

Творческая практическая деятельность по созданию текста сочинения определённого типа речи (по выбору учащихся)- 20 мин.

Рефлексия деятельности ( Как связаны знания о типах речи и умение писать сочинения? Какие трудности были в вашей творческой деятельности на уроке? Что получилось хорошо?...)– 3 мин.

Темы для сочинений разных типов речи

Таинственное море

Почему меня восхищает море?

Однажды на берегу моря…

Настоящий друг – это…

Почему этого человека я считаю настоящим другом?

Как друг пришёл на помощь другу

…..



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражн.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимо

действия на уроке

Организационный этап


(2 мин.)


-Добрый день, ребята! Вы пришли на занятие по русскому языку. Меня зовут … Проверим вашу готовность к занятию. У всех есть ручки для работы? Нам понадобятся двойные листки (выньте из тетради). Подпишите на 1 строке: фамилия, имя (И.П.), лагерь, отряд, класс, в который вы записаны.

Знакомится, организует готовность к занятию

По просьбе учителя готовятся к занятию

индивидуальная

Актуализация и пробное учебное действие


(3 мин.)

Сравнение текстов разных типов речи на одну тему. Анализ типов текста на основе прежних знаний

-Итак, всё готово.

Давайте вместе рассмотрим три небольших текста. (тексты появляются на экране, либо записаны на доске, либо зачитываются устно)

  1. На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.

  2. Дождь начался внезапно. Сначала на горизонте появилась небольшая тучка, которая быстро пробежала по небу и закрыла солнце. За ней двинулись тёмные, тяжёлые тучи и быстро заполонили полнеба. Подул ветер, что-то грохнуло вдали, и с неба полились потоки, как будто внезапно опрокинули бочку воды.

  3. Кто-то не любит дождь, а я очень люблю. Особенно мелкий, моросящий. Сквозь сетку дождя всё вокруг выглядит немного нечётко, размыто, и в этом есть своя неповторимая прелесть. Капельки нежно касаются лица, будто целуют. Становится свежо.

Я очень люблю гулять во время такого дождя.

-Что общего в этих текстах? Чем они отличаются? Понятно, что у них разный объём, в них использованы разные художественные средства. Чем они отличаются в самом общем виде?

Учитель даёт учебное задание, с помощью вопросов подводит обучающихся к формулировке «Типы речи» (тексты: 1-описание, 2-повествование, 3-рассуждение)

Читают тексты, обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в диалоге

фронтальная

Универсальные учебные действия

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия, используя операции анализа, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Постановка целей и задач


(2 мин.)

Создание проблемной ситуации. Конкретизация содержания темы с помощью формулировки целей учебной деятельности

- Мы с вами рассмотрели тексты на одну тему, но разных типов речи.

Как вы думаете, что необходимо для создания таких текстов? Обязательно ли быть писателем?

Какие цели можно поставить на нашем занятии о типах речи?

(повторение типов речи, создание текста, то есть проба пера)

Учитель ведёт диалог, подводящий школьников к формулированию целей учебной деятельности

Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учителем

фронтальная

Универсальные учебные действия

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: строят небольшие высказывания

Включение в систему знаний и повторение


(7 минут: 3+4)

Обобщение знаний. Сравнительный анализ текстов. Комментирование во внешней речи.

-Одной из целей, которую мы с вами сформулировали, является повторение типов речи. Сделаем мы это с помощью анализа небольших текстов. Будем работать в парах. Задание на карточке, которая выдаётся на каждую парту. Прочитайте его и выполните.

(Можно дополнительно вывести задание на экран)

Работаем в парах!

Задание: 1) прочитайте тексты и определите, какой тип речи в них используется;

2) приготовьтесь доказать своё мнение в устном выступлении перед классом;

3) решите, кто из пары будет отвечать устно (возможно, что выступят оба участника по разным текстам);

4) время работы в паре 3-4 минуты.


1 вариант


1. Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза у неё были хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось - вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом. (В. Дмитриева)


2. Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там у нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казенного обеда.

И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! (В. Дуров)

2 вариант


1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Н. Гоголь)


2. Вспоминаю своих первых жильцов. Они приехали на больших грузовых машинах и привезли с собой мебель и одежду, кошек и собак, а один - даже попугая. Все были так счастливы, знакомились и смеялись, называли друг друга соседями. Скоро мебель во всех квартирах была расставлена, на кухнях появился приятный запах еды. По вечерам в моих окнах стал загораться свет. С тех пор в моём дворе играют дети и гуляют взрослые.

3 вариант


1.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря Бово Д'Антона, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.


2.Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовёт их в гости

Их и кормит и поит

И ответ держать велит:

"Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?"

Корабельщики в ответ:

"Мы объехали весь свет,

Торговали мы конями,

Всё донскими жеребцами,

А теперь нам вышел срок -

И лежит нам путь далёк:

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана..."

(А.С. Пушкин)





4 вариант


1. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В - третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.


2. Кирпич – это один из самых долговечных, прочных материалов. Он обладает высокой огнестойкостью, поэтому является наиболее распространенным строительным материалом. Кирпичи укладывают длинной стороной вдоль стены и называют ложками или короткой – поперек стены и называют тычками. Промежутки между кирпичами – швы – заполняют раствором. Конечно, кирпичная кладка, может быть совершенно разной. От этого во многом зависит неповторимый образ каждого дома.


Ответы: 1 вар.-описание, повествование; 2 вар.-описание, повествование; 3 вар.-рассуждение, повествование; 4 вар.-рассуждение, описание

Учитель организует работу в парах. На карточках 4 варианта заданий. Через 3-4 минуты выступают те, кто справился за это время.

-Время работы в парах закончено. Кто готов поделиться результатами работы?

(Отвечают по одной паре от каждого варианта)

Последовательно выполняют задания по анализу текстов

парная

Универсальные учебные действия

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа и сравнения

Регулятивные: контролируют учебные действия, распределяют по времени

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом учебных задач

Проверка понимания и закрепление

(4 мин.)

Формулирование основных признаков лингвистического понятия

- Подведём итог: выделим основные признаки каждого типа речи.

Составим кластер.

(составление кластера на экране, на доске, прикрепление табличек с помощью магнита)

Участвуют в составлении кластера, предлагая или выбирая из предложенных признаки типа речи

фронтальная

Универсальные учебные действия

Познавательные: осуществляют операции классификации и синтеза для решения учебных задач

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Творческая практическая деятельность

(20 минут)

Формирование рациональных способов применения знаний на практике. Составление связного текста. Письменная работа (или устное сочинение).

-А теперь попробуем выполнить следующую цель нашего урока, то есть самостоятельно создать текст определённого типа речи (по вашему выбору)

-Вы можете выбрать тему из предложенных и написать небольшое сочинение, использовав подходящий для темы тип речи.

Объём сочинения - примерно страница.

Время работы – 20 минут.

Примерные темы:

  • Таинственное море

  • Почему меня восхищает море?

  • Однажды на берегу моря…

  • Настоящий друг – это…

  • Почему этого человека я считаю настоящим другом?

  • Как друг пришёл на помощь другу




Возможен вариант устного сочинения. Техника: даётся 7-10 мин. на обдумывание, подготовку, затем следуют устные выступления. Анализ выступлений, взаимооценку можно провести после всех выступлений (уложившихся в отведённое время). Можно устроить тайное или открытое голосование за понравившиеся выступления. Можно использовать темы, указанные выше, либо выбрать

дополнительные темы (с учётом типов речи):

  • Мой край родной

  • Почему я люблю свой край (город, село, республику)?

  • Заочное путешествие по моему родному краю

  • Мой любимый школьный предмет

  • Однажды в нашей школе…

  • Зачем человек учится?.....

Самостоятельно создают текст определённого типа речи

индивидуальная

Универсальные учебные действия

Познавательные: соотносят тему сочинения и необходимый тип речи

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия деятельности

(3 мин.)


-Подведём итоги.

-Как связаны знания о типах речи и умение писать сочинения?

-Какие трудности были в вашей творческой деятельности на уроке?

-Что получилось хорошо?

Отвечают на вопросы, определяют уровень приобретённых знаний

Фронтальная, индивидуальная

Универсальные учебные действия

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание обучающихся за работу на уроке


Оценивание устных ответов на занятии, а также устных сочинений возможно зафиксировать с помощью цветных жетонов.

Оценивание письменных работ осуществляется по нормам оценивания








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!