Урок-практикум по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.
Тема урока: «Сатирические страницы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: урок-практикум
Форма работы: работа в микрогруппах
Цель урока: в ходе урока подвести учащихся к мысли об очистительной роли нечистой силы, призванной уничтожить зло, чтобы восстановить справедливость
Задачи:
работая над текстом романа, выяснить пороки и их носителей, против которых выступает автор;
анализируя образный ряд, выявить зловещие отблески 30-х годов;
подытоживая практическую работу, установить, зло или добро вершит сатана.
Оборудование:
на доске – эпиграф к роману:
… так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете «Фауст»
распечатки таблицы с незаполненными графами « Проделки преступной шайки Воланда»
Вступительное слово учителя:
- Роман М.А. Булгакова многоплановый по своей структуре и, несмотря на фантастичность сюжета, благодаря идейно-художественному подтексту глубоко современен и актуален. Сегодня вам предстоит обратиться к сатирическому пласту романа, чтобы ответить на философские вопросы: « Если зло вершится во имя добра, значит, оно и есть добро? Но мы помним, как непримиримы Иешуа и дьявол. Может ли зло обернуться добром, а добро – злом? Или они неразделимы, как свет и тьма?»
II. Практическая работа в группах по заполнению таблицы «Проделки преступной шайки Воланда»:
№ | Кто? | За что? | Как? |
1. | Михаил Александрович Берлиоз – председатель правления МАССОЛИТа | Безверие, атеизм, навязывание своей точки зрения, отказ в признании несомненного таланта поэта Ивана Бездомного | Отрезало голову трамваем. В его квартире поселился Воланд со своей свитой. |
2. | | Известнейший поэт, а пишет плохие стихи. Не верит ни в Бога, ни в черта. | |
3. | | | Выкинули ко всем чертям в Ялту. |
4. | Никанор Иванович Босой – председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице | | Арестован. |
5. | | Врет по телефону, хамит. | Азазелло и Бегемот избили в туалете. Гелла поцеловала и превратила в вампира-наводчика. |
6. | | Мечтал о снятии Степы Лиходеева с работы, а может, еще чего «похуже». | |
7. | Аркадий Аполлонович Семплеяров – председатель Акустической комиссии московских театров | | |
8. | | Чертыхался, вот и добился своего. Пыль в глаза пускает – ничем не занят. | |
9. | Городской зрелищный филиал в Ваганьковском переулке | Заорганизованность. Заведующий филиалом страдал манией организации всякого рода кружков, очки втирал начальству. | |
10. | Публика Варьете. | | |
11. | | | Отправлен в Киев, чтобы не мечтал о квартире в Москве. |
12. | | Чинуша, не расстается с портфелем. Деньги сулил Наташе, чтобы соблазнить ее. Бюрократ до мозга костей: требует удостоверение, что провел ночь у Сатаны. | |
13. | | | Марго-ведьма разгромила его квартиру. |
14. | Барон Майгель | Наушник и шпион | |
15. | | Втерся в доверие к мастеру. Написал на него донос о том, что тот будто бы хранит нелегальную литературу, с целью отобрать квартиру. | |
16. | Аннушка – «Чума» | | |
17. | | | Бегемот оторвал голову. |
18. | | Исполнительный службист, аккуратный, старательный. | Арестован. |
19. | | Изнывал от любопытства, подглядывая в замочную скважину. Рассказывал об аресте Босого, захлебываясь от удовольствия. | Арестован. |
20. | | | «Это был единственный, или один из единственных , случай, когда стрельба оказывалась совершенно недействительной». |
21. | Торгсин на Смоленском рынке | | Пожар |
22. | Ресторан Грибоедов | | Пожар |
23. | | | «…был развязан и возвращен владелице, хлебнув, правда, горя, узнав на практике, что такое ошибка и клевета». |
24. | Гражданин Парчевский | | Публичное разоблачение в Варьете. |
25. | | | Мрачное пророчество: умрет в феврале будущего года от рака печени. |
III. Вопросы для обсуждения:
Против кого и чего направлен саркастический смех автора? (Против безнравственности, хамства, взяточничества, алчности, бюрократизма, очковтирательства, карьеризма – тех пороков, с которыми не может справиться и современное общество).
Какие ключевые слова передают цепенящую атмосферу тоталитарного режима? (Аресты, доносы, исчезновение людей, соглядатаи, шпионы, «квартирный вопрос»).
Согласны ли вы с эпиграфом, что сатана творит добро? ( Сатана по своей природе не может творить добро, он может наказывать, уничтожать, разрушать, выжигать пороки, тем самым очищая мир, но не спасая души людей. Спасение людей – в любви, вере и милосердии).
Домашнее задание:
Какие традиционные приемы сатирического изображения использовал М.А.Булгаков в своем романе? Сравните сатирические образы М.А.Булгакова с героями Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
С кем из героев романа вы хотели бы побеседовать о природе добра и зла, об их единстве и неслиянности – с Иешуа или Воландом? Почему?