СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум в 11 классе "Сатирические страницы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе практической работы старшеклассники определяют пороки и их носителей, беспощадно высмеянных  автором. Вслед за обличением зла неотвратимо следует наказание.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум в 11 классе "Сатирические страницы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Урок-практикум по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.

Тема урока: «Сатирические страницы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-практикум

Форма работы: работа в микрогруппах

Цель урока: в ходе урока подвести учащихся к мысли об очистительной роли нечистой силы, призванной уничтожить зло, чтобы восстановить справедливость

Задачи:

  1. работая над текстом романа, выяснить пороки и их носителей, против которых выступает автор;

  2. анализируя образный ряд, выявить зловещие отблески 30-х годов;

  3. подытоживая практическую работу, установить, зло или добро вершит сатана.

Оборудование:

  1. на доске – эпиграф к роману:


… так кто же ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

Гете «Фауст»


  1. распечатки таблицы с незаполненными графами « Проделки преступной шайки Воланда»


  1. Вступительное слово учителя:

- Роман М.А. Булгакова многоплановый по своей структуре и, несмотря на фантастичность сюжета, благодаря идейно-художественному подтексту глубоко современен и актуален. Сегодня вам предстоит обратиться к сатирическому пласту романа, чтобы ответить на философские вопросы: « Если зло вершится во имя добра, значит, оно и есть добро? Но мы помним, как непримиримы Иешуа и дьявол. Может ли зло обернуться добром, а добро – злом? Или они неразделимы, как свет и тьма?»

II. Практическая работа в группах по заполнению таблицы «Проделки преступной шайки Воланда»:

Кто?

За что?

Как?

1.

Михаил Александрович

Берлиоз – председатель правления МАССОЛИТа

Безверие, атеизм, навязывание

своей точки зрения, отказ

в признании несомненного таланта поэта Ивана Бездомного

Отрезало голову трамваем. В его квартире поселился Воланд со своей свитой.

2.


Известнейший поэт, а пишет плохие стихи. Не верит ни в Бога, ни в черта.


3.



Выкинули ко всем чертям в Ялту.

4.

Никанор Иванович Босой –

председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице


Арестован.

5.


Врет по телефону, хамит.

Азазелло и Бегемот избили в туалете. Гелла поцеловала и превратила в вампира-наводчика.

6.


Мечтал о снятии Степы Лиходеева с работы, а может, еще чего «похуже».


7.

Аркадий Аполлонович

Семплеяров – председатель Акустической комиссии московских театров



8.


Чертыхался, вот и добился своего. Пыль в глаза пускает – ничем не занят.


9.

Городской зрелищный филиал в Ваганьковском переулке

Заорганизованность. Заведующий филиалом страдал манией организации всякого рода кружков, очки втирал начальству.


10.

Публика Варьете.



11.


Отправлен в Киев, чтобы не мечтал о квартире в Москве.

12.


Чинуша, не расстается с портфелем. Деньги сулил Наташе, чтобы соблазнить ее. Бюрократ до мозга костей: требует удостоверение, что провел ночь у Сатаны.


13.



Марго-ведьма разгромила его квартиру.

14.

Барон Майгель

Наушник и шпион


15.


Втерся в доверие к мастеру. Написал на него донос о том, что тот будто бы хранит нелегальную литературу, с целью отобрать квартиру.


16.

Аннушка – «Чума»



17.



Бегемот оторвал голову.

18.


Исполнительный службист, аккуратный, старательный.

Арестован.

19.


Изнывал от любопытства, подглядывая в замочную скважину. Рассказывал об аресте Босого, захлебываясь от удовольствия.

Арестован.

20.



«Это был единственный, или один из единственных , случай, когда стрельба оказывалась совершенно недействительной».

21.

Торгсин на Смоленском рынке


Пожар

22.

Ресторан Грибоедов


Пожар

23.



«…был развязан и возвращен владелице, хлебнув, правда, горя, узнав на практике, что такое ошибка и клевета».

24.

Гражданин Парчевский


Публичное разоблачение в Варьете.

25.



Мрачное пророчество: умрет в феврале будущего года от рака печени.


III. Вопросы для обсуждения:

  1. Против кого и чего направлен саркастический смех автора? (Против безнравственности, хамства, взяточничества, алчности, бюрократизма, очковтирательства, карьеризма – тех пороков, с которыми не может справиться и современное общество).

  2. Какие ключевые слова передают цепенящую атмосферу тоталитарного режима? (Аресты, доносы, исчезновение людей, соглядатаи, шпионы, «квартирный вопрос»).

  3. Согласны ли вы с эпиграфом, что сатана творит добро? ( Сатана по своей природе не может творить добро, он может наказывать, уничтожать, разрушать, выжигать пороки, тем самым очищая мир, но не спасая души людей. Спасение людей – в любви, вере и милосердии).


  1. Домашнее задание:

  1. Какие традиционные приемы сатирического изображения использовал М.А.Булгаков в своем романе? Сравните сатирические образы М.А.Булгакова с героями Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  2. С кем из героев романа вы хотели бы побеседовать о природе добра и зла, об их единстве и неслиянности – с Иешуа или Воландом? Почему?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!