Аннотация.
Данное занятие по истории «Использование информационных технологий при работе с историческим текстом «Повесть временных лет», направленно на развитие исторического мышления обучающихся на основе работы с историческим источником «Повесть временных лет» с применением педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного обучения и технологии формирования исследовательских умений у обучающихся с использованием ИКТ. Урок построен на практическом методе обучения, преимущество отдается частично-поисковым и репродуктивным методам. Деятельность преподавателя специфична. Спланировав работу обучающихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Урок-практикум по теме:
«Развитие исторического мышления обучающихся на основе работы
с историческим источником «Повесть временных лет»
преподаватель истории и обществознания
Полякова Татьяна Дмитриевна
Кожевниково 2017
План урока-практикума
Организационный момент
Фронтальный опрос.
Практическая работа с источником «Повесть временных лет».
Использование ИКТ при работе с историческим текстом
Проверка результатов работы
Общие выводы по учебному занятию:
Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент урока оформлен как эксперимент. (7 минут)
Преподаватель просит выйти из аудитории 2 обучающихся. После их выхода присутствующим предлагается слайд с репродукцией любой сюжетной картины (в данном случае картины Б. Иванова «Юрьев день») Слайд 2 После минутного просмотра изображение закрывается, в класс приглашается один из вышедших из класса обучающихся, а любой из оставшихся обучающихся или выбранный заранее обучающийся описывает ему ранее увиденную картину по памяти. Затем заходит третий обучающийся (второй из вышедших) и уже второй обучающийся воспроизводит услышанное от первого описание картины. После услышанного от третьего обучающегося описания преподаватель еще раз предлагает просмотреть изображенный на картине сюжет и предлагает обучающимся сформулировать вывод эксперимента.
Вывод по эксперименту: (Слайд 3)
А) эксперимент показал, что информация, полученная не из первоисточников, а через посредников является:
- недостоверной, искаженной
- неполной, недостаточной.
Б) Для получения более достоверной информации необходимо знакомиться с первоисточником (событием, фактом), а не с его интерпретацией. Преподаватель знакомит присутствующих с понятием «интерпретация» - разъяснение, толкование. (Слайд 4, 5). Отмечает, что интерпретация стоит между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом. Лучше, если исследователь будет знакомиться с первоисточником - документом, составленным непосредственно во время совершения события.
2. Фронтальный опрос. (8 минут)
Преподаватель: Из каких источников мы знакомимся с историей нашей страны?
Обучающиеся называют учебники, интернет-ресурсы, хрестоматии, мемуары…
преподаватель: Назовите имена известных вам историков, российских ученых?
Обучающимися могут быть названы имена Карамзина и Татищева, Ключевского и Соловьева, Рыбакова и Скрынникова, Сахарова и Левандовского…(Слайд 6-11)
Преподаватель: Можно ли предположить, что оценки исторических фактов у разных историков будут отличаться? От чего это зависит, чем это обусловлено? Что можно сделать, чтобы получить максимально достоверную информацию?
Предполагаемый ответ обучающихся: Можно. В разных системах взглядов, в разные исторические эпохи один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Это зависит от господствующей идеологии в государстве, уровня развития науки, субъективных предпочтений историков и т.д.
3. Практическая работа с источником «Повесть временных лет».
Преподаватель отмечает, что основным источником для изучения истории Древней Руси и древних славян выступает «Повесть временных лет». Основная трудность при работе с текстом - лингвистическая. «Повесть» излагается на старославянском языке, и в первоначальном виде может быть понятна только специалистам. Учитель предлагает заслушать сообщения учащихся о кириллице и глаголице – старославянских азбуках. (Слайд 12) (7 минут)
Преподаватель сообщает, что современный и доступный перевод предложил академик Лихачев. "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. (Слайд 13)
Обучающиеся зачитывают вслух летописные фрагменты из «Повести временных лет». (10 минут)
Раздаточный материал:
1)Так начнем повесть сию.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. [1. abc-people.com. Повесть временных лет электронный ресурс]
2)Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.[1. abc-people.com. Повесть временных лет электронный ресурс]
3)По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".[1. abc-people.com. Повесть временных лет электронный ресурс]
4) В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. [1. abc-people.com. Повесть временных лет электронный ресурс]
Вывод по работе с текстом: После знакомства с историческим источником обучающиеся убедились, что часть информации для них оказалась непонятна и требует пояснения. Прочтение текста показало, что необходимо разъяснение многих понятий, имен, дат упоминаемых в «Повести временных лет»
4. Использование ИКТ при работе с историческим текстом
Преподаватель предлагает обучающимся разделиться на группы по 2-3 человека для работы в малой группе с использованием ИКТ. Каждая из групп выполняет задания по прочитанному тексту, самостоятельно ищет объяснение и современную трактовку терминов, понятий, событий в Интернет-источниках. (Слайд 15)
1 группа – определите современные названия географических объектов, упоминаемых автором «Повести временных лет».
2 группа – Откуда пришли славяне, где находилась их историческая родина?
3 группа – Как проходил путь «Из Варяг и Греки»? Покажите его на карте.
4 группа – Кто такой Андрей Святой?
5 группа – Что (кто) такое (ой) «Русь»?
6 группа – Что означают слова Нестора о дани «по белке с дыма», «по мечу от дыма».
7 группа – почему в «Повести» автор приводит две даты одновременно, а не одну»?
На выполнение работы предлагается 20 минут.
5. Проверка результатов работы (20 минут) (Слайд 15, 16) Примерные (краткие) ответы:
1 группа: Варяжское море – Балтийское, Царьград (Константинополь) – Стамбул, Хвалисское море – Каспийское, Понтийское море (Русское) – Черное, Угорская земля – Венгрия.
2 группа – Славяне пришли с Дуная, с запада, в результате Великого переселения народов.
3 группа – Путь «Из Варяг в Греки» соединял море Балтийское и море Черное и проходил с севера на юг через Двину, которая впадает в Ладожское озеро, затем по реке Волхов в озеро Ильмень, далее по реке Ловати, затем необходимо волоком тянуть до реки Днепр, и по реке Днепр можно было спуститься к Черному морю
4 группа – Андрей Святой – первый креститель Руси, один из апостолов Христа, распятый на кресте за свою миссионерскую деятельность римлянами. Славяне почитали святого, орден Андрея Первозванного сегодня является высшей наградой России.
5 группа – Нестор называет «Русью» варяжскую дружину, которая пришла вместе с Рюриком в Новгород, куда их пригласили сами новгородцы. Варягов (русь) призвали владеть и править Новгородом, т.к. сами славяне находились в междоусобицах и вражде.
6 группа – дань на Руси собиралась с каждого отдельного дома, т.е. «дыма», т.е. применялось подворное обложение, которое только в 18 в. сменят на подушную подать: налог будут брать не с каждого дома, а с каждого отдельно человека. Брать «белкой», значит брать налог пушниной.
7 группа – Одновременно даты в «Повести» используются, т.к. до крещения Руси применялось летоисчисление «От сотворения мира», а позже будет использоваться «От рождества Христова», разница между летоисчислениями составляет 5508 лет.
6. Общие выводы по учебному занятию: (5 минут) (Слайд 17)
При изучении истории мы чаще всего сталкиваемся не с фактами, а с интерпретацией фактов;
Для получения максимально объективного мнения необходимо знакомство с первоисточником, а не с многочисленными интерпретациями этого источника;
Изучение первоисточников позволяет увидеть события такими, какими их видели современники, а не многочисленные историки-посредники.
Полученные выводы так же являются интерпретацией истории, только в ее современном понимании;
Понимание источников затруднено сложностью изложения, это требует определенных усилий при прочтении и понимании текста.
Домашнее задание: Познакомиться с летописными рассказами «Повести временных лет» о Кирилле и Мефодии, о крещении Руси, о походах Олега. Дать анализ и оценку этим историческим событиям.
Список литературы.
abc-people.com. Повесть временных лет.
ext.spb.ru›Электронный журнал Экстернат.РФ›