СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок: «Правление князя Владимира. Принятие христианства». История России. 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важная цель урока- показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства. 

Просмотр содержимого документа
«Урок: «Правление князя Владимира. Принятие христианства». История России. 6 класс»

Урок: «Правление князя Владимира. Принятие христианства».

История России. 6 класс


Цели и задачи урока:

- охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления и результаты внутренней и внешней политики князя.

- показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины принятия христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства для развития Руси

- создать ситуацию успеха, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, учить прослеживать причинно-следственные связи, создать условия для развития умений: работать с картой, текстом учебника и документом, публично выступать, формулировать свою точку зрения

- способствовать: воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.


Оборудование:

учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса основной школы, 11-е изд. Москва, «Просвещение», 2011.

компьютер, мультимедийное устройство, экран

презентация

русские былины

раздаточный материал: документы

историческая карта «Киевская Русь»


Ход урока.

  1. Оргмомент. Актуализация опорных знаний по теме «Первые киевские князья».

  1. Вступительное слово учителя (сл.2)

  2. Фронтальный опрос:

- Над какой темой мы с вами работаем?

- Когда и где возникло Древнерусское государство?

- Откуда мы узнаем о том, что происходило более 1000 лет назад?

- Назовите первых русских князей и время их правления (слайд 3)

- А теперь покажите знание летописи. О каких событиях повествует летописец? (сл.4)

- Поработаем с понятиями изученной темы. Путаница: какие понятия зашифрованы в этих словах? (сл.5)

- Попробуйте составить из этих понятий логическую цепочку, объясните понятие и свой выбор.

- Какие племена платили дань киевскому князю в сер.10 в.? Тест: на правильный ответ - поднимаем руку (сл.6)

- А теперь внимание на карту: о чём она нам рассказала? (сл.7, анимированная карта)

- Русский историк 19 в. Н.М.Карамзин сравнивал Святослава с Александром Македонским: что сближает этих исторических деятелей, что отличает, правомерно ли это сравнение?


  1. Изучение нового материала.


  1. Начало правления Владимира.

Отправляясь в последний поход на Дунай, Святослав оставил в Киеве старшего сына Ярополка (сл.8). Второй сын – Олег – отправился в беспокойную древлянскую землю. Третьего сына – Владимира, рождённого ключницей Малушей, Святослав отослал в Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир.

Каким человеком предстает перед нами Владимир?

(ответы: жестокий, братоубийца, стремится к власти, многоженец и т.д.)

-А каким остался Владимир в памяти народа? Вспомните русские былины.


Все люди идут, да похваляются:
„Вот у нас есть солнышко Владимир князь,
„Владимир князь стольно-Киевский:
„Нет таковаго во всей Руси
(славный, ласковый, Красное Солнышко, батюшка)

Мы видим явное несовпадение. И нам надо в этом разобраться. Тема нашего урока «Правление Владимира. Принятие христианства.»

Мы должны выяснить, почему в русских былинах Владимир назван Владимир Красное Солнышко, православные называют князя – Святой, а историки – Великий (сл.12)

Для этого мы познакомимся с внутренней и внешней политикой князя. Уч-ся записывают тему урока и годы правления кн. Владимира.


  1. Древнерусское государство при Владимире.

А) Подчинение племен.

Правление Владимира - 980-1015 гг. После гибели Святослава Киеву перестали подчинять вятичи, радимичи, булгары стали теснить русских купцов на Волге, варяжская дружина запросила дань. Тогда Владимир отослал варягов и набрал дружину из народа. И этот факт нашёл отражение в русских былинах в образах Ильи Муромца и Микулы Селяниновича. В гриднице часто вел беседы с дружиной, там же – пиры. И с верной дружиной начал Владимир наводить порядок в своём государстве: вновь подчинил вятичей , радимичей, возглавил поход на Волжскую Булгарию и заключил мир на выгодных условиях, завоевал северо-западные земли (сл.13).

Появляется и новое направление во внешней политике – западное. Начав войну с Польшей, Владимир завоевал земли волынян и дулебов (Червенская Русь), белых хорватов.

Таким образом, под властью киевского князя оказались все восточнославянские племена (сл.13).

Управлять огромной державой было трудно: власть была слаба и с юга постоянно нападали печенеги.

Б) Оборонительная система.

На южных рубежах Владимир приказал возвести мощную оборонительную систему – Змиевы валы в 4 линии, а в глубине обороны – город-крепость Белгород (сл.14). Перед нами примерная реконструкция укреплений: земляные валы, стены с башнями и полые резонаторы для того, чтобы услышать врага: его приближение или попытку подкопа. Для заселения направлял Владимир жителей с территории всего государства, даже из далёкого Новгорода. Владимир сделал оборону южных границ делом всего населения страны.

По Днепру до Киева строили башни для сигнальных костров. До этого гонцам нужно было скакать 2 дня до Киева, а при помощи сигнальных костров уже через пару часов киевский князь знал, что у границ - враг.

Натиск печенегом был остановлен и на Руси установился мир и порядок.

В) Укрепление власти.

Владимир укрепил систему управления страной. В разные города и земли Руси направил княжить 12 сыновей, которые ему подчинялись. Начал чеканить первую собственную монету: златники и сребреники. Укрепил международный авторитет Руси: заключал династические браки своих детей с членами династий Византии, Польши, Швеции и Германии.

- Какие мероприятия провёл Владимир? В чём значение его деятельности?

(Сл.15.Уч-ся делают записи в тетради или в рабочих листах)


  1. Крещение Руси.

Беседа: - Почему Владимир принял решение крестить Русь?

Ещё в 980 г. приказал Владимир свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом (сл.16).Тем самым, жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди божеств, так же, как киевский князь среди славян. Но князь не достиг своей цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна. Владимир понял – необходима вера в одного и единого бога. И обратился князь к опыту соседних стран.

Беседа: - Какие вероисповедания существовали в соседних с Русью государствах?

Летописец рассказывает о том, как прибыли к Владимиру посланцы разных стран – христианские священники из Византии из Европы, иудейские раввины из Хазарии (сл.17). Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. После этого отправил Владимир своих послов в разные страны – посмотреть, как на самом деле устроено богослужение, какие порядки там приняты. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской службе. И остановил Владимир выбор на православии. Так летописец объясняет нам, почему Владимир выбрал византийское христианство.

Беседа: - Но только ли это могло стать причиной выбора православного христианства? (уч-ся указывают на давние связи Руси с Византией)

Первым должен был креститься Владимир. Это событие изображено на картине Васнецова «Крещение Владимира» (сл.18)

- Где, при каких обстоятельствах, когда это произошло? Обратимся к тексту учебника стр.41-42. Найдите и зачитайте ответ.

Вернувшись домой в сопровождении греческих священников, Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей, а затем – Русь, киевлян (сл.19).(Уч-ся записывают дату крещения Руси или работают в рабочих листах). Летописец Нестор рассказывает о крещении Руси.

Работа уч-ся с документом 1 и отвечают на вопросы:

- Как поступил кн. Владимир с языческими идолами?

- Где и как крестили киевлян?

- Охотно ли киевляне расставались со старой верой?

Покорные княжеской воле люди принимали христианство, но еще долго в душе оставались язычниками. Сохранялось двоеверие, и до наших дней дошли языческие праздники: святки, Масленица, день Ивана Купалы. Те, кто не хотел креститься, бежали в отдаленные места и глухие леса. Долго еще ходили по русским городам и селам волхвы и кудесники, призывали народ не подчиняться киевскому князю и исполнять древние религиозные обряды. В 991 г. волхвы подняли языческий мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия (сл.20).

  1. Значение крещения Руси (беседа и работа с документом)

  1. Единая вера способствовала объединению русского государства и укреплению власти.

  2. Распространялась славянская письменность и грамотность на Руси.

  3. Русь приобщалась к византийской культуре: развивалась архитектура и иконопись. (Уч-ся работают с документом: отрывок из ПВЛ Нестора и отвечают на вопрос: «Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?») (сл.21).

  4. В прошлое уходили грубые языческие обычаи кровной мести, человеческих жертвоприношений, многожёнство

  5. Происходил подъем духовности Руси, появились первые монастыри.

  6. Установились равноправные отношения с другими государствами. (сл.22)


  1. Решение поставленной задачи.

Мы познакомились со временем правления Владимира. Можем ли мы ответить на вопрос:

- Почему в русских былинах Владимир назван именем Владимир Красное Солнышко? (создал славянскую дружину, остановил натиск печенегов)

- Почему историки называют Владимира Великим? (укрепил государство, княжескую власть, установил на Руси порядок и покой)

- Почему православные считают Владимира Святым? ( Крестил Русь)

(сл.23) (работа в тетради или в рабочих листах)

Сообщение «Икона Святого Владимира»

Николай Михайлович Карамзин писал: «Владимир с помощью злодеяний и наемников овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим… Он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные» (сл.24)

Память о Владимире живет. Его именем названы города. Во многих городах в честь князя поставлены памятники. В Новгороде в скульптурной композиции «1000-летие Руси» Владимир попирает ногой Перуна и простирает над Русью крест. Даже в Лондоне есть памятник нашему князю. В 18 в. Екатерина Великая учредила орден Святого Владимира, а в 1957 г. – Русская православная церковь (сл.25).


  1. Домашнее задание: параграф 5, вопросы и задания, работа в тетради.

  2. Выставление оценок

























Документы


«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» НЕСТОРА о Крещении Руси.

№1

«Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы, и приставил 12 мужей колотить его железами.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом».

На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, попы же совершали молитвы.»

  • Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

  • Где и как крестили киевлян?

  • Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

№2

«Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…»

  • Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!