СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Предмет химии. Вещества и их свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Предмет химии. Вещества и их свойства»

Технологическая карта урока

Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.,М Просвещение

Урок 1. «Предмет химии. Вещества и их свойства»


Цели:

- показать значение химии для жизни человека и указать области деятельности, где нужны знания по химии (медицина, сельское хозяйство, пищевая, химическая и другие отрасли промышленности);

- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о веществах и их свойствах, сформировать понятие о веществе, об отличии этого понятия от понятия «тело»;

- дать определение химии как одной из наук о природе; показать еѐ связь с физикой, биологией, физической географией и другими естественными науками;

- изложить требования к выполнению домашних заданий.

Предметные результаты:

- умения устанавливать межпредметные связи;

- формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки;

- классифицировать предложенные вещества по агрегатному состоянию;

- различать признаки веществ и тел, предметы изучения естественных наук, тела и вещества.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД

1. Умения соблюдать дисциплину на уроке.

2. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД

1. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

(подводящий диалог с учителем).

2. Умение владеть смысловым чтением -работа с текстом по технологии продуктивного чтения.

3. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2. Умение слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Личностные результаты:

1. Познавательный интерес к химии.

2. Осознание значения знаний по химии для человека и общества



Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I. Проблемная ситуация

и актуализация знаний

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового

предмета. Этот предмет называется «химия». Откройте тетради.

Запишем тему урока «Предмет химии».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «химия»? Запишем

это в тетради.

Учащиеся самостоятельно записывают:

Положительные

Отрицательные


Пища животных и человека

Загрязнение окружающей среды

Удобрения


Отравление и гибель растений, животных, людей

Одежда


Изготовление алкоголя и наркотиков

Лекарства


Изготовление взрывчатых веществ

Топливо


Строительный материал



2.Прочитать. Обсудить с учащимися выполненное задание.

Можно ли уменьшить список «отрицательные»?

А нужно ли вам лично изучение химии?

Таблицы для

заполнения

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно

обнаруживать и формировать

учебную проблему, определять

цель учебной деятельности

(формулировка вопроса урока).

Личностные УУД

1. Умение соблюдать

дисциплину на уроке.

2. Уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Коммуникативные УУД

2. Умение слушать и понимать

речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

1. Мы живем в окружении физических тел. Окружающую нас природу изучает множество наук.

Какие науки вы изучали?

Ответ учащихся:

Биология, экология, география, физика.

Что является предметом изучения каждой из наук о

природе?

Ответ учащихся:

Тела неживой природы – предмет изучения физики и географии, а тела живой природы- биологии.

Экология изучает взаимоотношения живых организмов (тел живой природы) друг с другом, с телами неживой природы.

2. Прежде чем задать следующий вопрос, давайте посмотрим опыт. Демонстрация «Горение свечи». Какие изменения вы наблюдали?

3. Что изучает химия?

Ответ учащихся: Химия изучает вещества, превращение одних веществ в другие ( запись в тетрадь)

Веществ много - более 10 млн.

Что вы знаете о веществах?

Ответ учащихся:

Знаем:

Вещества - это то, из чего состоят физические тела

Вещества естественные и искусственные.

Вещества обладают физическими свойствами.

Вещества имеют газообразное, жидкое, твердое агрегатное состояние.

Вещества отличаются по цвету, блеску, запаху, вкусу плотности, растворимости, температуры кипения, температуры плавления, электропроводности и др.

Учитель помогает если учащиеся испытывают затруднения

Хотим узнать:

Почему происходят превращения?

4. «Угадай вещество». Работа в парах. Каждой паре учащихся выдается текст задания. Нужно угадать вещество, описать физические свойства вещества. Где применяется данное вещество.

Дихромат

аммония, спирт, сера, сахар, спички

Текст задания для

групп

Личностные УУД

1. Умения соблюдать дисциплину на уроке.

2. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные УУД

1. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Умение владеть смысловым чтением

3. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

2. Умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.


Задание 1.

Сообщаю: я спешу!

Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым Исчезаю. Был я …(мел)

Задание 2.

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это,

И знают: имя мое …(медь)

Задание 3.

Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я … (алюминий)

Задание 4.

Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив, говорит: (поваренная соль)

Задание 5.

Обычно белый, как мука,

От йода я синею.

Но как боюсь я кипятка!

В нем сразу стану … клеем (крахмал)

Задание 6.

Я - серый порошок,

Пока мой дом - мешок.

Воды напьюсь, и в этот же момент

Я затвердею сразу.

Я - …(цемент)


5. Игра «химическая физкультминутка»

Задание 1.Учитель перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то встают учащиеся первого варианта, если названы физические тела, то встают учащиеся второго варианта.

Вещества

Физические тела

Кислород

Вода

Железо

Сера

Сахар

Стакан

Ручка

Мяч

Яблоко

Машина





Задание 2. Учитель перечисляет химические и физические превращения. Если названо физическое превращение, поднимаем левую руку, если названо химическое - поднимаем правую руку

Физические явления

Химические явления

Превращение воды в пар Растворение сахара в воде Высыхание белья

Движение машины

Скисание молока

Горение дров

Ржавление железа

Дыхание




III. Самостоятельное применение знаний.

Работа в парах:

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

а) 6; б) 7; в) 8; г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий тел равно:

а) 8; б) 7; в) 6; г) 5.

3.В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков (свойств), которые относятся к веществам, равно:

а) 8; б) 6; в) 5; г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

а) 7; б)5; в) 4; г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

а) 10; б) 8; в) 6; г) 5.

Тестовые задания для групп

Регулятивные УУД

4. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Умения соблюдать дисциплину на уроке.

2. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

IV. Рефлексия

  1. Составление синквейна:

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

- перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

учащиеся составляют синквейн по плану

1) Одно существительное;

2) Два прилагательных;

3) Три глагола;

4) Крылатая фраза;

5) Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

1)Химия;

2) Увлекательная, сложная;

3) Учить, экспериментировать, удивляться;

4) Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

5) Наука. –

прослушиваем синквейны учащихся.

2. В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допиши предложение, посвященные сегодняшнему дню.

Сегодня я узнал _____________

Карточки для рефлексии

Познавательные УУД

3. Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

V. Итог урока.

1.Домашнее задание §1, прочитать, ответить на вопросы 1-4.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!