СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок предмет химии. вещества

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы содержания из Примерной программы основного общего образования по химии: химия как часть естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и молекулы.

Просмотр содержимого документа
«Урок предмет химии. вещества»

урок

предмет химии. вещества

Элементы содержания из Примерной программы основного общего образования по химии: химия как часть естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и молекулы.

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы: знать понятия «вещество», «химический элемент».

Материалы и оборудование: стеклянные колба, стакан, пробирка, образцы металлических пластинок (медная, алюминиевая, железная), образцы неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане, кристаллы медного купороса, поваренной соли, сахара; раствор медного купороса, стальной гвоздь, модели кристаллических решеток алмаза, углекислого газа.

Ход урока

Урок строится в форме эвристической беседы.

Основные задачи беседы – выяснить:

1) какое место занимает химия среди других наук;

2) что она изучает;

3) что такое вещество;

4) чем одно вещество отличается от другого;

5) в чем причина этих отличий.

Вопросы учителя:

– Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к какой из них ближе химия:

1. Литературоведение, лингвистика, история.

2. Математика, информатика.

3. Физика, биология.

(Ответ: 3.)

– Как называются эти науки?

(Ответ: естественные.)

– Что является предметом изучения биологии? физики?

(Ответ: живое; физические явления.)

– Какие вы знаете физические явления?

(Ответ: механические, тепловые, электромагнитные, звуковые, световые.)

– С чем происходят эти явления?

(Ответ: с физическими телами.)

– Из чего стоят физические тела?

(Ответ: из атомов, молекул, из вещества.)

– Как вы думаете, что изучает химия?

(Ответ: вещества.)

– Что о веществах должна знать химия?

Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток.

(Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.)

– Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос. Посмотрите на решетку алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы?

(Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.)

– А из чего состоят молекулы?

(Ответ: из атомов.)

– Значит, мельчайшей частицей вещества является атом? Как вы думаете, все ли атомы одинаковы?

(Ответ: нет.)

– Чем они могут различаться?

(Ответ: размером, массой.)

– Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра, числом электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы?

(Ответ: да.)

Одинаковые атомы, или атомы одного вида, принято называть химическим элементом. Всем вам известна таблица химических элементов – таблица Д. И. Менделеева, в ней показаны все существующие разновидности атомов.

– Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза. Все ли атомы в ней одинаковы?

(Ответ: да.)

Такие вещества, состоящие из атомов одного химического элемента, называют простыми.

– Из скольких химических элементов состоит углекислый газ?

(Ответ: из 2.)

– Как будет называться группа веществ, к которым относится углекислый газ?

(Ответ: сложные вещества.)

– Попытайтесь дать определение сложным веществам.

– Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в тетрадь:

 Химия изучает вещества.

 Вещество состоит из атомов и молекул.

 Вещество может быть простым (состоит из атомов одного химического элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких химических элементов).

– Что же такое вещество?

Учитель демонстрирует стеклянную колбу, стакан, пробирку. Спрашивает, что общего и что различного у этих предметов.

(Ответ: разная форма, одинаковое вещество, из которого они сделаны, – стекло.)

Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела.

– Чем отличаются вещества?

Учитель демонстрирует металлические пластинки, воду в стакане, неметаллы, кристаллы медного купороса, соли, сахара.

(Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.)

– Как это называется в целом?

Это физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны. Это и позволяет отличить одно вещество от другого. Но есть еще и химические свойства – способность вещества взаимодействовать с другими веществами, превращаться в другие вещества.

Учитель демонстрирует опыт: опускает стальной гвоздь в медный купорос.

Пока идет эксперимент, учащиеся пытаются сформулировать, что такое химия, и записывают определение в тетрадь.

Химия – это наука о веществах, их составе, строении, свойствах и превращениях.

Учитель показывает гвоздь, вынутый из раствора медного купороса. Обсуждает с классом произошедшие изменения, выясняет причины изменений. Учащиеся делают вывод, что произошло химическое превращение.

Домашнее задание: § 1, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физические свойства воды по пунктам на с. 8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!