МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.» Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Задание 16
Пунктуация в ССП и простом предложении
с однородными членами.
Подготовила учитель русского языка и литературы Алиева Х.М.
Формулировка задания:
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
- В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
- Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости.
- Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
- Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом.
Ответ _______________
Вероятно – 15 ? !
Что следует знать
- Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
- Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И .
- Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.
Помните:
За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
- За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл.
- Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла.
- Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
- В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.
1. П унктуация в простом предложении с однородными членами
Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И , запятая не ставится.
Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.
Запятая не ставится
Примеры
- Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.
- [О и О].
- [О да О].
- [О или О].
- [О либо О].
Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др.
Однажды Лебедь, Рак , да Щука везти с поклажей воз взялись.
На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).
Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
Пойду посмотрю расписание занятий.
Сегодня либо завтра отправлю письмо.
Взял да и сделал наоборот.
Приеду сегодня или завтра .
2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:
Горный поток и шумел , и пенился , и бился о скалы.
[ и О , и О, и О ].
3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И :
Горный поток шумел , и пенился , и бился о скалы.
[ О , и О, и О ].
4. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится но не перед первым союзом. Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами. используемыми при перечислении:
[ни О, ни о, ни О ].
[и О, и о, и О ].
[или О, или о, или О ].
[либо О, либо о, либо О ].
[то О, то о, то О ].
[не то О, не то о, н е то О ].
[то ли О, то ли О, то ли О ].
Примеры:
Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.
Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.
5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.
Примеры:
Сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.
М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.
6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О].
Примеры:
Поворчал он, да и не посмел ослушаться.
7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. Не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …
Примеры:
- Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О].
- Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О].
- Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О].
- Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О].
- Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].
Обратите внимание:
Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью.
Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными.
Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).
Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И
Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И.
Пример:
Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога , и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков)
(В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)
Отсутствие запятой перед союзом и в ССП
Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.
Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:
- Общий второстепенный член предложения. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -].
- Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)
- Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.
4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня?
5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна!
6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!
7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману)
- Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.
9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)
Если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении , не ставится.
Алгоритм выполнения задания 16:
- Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
- простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
- сложное (в нём две и более грамматические основы).
2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:
- если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
- если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И :
- запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;
- запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
- запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.
4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:
- если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;
- если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
- если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;
- если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.
5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:
- если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
- Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
- Ночью ветер злится да стучит в окно.
- Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
- Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
- На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.
- Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау.
- Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
- В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
- Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости.
- Сверкнула молния и послышался удар грома.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.
- Туман редел и становилось темнее.
- За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.
- Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!
- Наука ХVІ века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
- На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
- Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.
- Ученица не отвечала и пауза затянулась.
- Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
- Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
- Ночью ветер злится да стучит в окно.
- Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.
- Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.
- Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
- Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
- Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.
- К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.
- А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
- На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
- Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
- Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Земляникой да черникой полны наши леса!
- Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.
- С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.
- Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
- По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.
Задания для самостоятельной работы
- Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
- Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
- Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
- Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
- Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .
ответы
Задание №
Ответ
1
25
2
35
3
25
4
5
25
14
6
24
7
24
8
14
9
25
10
35
Список литературы
- Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
- Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»).
- Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.
Успехов на ЕГЭ!