СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация элективного курса по русскому языку на тему "Задание 16"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация элективного курса по русскому языку на тему "Задание 16"»

МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.»    Подготовка к ЕГЭ  по русскому языку Задание 16 Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Подготовила учитель русского языка и литературы Алиева Х.М.

МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.» Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Задание 16

Пунктуация в ССП и простом предложении

с однородными членами.

Подготовила учитель русского языка и литературы Алиева Х.М.

Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Формулировка задания:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом. Ответ _______________ Вероятно – 15 ? !
  • Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
  • В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
  • Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости.
  • Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
  • Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом.

Ответ _______________

Вероятно – 15 ? !

Что следует знать Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И . Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.

Что следует знать

  • Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
  • Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И .
  • Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.
Помните: За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Помните:

За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

  • За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл.
  • Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла.
  • Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
  • В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.
1. П унктуация в простом предложении с однородными членами Между однородными членами, соединёнными одиночным  союзом И , запятая не ставится.  Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.

1. П унктуация в простом предложении с однородными членами

Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И , запятая не ставится.

Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.

Запятая не ставится Примеры Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др. Однажды Лебедь,  Рак , да  Щука везти с поклажей воз взялись. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. Пойду посмотрю расписание занятий. Сегодня  либо завтра отправлю письмо. Взял да и сделал наоборот. Приеду сегодня  или  завтра .

Запятая не ставится

Примеры

  • Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.
  • [О и О].
  • [О да О].
  • [О или О].
  • [О либо О].

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др.

Однажды Лебедь, Рак , да Щука везти с поклажей воз взялись.

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

Пойду посмотрю расписание занятий.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Взял да и сделал наоборот.

Приеду сегодня или завтра .

2.  М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:  Горный поток и  шумел , и  пенился ,  и  бился о скалы. [ и  О , и О, и О ].

2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:

Горный поток и шумел , и пенился , и бился о скалы.

[ и О , и О, и О ].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И : Горный поток  шумел , и  пенился ,  и  бился о скалы. [  О , и О, и О ].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И :

Горный поток шумел , и пенился , и бился о скалы.

[ О , и О, и О ].

 4.  М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится но не перед первым союзом.  Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами. используемыми при перечислении:

4. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится но не перед первым союзом. Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами. используемыми при перечислении:

[ни О, ни о, ни О ]. [и О, и о, и О ]. [или О, или о, или О ]. [либо О, либо о, либо О ]. [то О, то о, то О ]. [не то О, не то о, н е то О ]. [то ли О, то ли О, то ли О ].  Примеры:   Либо  сегодня , либо  завтра , либо  послезавтра приеду к тебе в гости.  Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

[ни О, ни о, ни О ].

О, и о, и О ].

[или О, или о, или О ].

[либо О, либо о, либо О ].

[то О, то о, то О ].

[не то О, не то о, н е то О ].

[то ли О, то ли О, то ли О ].

Примеры:

Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.

Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

5.  Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.  Примеры:   Сегодня , либо  завтра , либо  послезавтра приеду к тебе в гости.  М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза.

Примеры:

Сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости.

М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая.  [О, а О].  [О, но О].  [О, да О].  [О, зато О].  [О, однако О].          Примеры:  Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О].

Примеры:

Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая.  Не только… , но и …  как … , так и …  хотя и … , но …  если не … , то …  не столько … , сколько …

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. Не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …

Примеры: Сегодня на улице не только прохладно , но и  ветрено. [ не только О , но и О]. Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О]. Туристы хотя  и устали , но  продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О]. Он ощущал если не скуку , то  некоторую усталость. [ если не О , то О]. Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Примеры:

  • Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О].
  • Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О].
  • Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О].
  • Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О].
  • Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Обратите внимание: Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).

Обратите внимание:

Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью.

Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными.

Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И.  Пример: Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога , и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков)  (В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И

Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И.

Пример:

Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога , и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков)

(В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП

Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:   Общий второстепенный член предложения. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -]. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов) Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:

  • Общий второстепенный член предложения. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -].
  • Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов)
  • Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня? 5 . Побудительные предложения.  Пусть кончится зима и наступит весна! 6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили.  (по Ю. Лотману) Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки. 9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня?

5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна!

6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок!

7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману)

  • Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки.

9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

Если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами  И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении ,  не ставится.

Если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении , не ставится.

Алгоритм выполнения  задания 16: Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нём одна грамматическая основа); сложное (в нём две и более грамматические основы). 2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого: если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо; если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Алгоритм выполнения задания 16:

  • Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):
  • простое предложение (в нём одна грамматическая основа);
  • сложное (в нём две и более грамматические основы).

2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо;
  • если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.
3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И : запятая  не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И; запятая нужна, если предложение сложносочинённое; запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.  4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют: если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится; если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…),  запятая ставится только перед второй частью двойного союза; если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом; если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами. 5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.

3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И :

  • запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И;
  • запятая нужна, если предложение сложносочинённое;
  • запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член.

4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;
  • если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;
  • если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то..то, ли..ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом;
  • если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами.

5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:

  • если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.

Задания для самостоятельной работы Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
  • Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  • Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
  • Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.
Задания для самостоятельной работы Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  • Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
  • На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.
  • Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
  • В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Задания для самостоятельной работы Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Сверкнула молния и послышался удар грома.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау.
  • Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
  • В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
  • Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости.
  • Сверкнула молния и послышался удар грома.
Задания для самостоятельной работы Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. Туман редел и становилось темнее. За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами. Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить! Наука ХVІ века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.
  • Туман редел и становилось темнее.
  • За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.
  • Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!
  • Наука ХVІ века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.
Задания для самостоятельной работы Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад. Ученица не отвечала и пауза затянулась. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
  • На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
  • Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.
  • Ученица не отвечала и пауза затянулась.
  • Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Задания для самостоятельной работы Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
  • Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
  • Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.
  • Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задания для самостоятельной работы Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики. К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.
  • Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
  • Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
  • Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.
  • К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.
Задания для самостоятельной работы Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.
  • А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
  • На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
  • Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
  • Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Задания для самостоятельной работы Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Земляникой да черникой полны наши леса! Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды. С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Земляникой да черникой полны наши леса!
  • Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.
  • С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.
  • Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
  • По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.
Задания для самостоятельной работы Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю. Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .

Задания для самостоятельной работы

  • Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
  • Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
  • Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
  • Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
  • Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .
ответы Задание № Ответ 1 25 2 35 3 25 4 5 25 14 6 24 7 24 8 14 9 25 10 35

ответы

Задание №

Ответ

1

25

2

35

3

25

4

5

25

14

6

24

7

24

8

14

9

25

10

35

Список литературы Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.  Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»). Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.

Список литературы

  • Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019.
  • Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017.
  • Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
  • Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»).
  • Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.
Успехов на ЕГЭ!

Успехов на ЕГЭ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!