Урок- презентация фильма «Чапаев»
(80- летие со дня премьеры фильма отмечалось в ноябре 2014 года)
Урок составил Котлов Николай Васильевич
Учитель истории и обществознания
МКОУ Верхурюмской СОШ
Здвинского района Новосибирской области
Цель урока:
1. Приобщение учащихся к отечественной истории через историко- героическое кино.
Задачи.
-Формировать уважительное отношение к отечественной истории и культуре России.
-Познакомить учащихся с историей советской кинематографии, с одним из шедевров советского и мирового киноискусства кинофильмом «Чапаев».
-Развивать умение критически относится к исторической личности, использовать полученные знания в новой ситуации.
-Оценивать кинофильм как исторический источник.
Оборудование:
1.Фильм «Чапаев»,
2.Учебник «История России.XX- начало XXI века»
Раздел 2. Великая российская революция. На фронтах Гражданской войны или Раздел 3. Духовная жизнь в 30-е годы.
3.Музыка к песне «Черный Ворон»
4.Песня о Чапаеве «Гулял по Уралу Чапаев-герой»
5.Презентация №Урок-презентация фильма «Чапаев»
6.Компьютер, мультипроектор
Урок- презентация предполагает элементы инсценировки: костюмы с элементами военно-революционной тематики, макет пулемета «Максим», красное знамя, револьвер, шашка. У девочек - кожаные куртки и красные косынки. У мальчиков- папахи с красной лентой. Урок содержит элементы театрализации, подготовку и репетиции исполнения песен.
На доске записана тема урока, размещена афиша фильма, портрет В.И.Чапаева
Урок сопровождает презентация из слайдов, которые представляют галерею актерского ансамбля и фотографий реальных исторических персонажей. Перед уроком состоялся коллективный просмотр фильма «Чапаев» , и все учащиеся знакомы с содержанием .
План урока:
1.Вступление учителя и постановка проблемы урока
2. Рассказ об истории создания фильма
А) создатели фильма
Б) информация о фильме
В) потомки Чапаева
3. Коллективное исполнение песни «Черный ворон»
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Фильм «Чапаев» занимает особое место в истории советского кинематографа. На уроке мы представим фильм не только как произведение кинематографа, но как свидетельство эпохи, в котором соединены правда и вымысел. Герой фильма, Василий Иванович Чапаев, героический командир революционной эпохи и Гражданской войны, борец за справедливый и счастливый мир для простого народа. В его образе воплотились представления о настоящем народном герое.
Фильм удостоился одной из высочайших наград, на какие кинематографисты рассчитывать вообще-то и не вправе. Ни официальное профессиональное или государственное признание, ни рекордная посещаемость сеансов, не прекращавшихся на протяжении нескольких лет и десятилетий, ни стойкая любовь многих поколений телезрителей – ничто не может сравниться с тем обстоятельством, что главные действующие лица, в сущности, вошли в фольклор.
Наш урок – это урок - презентация фильма «Чапаев». Очень интересно мнение молодых людей, представителей нового века о фильме, которому исполнилось более 80 лет.
Проблемное задание:
Почему образ киногероя Чапаева и в наши дни интересен и вызывает много споров? Какими средствами создатели фильма смогли сделать его ярким и интересным для зрителя даже спустя 80 лет?
1)Урок продолжается просмотром титров и первой сцены фильма «Чапаев»
Фильм начинается с того, что Чапаев и его бойцы отбивают у чехов мост, ведущий в хутор. На мосту Чапаев встречается с комиссаром Фурмановым, подошедшим с добровольцами.
Учитель. Фильм увлекает зрителя с первых минут. Мы видим решительные действия Чапаева в бою с врагами. Он отчаянно храбр, отважен .
Создатели фильма: режиссеры, актеры создают героический образ с первых кадров. Как вы думаете, какая цель стояла перед создателями картины?
Ответы учащихся.
(Рассказ об актерах и их ролях сопровождается показом презентации и комментариями).
Сообщение 1.
Рассказ о режиссерах братьях Васильевых.
С созданием сценария и фильма "Чапаев" связан важнейший и наиболее плодотворный период творчества режиссёров братьев Васильевых, которые были лишь однофамильцами. Глубоко и всесторонне изучив многочисленные документы и иконографические материалы, литературное наследие Фурманова, воспоминания бывших чапаевцев, военные архивы, Васильевы, основываясь по преимуществу на полумемуарной документальной повести Фурманова, создали новое кинематографическое произведение, обладающее классической стройностью и завершённостью драматургического построения. В работе над "Чапаевым" ярко проявились народность творчества режиссеров Васильевых, их умение выразить высокую идею в художественно совершенной форме, отличающейся внутренней гармонией, предельной ясностью и доступностью.
Васильевым удалось воскресить в фильме атмосферу незабываемой революционной эпохи, передать ее героический пафос, в живых, эмоциональных, правдивых образах воплотить замечательные черты борцов революции.
Чапаев" - это первая советская кинотрагедия. В "Чапаеве" Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры, обогатив его многими новаторскими достижениями в работе с актёрами, в композиции, построении мизансцен, в монтаже, использовании звука и в музыкальном решении. Все выразительные средства фильма были направлены на раскрытие человеческих характеров, создание глубоких, самобытных образов.
Сообщение 2
Исполнитель главной роли Б.П. Бабочкин
Иногда так случается, что мы воспринимаем образ какого-либо героя через его создателя на киноэкране. Так случилось и с В. И. Чапаевым. Все , кто посмотрел фильм, сразу представляют именно Чапаева в образе его экранного воплощения.
Значимость роли Бабочкина в роли Чапаева, оставшимся «Чапаевым» на всю свою дальнейшую артистическую жизнь, необычайно велика. Удивительное актерское обаяние и талант позволили Б. Бабочкину стать настоящим Чапаевым: противоречивым, отчаянно храбрым, стремительным .
Фильм становится триумфом нового этапа развития советского кино и приносит всемирную известностность исполнителю. Впервые в советском, да, пожалуй, и в мировом кинематографе актер становится полноправным соавтором фильма.
Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения. Чапаев у Бабочкина - и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характер; он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежда, сильный и беззащитный, и вместе с тем - деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов.
Чапаев - роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: "похож". Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера. Об актере говорили, что "Чапаев представляет собой лучшее, что было в революции". Бабочкин воплотил характер истинно народного героя, рожденного защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: "Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает характер, ...герой-человек, и в этом его бессмертие".
Интерес в титрах вызывают фамилии будущих звезд советского кино: Леонида Кмита, Бориса Чиркова ,Николая Симонова, Варвары Мясниковой, Георгия Жженова.
Учитель.
Как у настоящего произведения искусства, у кинофильма «Чапаев», началась самостоятельная жизнь: со своими легендами и историей.
Фильм стал всенародно любимым многими поколениями советских людей. Доверчивый зритель искренне верил в реальность изображенных событий, соединяя экранную роль с жизненной правдой.
Мифы и заблуждения . Сообщения о героях фильма.
1.Личность Чапаева - главной легенды истории и фильма. (Слайды 6-15)
2. Фурманов - писатель и комиссар дивизии. (Приложение 2)
3.Петр Исаев- ординарец Чапаева . (Приложение 3)
4. Анка-пулеметчица - обобщенный образ жены Фурманова Анны Никитичны Сташенко и санитарки Марии Поповой. (Приложение 4)
В выступлениях учащихся дается характеристика реальных прототипов экранной истории, чей жизненный путь был не так - то прост. Уроку предшествовала работа с информационными источниками. В выступлениях учащихся дается характеристика реальных исторических персонажей.
Учитель.
История фильма содержит немало увлекательных фактов. Некоторые из них.
Сообщение.
Интересные факты. Приложение 5
Учитель.
Василий Иванович Чапаев был не только киногероем. Он – реальный человек. До наших дней живы его потомки, которые бережно хранят память о своем знаменитом предке.
Сообщение о потомках Чапаева.
Наша презентация фильма продолжается обсуждением следующих вопросов.
Вопросы для учащихся:
Есть ли в этом фильме положительный герой?
Кто отрицательный герой в фильме «Чапаев»?
Есть ли в гражданской войне победители?
Возможна ли иная интерпретация событий, изображенных в фильме ?
Давайте обсудим вопрос, поставленный в начале урока.
Почему образ Чапаева и в наши дни интересен и вызывает много споров. Какими средствами создатели фильма смогли сделать его ярким и интересным для зрителя даже спустя 80 лет?
Обсуждение кинофильма. Свободная дискуссия.
Заключительный этап урока.
История создания песни «Черный ворон» и её исполнение в конце урока.
В фильме Чапаев звучит песня «Черный ворон».
Она как предвестник трагической судьбы не только главного героя, но и многих людей, погибших в горниле революции и Гражданской войны.
Музыка Гавриила Попова неотделима от фильма, прежде всего, своей народностью, использованием старинных русских казачьих песен, где есть место удали и место печали.
Урок завершает коллективное исполнение песни «Черный ворон» учащимися и учителем.
Домашнее задание:
Эссе. Можно ли назвать фильм «Чапаев» фильмом на все времена.
В какой мере мы можем считать кинофильм «Чапаев» достоверным источником реальных событий времени.
Дополнение
5)Анекдоты о Чапаеве .
Анекдоты уместны на уроке в качестве разрядки. Народ сочинил множество анекдотов про Василия Ивановича, но эти анекдоты не должны быть пошлыми. Анекдот- это часть народного фольклора, без которого личность Чапаева не была бы столь колоритна.
Методические рекомендации.
Соединение судьбы реального человека - участника исторических событий и экранной роли - это материал для привлечения ученика к отечественной истории. Ученик должен воспринимать гражданскую войну как столкновение двух противоборствующих сил. В фильме Васильевых показаны как достойные противники «белые»: генерал, офицер, которого сыграл один из братьев Васильевых, денщик генерала - одна из самых трагических ролей фильма.
Учащиеся перед уроком готовят отдельную информацию по характеристике актеров, прототипов героев фильма.
План урока предусматривает просмотр кадров фильма с комментариями учащихся и учителя. Небольшой рассказ учителя об атрибутах гражданской войны: пулемет «Максим», револьвер- наган, представленные на уроке из школьного музея.
Учащимся интересно будет познакомиться с фотографиями детей и близких В.И.Чапаева, которые дружили с актерами из фильма «Чапаев».