СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация. Литература 7 класс. "Историческая основа " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Литература 7 класс. Тема урока: "Историческая основа "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Литература 7 класс. "Историческая основа " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".»

  Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.  История создания поэмы.

Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. История создания поэмы.

Цели: I. Знакомство с историей создания поэмы; II. Введение в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного; III. Выявление первичного восприятия текста поэмы Лермонтова; IV. Проведение словарной работы (работа с устаревшей лексикой).

Цели:

I. Знакомство с историей создания поэмы;

II. Введение в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного;

III. Выявление первичного восприятия текста поэмы Лермонтова;

IV. Проведение словарной работы (работа с устаревшей лексикой).

Вступительное слово  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это романтическая историческая поэма.  Обратимся к началу поэмы:

Вступительное слово

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это романтическая историческая поэма.

Обратимся к началу поэмы:

Вступительное слово Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника, Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон И причитывали да присказывали. Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромадановский  Нам чарку поднес мёду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое. Угощали нас три дни, три ночи, И всё слушали – не наслушались…

Вступительное слово

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника,

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили её на старинный лад,

Мы певали её под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромадановский

Нам чарку поднес мёду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенце новое, шелком шитое.

Угощали нас три дни, три ночи,

И всё слушали – не наслушались…

Вступительное слово О чём предупреждает читателя начало поэмы? Какие ассоциации у вас возникли при чтении вступления? Какие произведения (жанры) напоминает поэма Лермонтова? Можно ли предположить уже по вступлению, о каком времени будет идти повествование в произведении?

Вступительное слово

  • О чём предупреждает читателя начало поэмы?
  • Какие ассоциации у вас возникли при чтении вступления? Какие произведения (жанры) напоминает поэма Лермонтова?
  • Можно ли предположить уже по вступлению, о каком времени будет идти повествование в произведении?

Вступительное слово Поэма Лермонтова посвящена историческому прошлому, а именно 16 веку, эпохе правления Ивана Грозного.

Вступительное слово

Поэма Лермонтова посвящена историческому прошлому, а именно 16 веку, эпохе правления Ивана Грозного.

История создания поэмы  Лермонтов обращался к жанру романтической исторической поэмы на протяжении всего своего творческого пути. Это и «Джюлио» (1830), «Исповедь» (1830), «Последний сын вольности» (1831) «Измаил-Бей» (1832), «Литвинка»(1832), «Боярин Орша» (1835/36) и другие.  «Песня про царя Ивана Васильевича…» была задумана поэтом в 1836, написана в 1837, а впервые напечатана в 1838 году.

История создания поэмы

Лермонтов обращался к жанру романтической исторической поэмы на протяжении всего своего творческого пути. Это и «Джюлио» (1830), «Исповедь» (1830), «Последний сын вольности» (1831) «Измаил-Бей» (1832), «Литвинка»(1832), «Боярин Орша» (1835/36) и другие.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» была задумана поэтом в 1836, написана в 1837, а впервые напечатана в 1838 году.

История создания поэмы  Под влиянием каких источников, событий, впечатлений создавалась поэма? Русский фольклор: характер, особенности стиха, стиля былин и исторических, разбойничьих песен; Сборник «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»;

История создания поэмы

Под влиянием каких источников, событий, впечатлений создавалась поэма?

  • Русский фольклор: характер, особенности стиха, стиля былин и исторических, разбойничьих песен;
  • Сборник «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»;
История создания поэмы.  Случай из жизни, произошедший в Москве в 1830-32 годах. « По свидетельству современников, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод. Во время пребывания поэта в университете произошёл случай увоза красавицы - жены купца, жившего в Замоскворечье, по-старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за оскорбление жены и затем, арестованный, наложил на себя руки». [ 4 ]

История создания поэмы.

  • Случай из жизни, произошедший в Москве в 1830-32 годах.

« По свидетельству современников, на создание произведения оказал влияние и такой эпизод. Во время пребывания поэта в университете произошёл случай увоза красавицы - жены купца, жившего в Замоскворечье, по-старинному. Лихой гусар, тщетно ухаживавший за понравившейся ему женой купца, похитил её на улице, когда она возвращалась из церкви. Муж отомстил за оскорбление жены и затем, арестованный, наложил на себя руки». [ 4 ]

История создания поэмы Некоторые учёные считают, что сюжет поэмы был подсказан Лермонтову былинами «Ставр боярин» и «Мастрюк Темрюкович».  Цензура не сразу разрешила напечатать произведение опального Лермонтова (за стихи, посвященные трагической гибели А. С. Пушкина). Поэма была опубликована без фамилии автора в 1838 году с подписью «…въ».

История создания поэмы

  • Некоторые учёные считают, что сюжет поэмы был подсказан Лермонтову былинами «Ставр боярин» и «Мастрюк Темрюкович».

Цензура не сразу разрешила напечатать произведение опального Лермонтова (за стихи, посвященные трагической гибели А. С. Пушкина). Поэма была опубликована без фамилии автора в 1838 году с подписью «…въ».

Вспомним историю, заглянем во времена 16 века, когда происходили описанные в поэме события. В.М. Васнецов «Иван IV» И. Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

Вспомним историю, заглянем во времена 16 века, когда происходили описанные в поэме события.

В.М. Васнецов «Иван IV»

И. Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

Опричнина  Царю всюду виделись враги и измена. Иван Грозный создал ОПРИЧНИНУ , которая семь лет просуществовала (1565 – 1572). Люди того времени называли опричников «кромешниками». ОПРИЧНИНА - это система чрезвычайных мероприятий для разгрома боярско- княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Почему? В древнерусском языке есть слово «опричь», переводится как «кроме».  Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти. Для христианина существует понятие ада, места, где мучаются грешники. Есть выражение «тьма кромешная», т.е. ад.  Кромешниками люди называли опричников за их невероятную жестокость, своеволие, за многочисленные злодеяния, в том числе и убийства, считая этих царских слуг пособниками дьявола, слугами зла.

Опричнина

Царю всюду виделись враги и измена. Иван Грозный создал ОПРИЧНИНУ , которая семь лет просуществовала (1565 – 1572).

Люди того времени называли опричников «кромешниками».

ОПРИЧНИНА - это система чрезвычайных мероприятий для разгрома боярско- княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти.

Почему? В древнерусском языке есть слово «опричь», переводится как «кроме».

Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти.

Для христианина существует понятие ада, места, где мучаются грешники. Есть выражение «тьма кромешная», т.е. ад.

Кромешниками люди называли опричников за их невероятную жестокость, своеволие, за многочисленные злодеяния, в том числе и убийства, считая этих царских слуг пособниками дьявола, слугами зла.

Опричники «Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с метлами да с пёсьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую, грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы». («Князь Серебряный» А. Толстой)  К сёдлам опричников привязывались метла (символ того, что выметают измену) и пёсья голова (символ того, что выгрызают врагов царя).

Опричники

«Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с метлами да с пёсьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую, грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы». («Князь Серебряный» А. Толстой)

К сёдлам опричников привязывались метла (символ того, что выметают измену) и пёсья голова (символ того, что выгрызают врагов царя).

Опричники Глава опричников – Малюта Скуратов (автор Лебедев К.В.) «Малюта Скуратов и Иван Грозный» (автор Седов Г.С.)

Опричники

Глава опричников – Малюта Скуратов (автор Лебедев К.В.)

«Малюта Скуратов и Иван Грозный» (автор Седов Г.С.)

Опричники А. Васнецов «Опричники едут» М. Авилов «Опричники в Новгороде»

Опричники

А. Васнецов

«Опричники едут»

М. Авилов

«Опричники в Новгороде»

Ваши впечатления о прочитанном Какое чувство осталось у вас после прочтения поэмы? Какие события, изображенные в «Песне…», можно считать основными, ключевыми? Какие события наиболее драматичны, с вашей точки зрения, для каждого из героев? Если бы вы были художниками и вам надо было бы иллюстрировать «Песню…», какие основные цвета вы бы использовали для своих рисунков? Почему?

Ваши впечатления о прочитанном

  • Какое чувство осталось у вас после прочтения поэмы?
  • Какие события, изображенные в «Песне…», можно считать основными, ключевыми?
  • Какие события наиболее драматичны, с вашей точки зрения, для каждого из героев?
  • Если бы вы были художниками и вам надо было бы иллюстрировать «Песню…», какие основные цвета вы бы использовали для своих рисунков? Почему?

Мини-словарик устаревших слов Гой еси – междометье, приветственное восклицание, одобрение. Смирная одежда –траурная одежда у монахов. Личина – маска. Сваха – женщина, профессионально занимающаяся подбором женихов и невест. Чай - видимо, наверное. Охотницкий – добровольный. Тароватый – щедрый. Сажень – старинная мера длины, равная приблизительно 2,134 м.

Мини-словарик устаревших слов

  • Гой еси – междометье, приветственное восклицание, одобрение.
  • Смирная одежда –траурная одежда у монахов.
  • Личина – маска.
  • Сваха – женщина, профессионально занимающаяся подбором женихов и невест.
  • Чай - видимо, наверное.
  • Охотницкий – добровольный.
  • Тароватый – щедрый.
  • Сажень – старинная мера длины, равная приблизительно 2,134 м.
Мини-словарик устаревших слов Трапеза – торжественный обед. Стольник – придворный, прислуживающий за царским столом. «То за трапезой сидит во златом венце,//Сидит грозный царь Иван Васильевич.//Позади его стоят стольники»

Мини-словарик устаревших слов

  • Трапеза – торжественный обед.
  • Стольник – придворный, прислуживающий за царским столом.

«То за трапезой сидит во златом венце,//Сидит грозный царь Иван Васильевич.//Позади его стоят стольники»

Мини-словарик устаревших слов Аргамак – лошадь для верховой езды,  для конных сражений восточной породы. Кулачный бой – русское развлечение в средние века, чаще зимой; рукопашный бой «один на один» или «стенка на стенку». «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» «Аргамак мой степной ходит весело»

Мини-словарик устаревших слов

  • Аргамак – лошадь для верховой езды, для конных сражений восточной породы.
  • Кулачный бой – русское развлечение в средние века, чаще зимой; рукопашный бой «один на один» или «стенка на стенку».

«Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

«Аргамак мой степной ходит весело»

Мини-словарик устаревших слов Кушак – матерчатый пояс, который носили с нарядной одеждой. Отороченный  – обшитая мехом по краям одежда, например шапка или полушубок. Яхонт – старое название драгоценных камней, обычно рубина и  сапфира. Парча - тяжёлая ткань с узором, выполненном металлическими нитями из золота, серебра и других сплавов металлов. «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый» «Хочешь ярких камней аль цветной парчи?» «Кушаком подтянуся шелковым, /Заломлю набочок шапку бархатную,/ Черным соболем отороченную»»

Мини-словарик устаревших слов

  • Кушак – матерчатый пояс, который носили с нарядной одеждой.
  • Отороченный – обшитая мехом по краям одежда, например шапка или полушубок.
  • Яхонт – старое название драгоценных камней, обычно рубина и сапфира.
  • Парча - тяжёлая ткань с узором, выполненном металлическими нитями из золота, серебра и других сплавов металлов.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый»

«Хочешь ярких камней аль цветной парчи?»

«Кушаком подтянуся шелковым, /Заломлю набочок шапку бархатную,/ Черным соболем отороченную»»

Мини-словарик устаревших слов Гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались ряды с лавками. Лобное место – возвышение на площади, на котором объявлялись указы царей, совершались казни и наказания. «А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку» «Опустел широкий гостиный двор»

Мини-словарик устаревших слов

  • Гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались ряды с лавками.
  • Лобное место – возвышение на площади, на котором объявлялись указы царей, совершались казни и наказания.

«А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку»

«Опустел широкий гостиный двор»

Выводы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ─ уникальное произведение, не похожее по своей форме и стилистике на то, что было написано Лермонтовым до неё и после, а также другими авторами того времени. В данном произведении удивительно сочетаются былинные мотивы, народная песенная стихия с исторической действительностью 16 века.

Выводы

  • «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ─ уникальное произведение, не похожее по своей форме и стилистике на то, что было написано Лермонтовым до неё и после, а также другими авторами того времени.
  • В данном произведении удивительно сочетаются былинные мотивы, народная песенная стихия с исторической действительностью 16 века.
яжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.  Домашнее задание Ответить на вопросы: С чего начинается «Песня»?  Как за столом располагаются гости?  Почему опричникам отведены самые почетные места? Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает?

яжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

  • С чего начинается «Песня»?
  • Как за столом располагаются гости?
  • Почему опричникам отведены самые почетные места?
  • Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного?
  • О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нравственный закон он преступает?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!