СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - презентация. Литература. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Историческая и фольклорная основа повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - презентация. Литература 8 класс. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Историческая и фольклорная основа повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация. Литература. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Историческая и фольклорная основа повести.»

Николай Васильевич Гоголь.  «Тарас Бульба».  Историческая и фольклорная основа повести

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Устное народное творчество или фольклор — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Эпос — один из трех родов литературы наряду с лирикой и драмой. Литературный герой — персонаж, действующее лицо литературного произведения.

Устное народное творчество или фольклор — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах.

Эпос — один из трех родов литературы наряду с лирикой и драмой.

Литературный герой — персонаж, действующее лицо литературного произведения.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» впервые была опубликована в 1835 году в сборнике писателя «Миргород». Центральное место в повести занимает Запорожская Сечь . В произведении нашли отражение реальные исторические события конца XVI века, связанные с самоотверженной борьбой украинского народа за свою независимость против польских шляхтичей .

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» впервые была опубликована в 1835 году в сборнике писателя «Миргород».

Центральное место в повести занимает Запорожская Сечь . В произведении нашли отражение реальные исторические события конца XVI века, связанные с самоотверженной борьбой украинского народа за свою независимость против польских шляхтичей .

В процессе работы над повестью Гоголь изучает летописные источники и другие необходимые исторические материалы , повествующие о событиях из истории Украины XV—XVII веков. Но только исторического материала писателю мало, с целью воссоздания живого духа того времени, изображения народного характера в его динамике и его проявления в судьбоносные моменты жизни человека писатель обращается к фольклору , в частности изучает исторические и народные песни.

В процессе работы над повестью Гоголь изучает летописные источники и другие необходимые исторические материалы , повествующие о событиях из истории Украины XV—XVII веков. Но только исторического материала писателю мало, с целью воссоздания живого духа того времени, изображения народного характера в его динамике и его проявления в судьбоносные моменты жизни человека писатель обращается к фольклору , в частности изучает исторические и народные песни.

Могучие характеры и цельные, крепкие натуры составляют ключевые образы повести. Казаки в повести Гоголя подобны былинным богатырям , готовым всегда самоотверженно и смело отражать удар врага. Но произведение Гоголя не только пронизано народными традициями, оно масштабно и охватывает реальную историческую эпоху , воспроизводит события минувших лет. Многочисленна и многолика система образов , представленная на страницах произведений — это и «козаки», героически сражающиеся за свою независимость, и «паны», «ляхи», пытающиеся захватить их земли.

Могучие характеры и цельные, крепкие натуры составляют ключевые образы повести. Казаки в повести Гоголя подобны былинным богатырям , готовым всегда самоотверженно и смело отражать удар врага.

Но произведение Гоголя не только пронизано народными традициями, оно масштабно и охватывает реальную историческую эпоху , воспроизводит события минувших лет. Многочисленна и многолика система образов , представленная на страницах произведений — это и «козаки», героически сражающиеся за свою независимость, и «паны», «ляхи», пытающиеся захватить их земли.

В. Г. Белинский : «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..».

В. Г. Белинский :

«Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..».

Запорожская сечь Сечь – «секти», «высекать», т.е. вырубать вблизи намеченного места для Сечи деревья и кустарники. Высший законодательный орган – Рада . Манифест Екатерины II «Об уничтожении Запорожской Сечи…» Манифест 1775г привёл к захвату земель приближёнными Екатерины; кошевой атаман Пётр Калнышевский был арестован и посажен в каземат.

Запорожская сечь

Сечь – «секти», «высекать», т.е. вырубать вблизи намеченного места для Сечи деревья и кустарники.

Высший законодательный орган – Рада .

Манифест Екатерины II «Об уничтожении Запорожской Сечи…»

Манифест 1775г привёл к захвату земель приближёнными Екатерины; кошевой атаман Пётр Калнышевский был арестован и посажен в каземат.

План повести. 1. Встреча Тарасом сыновей. Их отъезд из родного дома. 2. Казаки в степи. Приезд в Запорожскую Сечь. 3. Жизнь в Запорожской Сечи. Подготовка к походу. 4. В боевом походе. Осада Дубно. 5. Побег Андрия из казахского стана. Его измена родине. 6. Бой под Дубно.

План повести.

1. Встреча Тарасом сыновей. Их отъезд из родного дома.

2. Казаки в степи. Приезд в Запорожскую Сечь.

3. Жизнь в Запорожской Сечи. Подготовка к походу.

4. В боевом походе. Осада Дубно.

5. Побег Андрия из казахского стана. Его измена родине.

6. Бой под Дубно.

План повести. 7. Запорожцы в погоне за татарами. 8. Второй бой под Дубно. Убийство изменника Андрия. Пленение Остапа и ранение Тараса. 9. Болезнь Тараса. Его выздоровление и отъезд в Варшаву. 10. Тарас в Варшаве. Его неудавшаяся попытка посетить сына. Казнь Остапа. 11. Месть Тараса за казненного сына. Смерть Тараса.

План повести.

7. Запорожцы в погоне за татарами.

8. Второй бой под Дубно. Убийство изменника Андрия. Пленение Остапа и ранение Тараса.

9. Болезнь Тараса. Его выздоровление и отъезд в Варшаву.

10. Тарас в Варшаве. Его неудавшаяся попытка посетить сына. Казнь Остапа.

11. Месть Тараса за казненного сына. Смерть Тараса.

  В повести «Тарас Бульба» Гоголь затрагивает события XVI века, связанные с самоотверженной борьбой украинского народа за свою независимость против польских шляхтичей.  • С целью отображения цельного народного характера в повести, его проявления в судьбоносные моменты Гоголь обращается к поэтике фольклора.  • В произведении затронуты темы героизма и предательства, самоотверженности и патриотизма.

  В повести «Тарас Бульба» Гоголь затрагивает события XVI века, связанные с самоотверженной борьбой украинского народа за свою независимость против польских шляхтичей. • С целью отображения цельного народного характера в повести, его проявления в судьбоносные моменты Гоголь обращается к поэтике фольклора. • В произведении затронуты темы героизма и предательства, самоотверженности и патриотизма.

• В повести Гоголя описание степи представляет не только великолепную пейзажную зарисовку, но и играет важную роль в раскрытии психологического мира героев. Гоголь в этом описании словно соединяет совершенно различные пласты жизни — любовь к родине и любовь к человеку, с одной стороны, героическое бесстрашие казаков, Остапа, Тараса Бульбы, и романтические чувства Андрия к красавице-полячке, представительнице противоположного военного лагеря, с другой стороны.

• В повести Гоголя описание степи представляет не только великолепную пейзажную зарисовку, но и играет важную роль в раскрытии психологического мира героев. Гоголь в этом описании словно соединяет совершенно различные пласты жизни — любовь к родине и любовь к человеку, с одной стороны, героическое бесстрашие казаков, Остапа, Тараса Бульбы, и романтические чувства Андрия к красавице-полячке, представительнице противоположного военного лагеря, с другой стороны.

Домашнее задание Глава 1 Как встретил Тарас Бульба своих сыновей? 2.Зачитать описание светлицы. Как её убранство характеризует хозяина? 3. Рассказать о переживаниях матери, её чувствах. Зачитать о судьбе женщин того времени.

Домашнее задание

Глава 1

  • Как встретил Тарас Бульба своих сыновей? 2.Зачитать описание светлицы. Как её убранство характеризует хозяина?

3. Рассказать о переживаниях матери, её чувствах. Зачитать о судьбе женщин того времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!