II. Актуализация опорных знаний 1.Подведение к теме урока 2.Проверка усвоения пройденного материала. Время: 14 | 1.Слушание музыки – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». -Ребята, почему я вам предложила прослушать фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Золушка»? -Мы продолжим изучать литературную сказку К.Паустовского «Растрепанный воробей», а что нового мы можем о ней узнать, мы поговорим об этом позже. 2.Проверка д.з. -Дать характеристику героям произведения «Растрепанный воробей» - Установить последовательность событий в произведении. - Зачем Паустовский написал это произведение? Что мы должны были увидеть, заметить, о чем задуматься? - Паустовский хотел донести до своих читателей переживания героев, чтобы мы их пожалели, посочувствовали | 1.Слушают музыку – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». 2.Предположительные ответы детей (мы изучаем литературную сказку К.Паустовского «Растрепанный воробей») 2.Дают характеристику героям. -Устанавливают последовательность событий в произведении 1-ая группа: картинный план (у доски) Ост. группы: текстовый план (на карточках) Предположения детей (делай добро, помогай в беде, не будь равнодушным, …). | 1.Эмоциональный настрой на тему урока. Сл.2 Сл.3 Сл.4 Кто? Что? | | Какой? Какая? | | Что делает? Что делал? | | Отношение героя к людям, к своему делу | | Отношение к герою других действующих лиц | | Сл.5 Приложение 2 Б итва с вороной. Разговор мамы с букетиком. Приложение 3 (иллюстрации Забота Маши. Украденный букетик. Семья Маши. Благодарный Пашка. Букетик вернулся к хозяйке. Ворона-хулиганка. Спасение воробья. Сл.7 О доброте, о помощи, о благодарности, о высоких чувствах, о нежности, отношении к друг другу, о счастье, о переживаниях героев, … | П: Анализируют услышанную информацию в уме, анализируют последоват ельность событий (действие с информацией). Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность Р.Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. таблицей. событий. Контролируют свою деятельность с эталоном. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, К: Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Учитывают мнение соседа по парте и члена группы. |
IV. Работа над содержанием текста 1. Беседа и выборочное чтение. Работа в парах 2.Выборочное чтение (раскраска) Работа в парах 3.Вывод. Главная мысль произведения (идея) Время: 15 | 1.Беседа и выборочное чтение по вопросам: -Какие предметы Паустовский нам описал, как живые добрые существа? Найдите описание. -Как называется прием, когда писатель наделяет неживые предметы «живыми качествами»? -Какое настроение создают эти ожившие предметы? 2.Выборочное чтение-раскраска -В сказке Паустовского много цветовых эпитетов. Закрась как художник клеточки тем цветом, который указан в тексте. -Каким рассказ получился по цвету, по настроению ? Итог: литературная сказка благодаря цветовым эпитетам получилась необыкновенно-красочная, волшебная. По настроению: веселая, счастливая, смешная. -Почему же его персонажи так часто плачут? (от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.). -Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут? Как вы понимаете эти слова? -Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. – В чем заключается идея произведения? (если в семье все друг друга любят, то никакие проблемы не страшны) Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся настроением этого сказочного рассказа. | -Ответы учащихся. -Чтение отрывков-описаний Олицетворение. Дети зачитывают фрагмент текста с описанием театра Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами. Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор Работа в группах Дети находят в тексте фрагменты с описанием слез героев, зачитывают, объясняют действия героев с подбором слов из словаря 1 группа –мама с.19 2 группа -капельдинер с.22 3 группа –Золушка с.22 4 группа –мама с.23 Дети обдумывают итоговые слова мамы, и предлагают предположительные ответы. (если позволит время) Выразительное чтение финального абзаца рассказа (под красивую тихую музыку) | Часы (с.12), скульптура на театре (с.12), музыкальные инструменты (с.21) Дом, сад, лев, зима, отопление (с.14) -Сказочное, волшебное, приподнятое Приложение 4 « И было непонятно, как с такого неба может слетать такой снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у м амы на столе в корзине большие цветы. Но непонятнее всего была ворона». «Там, в сиянии , , и света, появился дворец». Сл.8-9 (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный, счастливый, печальный, смешной Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом Сл.10 Сл.11 Сл.12 Сл.13 | П. : - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте учебника, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль; - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - закрепление навыков парной и групповой работы; Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля; К: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Л. осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировозрения. |
VII. Рефлексия деятельности 1.Обобщение полученных на уроке сведений. 2. Оценивание соей деятельности Время: 4 | 1.Выполнение УЗ Найти в тексте подтверждения авторских мыслей, с помощью которых он вызвал у нас чувства удивления, сопереживания, красоты, радости, печали, счастья. 2. Оцените свою деятельность по памятке. (сл.) | Дети перечитывают УЗ урока, анализируют результат Оценка собственной деятельности | Приложение 5 Лист самооценки. – Я был активным в течение всего урока ____ – Я своими ответами приносил пользу всему классу___ – Я достиг целей, поставленных в начале урока____ | П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами; Р: оценивают собственную деятельность на уроке, владеют навыками самоконтроля. К.Строят речевое высказывание, понятное для собеседника |