Дата: 14.03.14
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Тема: Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг русских поэтов о природе; иллюстрации, фотографии о природе весной; «Времена года. Апрель» П. И. Чайковского, И.Ф.Стравинский «Весна священная», презентация «Весна»
Тип урока: изучение нового материала
I.Мотивирование к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнемся друг другу,
И нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
Девиз нашего урока: с. 1
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
- Думай - и всё поймёшь
II.Установка на художественное восприятие текста. с.2
А) Загадка о зиме.
Дел у меня немало – В лёд реки убираю,
Я белым одеялом Белю поля, дома,
Всю землю укрываю, А зовут меня …
Составление ассоциативного ряда к слову зима (дети записывают под музыкальное оформление)
Загадка о весне.
Я – (весна) – красна, с. 3
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
Составление ассоциативного ряда к слову весна (дети записывают под музыкальное оформление)
Б) Чтение записей вслух. с.4
-Сравнивая ваши ответы, мы видим, что у многих учеников времена года зима и весна вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.
III. Постановка учебной задачи. Тема урока.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)
УЗ-Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и весны, созданные с.5
Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»
Ф. И. Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Тютчев писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы. Познакомимся с одним из его стихотворений «Зима недаром злится».
- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Учебник с.110. Самостоятельная работа над стихотворением по плану (в парах) с.6-7
1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.
2. Обменяйся с напарником впечатлениями.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
3. Работайте с напарником над каждой строчкой своей строфы
- прочитайте её вместе,
- нарисуйте словесную картинку,
- объясните по очереди значение каждого слова (словосочетания).
4. За объяснением слов обращайтесь к словарю (на слайде).
Если не сможете объяснить, то отмечайте карандашом.
5. Прочитай эту строфу вместе с напарником еще раз.
2. Первичное чтение стихотворения по строфам (по цепочке). Работа со словарём
- Какими нам представляются зима и весна? с. 8
- Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
3. Работа над образами героев: зимы и весны
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
-Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.
- Ваша задача: выписать из текста учебника слова, с. 9-10
характеризующие Зиму и Весну.
Зима злится хлопочет ворчит ведьма злая взбесилась | Весна хохочет гонит шумит дитя прекрасное горя мало |
5. Физминутка с.11
Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!
6. Работа над выразительностью. Задание №4 с. 12-13
Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. | 1. Расставь паузы , . - : ; ? ! … 2. Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом) | 3. Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне. Радостно. Спокойно. Гневно. Оживлённо. Бодро. Сердито. С насмешкой. |
2) Выразительное чтение парами, индивидульно.
3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится…» с.14
V. Рефлексия деятельности (итог урока) с. 15-16
1) Составление «синквэйна» на тему «Весна». Работа в парах.
Весна
Долгожданная, яркая
Идет, спешит, торопится
Весна, весна! Как воздух чист.
Новая жизнь.
Какую учебную задачу ставили перед собой? с. 17
У меня на уроке было … настроение, потому что…
Мне надо поработать над …
Я могу похвалить своих товарищей за …
Мне понравилось …
VI. Домашнее задание. с.18
Учебник с.110. К.
№ 2 - выразительное чтение,
№ 24 – ответы на вопросы учебника,
№ 26 – книга по теме,
№ 29 – нарисовать иллюстрацию,
№ 32 – выучи наизусть.
МКОУ Соляновская СОШ
Кустовой семинар по теме
« Информационно-коммуникативные компетенции
как способ системного подхода к обеспечению ФГОС»
Литературное чтение
2 класс
Образы Зимы и Весны в произведении
Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…
Составил: учитель 1 категории
Корнева А.Б.
Март 2014