СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация "Бессоюзные сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовимся к ОГЭ.

Бессоюзные сложные предложения. Разбор задания №14 

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Бессоюзные сложные предложения"»

Подготовила учитель русского языка и литературы: Омарова А. Н .

Подготовила

учитель русского языка и литературы:

Омарова А. Н .

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по следующим темам: бессоюзное сложное предложение; пунктуация в бессоюзном сложном предложении  Развитие навыков связной речи: употребление бессоюзных сложных предложений в речи;  Научить увидеть красоту окружающей нас среды .

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по следующим темам:
  • бессоюзное сложное предложение;
  • пунктуация в бессоюзном сложном предложении
  • Развитие навыков связной речи: употребление бессоюзных сложных предложений в речи;
  • Научить увидеть красоту окружающей нас среды .
     Прочитайте предложения и сравните их.  Определите тип предложений, данных слева.  Что общего между этими предложениями и теми, которые даны справа? В чём их различие?   Догорал апрельский светлый вечер, и по лугам холодный сумрак лег. Если осиновые листья ложатся лицом вверх, то будет студеная зима. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки, потому что отцветает черемуха. Догорал апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег. Осиновые листья ложатся лицом вверх – студеной зиме. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки - отцветает черемуха.

Прочитайте предложения и сравните их. Определите тип предложений, данных слева. Что общего между этими предложениями и теми, которые даны справа? В чём их различие?

  • Догорал апрельский светлый вечер, и по лугам холодный сумрак лег.
  • Если осиновые листья ложатся лицом вверх, то будет студеная зима.
  • По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки, потому что отцветает черемуха.
  • Догорал апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.
  • Осиновые листья ложатся лицом вверх – студеной зиме.
  • По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки - отцветает черемуха.
Ответить на вопросы  Какое предложение является сложным?  Как связываются простые предложения, входящие в состав сложных?  Какие сложные предложения называются бессоюзными?  В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая и точка с запятой?  В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?  В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире?

Ответить на вопросы

  • Какое предложение является сложным?
  • Как связываются простые предложения, входящие в состав сложных?
  • Какие сложные предложения называются бессоюзными?
  • В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая и точка с запятой?
  • В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?
  • В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире?
Бессоюзное сложное предложение с отношениями причины, с пояснительными, изъяснительными отношениями между частями  с отношениями противопоставления, времени, условия и вывода,быстрая смена событый с перечислительными отношениями между частями  знак препинания   знак препинания   знак препинания

Бессоюзное сложное предложение

с отношениями причины, с пояснительными, изъяснительными отношениями между частями

с отношениями противопоставления, времени, условия и вывода,быстрая смена событый

с перечислительными отношениями между частями

знак препинания

знак препинания

знак препинания

Тест А1. Как выражаются смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении? а) совсем не выражаются; б) выражаются по-разному; в) более четко; г) менее четко. А2. От чего зависят смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях? а) от содержания входящих в них простых предложений; б) от цели высказывания; в) от интонации;  г) от знаков препинания. А3. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях в устной речи выражаются... а) запятыми и точкой с запятой; б) двоеточием и тире; в) различными знаками препинания; г) интонацией.

Тест

А1. Как выражаются смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении?

а) совсем не выражаются;

б) выражаются по-разному;

в) более четко;

г) менее четко.

А2. От чего зависят смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях?

а) от содержания входящих в них простых предложений;

б) от цели высказывания;

в) от интонации;

г) от знаков препинания.

А3. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях в устной

речи выражаются...

а) запятыми и точкой с запятой;

б) двоеточием и тире;

в) различными знаками препинания;

г) интонацией.

А4. Выберите правильный ответ. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, может ставиться ... а) запятая; б) точка с запятой; в) двоеточие; г)  тире.  А5. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях: а)  второе предложение указывают причину того, о чем говорится в первом; б)  второе предложение поясняет первое; в)  второе предложение перечисляет какие-то факты; г)   второе  предложение дополняет смысл  первого,  распространяя один из его членов.  А6. Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях: а) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого; б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом; г) если предложения рисуют быструю смену событий.

А4. Выберите правильный ответ.

Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, может ставиться ...

а) запятая;

б) точка с запятой;

в) двоеточие;

г)  тире.

А5. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

а)  второе предложение указывают причину того, о чем говорится в первом;

б)  второе предложение поясняет первое;

в)  второе предложение перечисляет какие-то факты;

г)   второе  предложение дополняет смысл  первого,  распространяя один из его членов.

А6. Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:

а) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;

б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором;

в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом;

г) если предложения рисуют быструю смену событий.

А7. Какие утверждения являются неверными? а)         знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями; б)  смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений; в)         в бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией; г)         в бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются более четко, чем в союзных.   А8. Укажите,  почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении. Сказал - топором отрубил. а)         содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;       б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении;         в)         второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении; г)         предложения рисуют быструю смену событий.

А7. Какие утверждения являются неверными?

а)         знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями;

б)  смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений;

в)         в бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией;

г)         в бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются более четко, чем в союзных.

А8. Укажите,  почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении.

Сказал - топором отрубил.

а)         содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;

      б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении;

        в)         второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении;

г)         предложения рисуют быструю смену событий.

А9. Укажите, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тут Мересьева осенила мысль: партизаны должны быть где-то поблизости. а)  второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом; б)  второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, то есть раскрывает его содержание; в)  второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов; г)   в первой части бессоюзного сложного предложения опускаются слова  и увидел, и услышал, и почувствовал  и т. д.  А10. Укажите смысловые отношения в предложении:  Волны звучали солнце сияло море смеялось.  (Знаки препинания не проставлены.) а) второе предложение (или несколько предложений) раскрывает содержание первого; б) второе предложение (или несколько предложений) дополняет смысл первого; в) первое предложение указывает на время или условие того,  о чем говорится во втором, третьим и т. д. предложениях; г) перечисляются какие-то факты.

А9. Укажите, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тут Мересьева осенила мысль: партизаны должны быть где-то поблизости.

а)  второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом;

б)  второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, то есть раскрывает его содержание;

в)  второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов;

г)   в первой части бессоюзного сложного предложения опускаются слова  и увидел, и услышал, и почувствовал  и т. д.

А10. Укажите смысловые отношения в предложении: 

Волны звучали солнце сияло море смеялось.  (Знаки препинания не проставлены.)

а) второе предложение (или несколько предложений) раскрывает содержание первого;

б) второе предложение (или несколько предложений) дополняет смысл первого;

в) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором, третьим и т. д. предложениях;

г) перечисляются какие-то факты.

А 11 . Найдите предложение, в котором ставится точка с запятой, хотя также не распространено, как и другие. (Знаки препинания не проставлены.) а)                 Светит солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жажда. б)         Поезд ушел его огни исчезли. в)         Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны. г)                Настал вечер затеплились звезды.   А12. Расставьте знаки препинания, начертите схему данного предложения, укажите смысловые отношения. Хочешь изучить великую истину начинай с азбуки.

А 11 . Найдите предложение, в котором ставится точка с запятой, хотя также не распространено, как и другие. (Знаки препинания не проставлены.)

а)                 Светит солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жажда.

б)         Поезд ушел его огни исчезли.

в)         Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.

г)                Настал вечер затеплились звезды.

А12. Расставьте знаки препинания, начертите схему данного предложения, укажите смысловые отношения.

Хочешь изучить великую истину начинай с азбуки.

Ответы к тесту Номер Ответ А1 В А2 Г А3 А А4 В,Г А5 Б,В,Г А6 Б,В,Г А7 А,Г А8 Б А9 В А10 Б А11 А А12 1) [ ] – 2) [ ]. Вывод, следствие

Ответы к тесту

Номер

Ответ

А1

В

А2

Г

А3

А

А4

В,Г

А5

Б,В,Г

А6

Б,В,Г

А7

А,Г

А8

Б

А9

В

А10

Б

А11

А

А12

1) [ ] – 2) [ ]. Вывод, следствие

Шкала оценок 11-12 правильных ответов –  8-10 правильных ответов –  6-8 правильных ответов –  Менее 6 правильных ответов –

Шкала оценок

11-12 правильных ответов –

8-10 правильных ответов –

6-8 правильных ответов –

Менее 6 правильных ответов –

Графические схемы предложений.  (Карточка №1) 1.  1) [ ]: 2) [ ].  2.  1) [ ] – 2) [ ]. 3.  1) [ ] : 2) [ ] .  4.  1) [ ] – 2) [ ] . 5.  1) [ ] , 2) [ ] . 6.  1) [ ] ; 2) [ …,…,…].

Графические схемы предложений.

(Карточка №1)

1. 1) [ ]: 2) [ ].

2. 1) [ ] – 2) [ ].

3. 1) [ ] : 2) [ ] .

4. 1) [ ] – 2) [ ] .

5. 1) [ ] , 2) [ ] .

6. 1) [ ] ; 2) [ …,…,…].

Найти бессоюзные сложные предложения и составить схемы  (Карточка №2)     Вода Байкала! То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. Бесчисленны её оттенки. Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и чистая. Поднимается солнце выше – меняется её цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. Подул ветерок – кто-то добавил в озеро синевы. Подул сильнее – седые гребки расчертили эту синь пенными полосами.

Найти бессоюзные сложные предложения и составить схемы (Карточка №2)

Вода Байкала! То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. Бесчисленны её оттенки. Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и чистая. Поднимается солнце выше – меняется её цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. Подул ветерок – кто-то добавил в озеро синевы. Подул сильнее – седые гребки расчертили эту синь пенными полосами.

Домашнее задание Написать сочинение-описание «Мой любимый уголок родного края», употребляя бессоюзные сложные предложения.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание «Мой любимый уголок родного края», употребляя бессоюзные сложные предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!