Подготовила
учитель русского языка и литературы:
Омарова А. Н .
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по следующим темам:
- бессоюзное сложное предложение;
- пунктуация в бессоюзном сложном предложении
- Развитие навыков связной речи: употребление бессоюзных сложных предложений в речи;
- Научить увидеть красоту окружающей нас среды .
Прочитайте предложения и сравните их. Определите тип предложений, данных слева. Что общего между этими предложениями и теми, которые даны справа? В чём их различие?
- Догорал апрельский светлый вечер, и по лугам холодный сумрак лег.
- Если осиновые листья ложатся лицом вверх, то будет студеная зима.
- По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки, потому что отцветает черемуха.
- Догорал апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.
- Осиновые листья ложатся лицом вверх – студеной зиме.
- По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки - отцветает черемуха.
Ответить на вопросы
- Какое предложение является сложным?
- Как связываются простые предложения, входящие в состав сложных?
- Какие сложные предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая и точка с запятой?
- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?
- В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире?
Бессоюзное сложное предложение
с отношениями причины, с пояснительными, изъяснительными отношениями между частями
с отношениями противопоставления, времени, условия и вывода,быстрая смена событый
с перечислительными отношениями между частями
знак препинания
знак препинания
знак препинания
Тест
А1. Как выражаются смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении?
а) совсем не выражаются;
б) выражаются по-разному;
в) более четко;
г) менее четко.
А2. От чего зависят смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях?
а) от содержания входящих в них простых предложений;
б) от цели высказывания;
в) от интонации;
г) от знаков препинания.
А3. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях в устной
речи выражаются...
а) запятыми и точкой с запятой;
б) двоеточием и тире;
в) различными знаками препинания;
г) интонацией.
А4. Выберите правильный ответ.
Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения со значением перечисления, может ставиться ...
а) запятая;
б) точка с запятой;
в) двоеточие;
г) тире.
А5. Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:
а) второе предложение указывают причину того, о чем говорится в первом;
б) второе предложение поясняет первое;
в) второе предложение перечисляет какие-то факты;
г) второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.
А6. Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:
а) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;
б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором;
в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом;
г) если предложения рисуют быструю смену событий.
А7. Какие утверждения являются неверными?
а) знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями;
б) смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений;
в) в бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией;
г) в бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются более четко, чем в союзных.
А8. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении.
Сказал - топором отрубил.
а) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;
б) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении;
в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении;
г) предложения рисуют быструю смену событий.
А9. Укажите, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тут Мересьева осенила мысль: партизаны должны быть где-то поблизости.
а) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом;
б) второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, то есть раскрывает его содержание;
в) второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов;
г) в первой части бессоюзного сложного предложения опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д.
А10. Укажите смысловые отношения в предложении:
Волны звучали солнце сияло море смеялось. (Знаки препинания не проставлены.)
а) второе предложение (или несколько предложений) раскрывает содержание первого;
б) второе предложение (или несколько предложений) дополняет смысл первого;
в) первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором, третьим и т. д. предложениях;
г) перечисляются какие-то факты.
А 11 . Найдите предложение, в котором ставится точка с запятой, хотя также не распространено, как и другие. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Светит солнце слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жажда.
б) Поезд ушел его огни исчезли.
в) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.
г) Настал вечер затеплились звезды.
А12. Расставьте знаки препинания, начертите схему данного предложения, укажите смысловые отношения.
Хочешь изучить великую истину начинай с азбуки.
Ответы к тесту
Номер
Ответ
А1
В
А2
Г
А3
А
А4
В,Г
А5
Б,В,Г
А6
Б,В,Г
А7
А,Г
А8
Б
А9
В
А10
Б
А11
А
А12
1) [ ] – 2) [ ]. Вывод, следствие
Шкала оценок
11-12 правильных ответов –
8-10 правильных ответов –
6-8 правильных ответов –
Менее 6 правильных ответов –
Графические схемы предложений.
(Карточка №1)
1. 1) [ ]: 2) [ ].
2. 1) [ ] – 2) [ ].
3. 1) [ ] : 2) [ ] .
4. 1) [ ] – 2) [ ] .
5. 1) [ ] , 2) [ ] .
6. 1) [ ] ; 2) [ …,…,…].
Найти бессоюзные сложные предложения и составить схемы (Карточка №2)
Вода Байкала! То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. Бесчисленны её оттенки. Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и чистая. Поднимается солнце выше – меняется её цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. Подул ветерок – кто-то добавил в озеро синевы. Подул сильнее – седые гребки расчертили эту синь пенными полосами.
Домашнее задание
Написать сочинение-описание «Мой любимый уголок родного края», употребляя бессоюзные сложные предложения.