СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация «Экология русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация «Экология русского языка» 

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация «Экология русского языка»»

БПОУ РК «Политехнический техникум»
Преподаватель Каширская Т.Н.

Урок-презентация «Экология русского языка»

Тип урока: урок-исследование

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!


Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

С. Абдулла

ПРОБЛЕМА ПРЕЗЕТАЦИИ затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры.

Целью использования проекта является желание учителя привлечь учащихся к данной проблеме, развивать устойчивый интерес к предмету, повышать культуру речевого общения.

  • Привить ребятам вкус к овладению посильными приёмами самостоятельной работы над языком;

  • Погрузить их в поисково – творческую работу;

  • Углубить познания о языке;

  • Повысить культуру речевого общения;

  • Обогатить речь учащихся.

Содержание :

1. Послушаешь мудрого – сам ума наберёшься.

2. Говори правильно.

3. Жаргонизмы.

4. Творческая работа.

Несклоняемые существительные.

5. Устная речь.

  • А. Н. Толстой о русском языке: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».

Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем высказывания, стихотворения наших замечательных поэтов и писателей, «постреляем» пословицами и поговорками.

С древних времён мудрые люди знали о великом значении слов, придумали о них множество пословиц и поговорок. Предлагаю вспомнить их.

  • Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
    Язык голубит, язык и губит.
    Слово – не воробей, вылетит – жди беды.
    Слово – не стрела, а пуще стрелы разит.
    У него что на уме, то и на языке.
    Рана от копья - на теле, рана от речей – в душе.
    Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
    На гнилое слово держи ухо глухо.
    Каков разум таковы и речи.
    Жало остро, а язык острей того.
    За худые слова слетит и голова.
    И доброе слово не уймёт злого.
    Дурное – что смола; пристанет – не отлепишь.
    Гнило слово от гнила сердца.
    Как сказано, так и сделано.

Говори правильно:

Мой дядя выяснял лет сорок

И всё же выяснить не мог,

,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней –

творог?!

Расставьте ударение:

  • Звонит

  • Красивее

  • Каталог

  • Торты

  • Жалюзи

  • Договор

  • Квартал

  • Облегчить

  • Скольких

  • Обеспечение

  • Средства

  • Щавель

  • Баловать

  • Столяр

Проверь себя

  • Все мы говорим больше и чаще, чем пишем. Но далеко не все и не всегда задумываются над особенностями устной речи, которые нельзя не учитывать при общении. Нарушение правил устной речи ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой, неграмотной. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще.

Две оговорки:

  • Первая.

  • Мне кажется, нам надлежит примириться с теми отклонениями от нормы, которые стали традицией в определённых замкнутых профессиональных кругах. Так как все моряки говорят не компас, но компас, все шахтёры – не добыча, но добыча, все механики – не искра, а искра, нам остаётся утвердить эти формы в той мере, в какой они связаны с данной профессией. Но за пределами профессиональных жаргонов этим формам нет места.

  • Вторая

  • Не нужно забывать о существовании так называемого фамильярного, домашнего стиля.

  • «Одно дело, - напоминает профессор А. Реформаторский, - выступать с речью на том или ином собрании… другое дело говорить дома с близкими людьми.

  • Человек вправе сказать и я забегу, и я заверну, и я заскочу.

  • Это фамильярный стиль, который не подлежит нормализации, так как здесь всё зависит от индивидуальной ситуации разговора, важно только, чтобы сам говорящий это чувствовал».

Проблемы засорения русского языка:

  • Во – первых, наблюдается использование жаргонизмов не

  • только в молодёжной среде, но и в средствах массовой

  • информации.

Во – вторых, одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение её словами – паразитами: «как бы», «значит», «типа того», «в смысле», «ну – у».

Вот некоторые из них:

  • Тормоз – глупый;

  • Клёвый – хороший;

  • Оторваться – веселиться;

  • Предки – родители;

  • Прикинь – представь;

  • Наезжать – приставать;

  • Не базарь – не говори;

  • Не гони – не обманывай;

  • В смысле – как понять;

  • Оттянуться – отдохнуть.

  • Несданный экзамен – хвост;

  • Голова – кумпол;

  • Телевизор – телек;

  • Домашка – домашнее задание;

  • Уйти – слинять;

  • За бугром – за границей;

  • Тачка – машина;

  • Тащусь – восхищаюсь;

  • Ящик – телевизор.

К.И. Чуковский писал: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

Творческая работа:

1.Составьте и запишите слова к картинкам.

2.Опираясь на словарь учебника «Говори правильно!», произнесите эти слова.

3.Укажите лишние слова. Обоснуйте свой

ответ.

Несклоняемые существительные: алоэ, пальто, кашпо, кенгуру….

Эта песенка про то, как не надо говорить:

Как – то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине,

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпазу.

Кенгуру в кафе зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, закончилось оно,

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать.

А. Хайт

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

«Встречают по одёжке – провожают по уму».
Русская народная
пословица.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви и ненависти»

Л.Н.Толстой.

  • Является ли речь признаком вежливости, визитной карточкой каждого говорящего?

Речь – визитная карточка говорящего.

  • Психологи утверждают, что расслабление необходимо, но расслабиться можно в танце, в музыке, в спорте, в путешествии. Человек, употребляющий в речи бранные слова, насыщает пространство негативной энергетикой, засоряет его. Окружающие, соприкоснувшись с этой энергией, могут заболеть. Последние исследования учёных – генетиков доказали, что слово материально.

  • Взрослым и детям. Наука предупреждает.

  • Не убивайте бранным словом!

  • В Институте Управления Российской академии наук группой учёных под руководством видного молекулярного биолога П.П.Горяева проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: “ Что же происходит сегодня с родом человеческим?”

  • С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы, ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!

  • Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет бранные слова, несущие разрушительный снаряд, его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации. Отсюда, все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

  • Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно или скрыто, поэтому необходимо беречь себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение!

Замечательные слова сказал по этому поводу Л.Н.Толстой: “Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно”.

Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня и ученые, и педагоги, и журналисты. Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась на состоянии языка. Его наполнили элементы уголовного жаргона, неуклюжие заимствования. Естественный процесс развития языка оборачивается его разрушением.

Мы хотим проиллюстрировать это утверждение примером. Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. Чтобы не произошла экологическая катастрофа, за количеством отходов следит специальное ведомство. Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами. Чем окончится такая безответственность? Гибелью реки!

  • Всякое сравнение, в том числе и это, неточно, река – это не язык. Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную систему, где каждый элемент занимает определённое место.

  • Систему разрушает хаос. Так, например, всякому подростку понятна разница между словами “девочка” и “девка”. Но если в современном языке эти слова звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы. Это и есть разрушение, нашу речь уже невозможно правильно понять и оценить. Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. Язык теряет надёжность, красоту и начинает работать со сбоями, как компьютерная программа, зараженная вирусом. Как же быть с теми, кто сквернословит?

  • У тех, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включать программу самоуничтожения; второй – духовного роста, совершенствования, путь красоты. Для этого не надо употреблять слова ненормативной лексики, не заменять ругательства начальными буквами, не надо заменять сквернословие культурными ругательствами, они не чище обычных. Исправить всё общество мы не в состоянии, но пресечь сквернословие в лицее, в семье, в кампании на улице можно.

  • В речи существуют нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное, они называются эвфемизмы. Можно сказать “пудрить мозги”, а можно – вводить в затруднение; вместо “жирный” - полный, вместо “сдохнуть” - умереть. Эвфемизмы помогут избежать конфликтов, проявить уважение к собеседнику.

  • Памятка.

  • Не говорите плохих слов сами.
    Не копируйте других.
    Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
    Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

  • - О какой проблеме мы сегодня говорили?
    - На ваш взгляд, опасно ли сквернословие?
    - Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы предлагаете?
    - Как вы будете решать эту проблему для себя?

Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?

  • оскудение нашей речи;

  • сквернословие;

  • жаргонная лексика;

  • «слова – паразиты».

Как можно обогатить собственную речь?

  • Больше читай!

  • Привыкай пользоваться словарями!

  • Не давай слову опережать мысли!

Вывод исследований:

  • Уровень речевой культуры постепенно снижается за счёт засорения нашей речи, из-за неумения пользоваться словарным богатством нашего языка.

  • Мы можем обогатить собственную речь.

  • «Давайте восклицать,
    Друг другом восхищаться,
    Высокопарных слов не стоит опасаться.
    Давайте говорить друг другу комплименты,
    Ведь это всё любви счастливые моменты».
    Б.Ш. Окуджава.

  • Добрые слова.

  • Ах, как нам добрые слова нужны!
    Не раз мы в этом убеждались с вами,
    А может, не слова – дела важны?
    Дела делами, а слова – словами.
    Они живут у каждого из нас,
    На дне души до времени хранимы,
    Чтоб их произнести в тот час,
    Когда они другим необходимы!

Домашнее задание:

  • Выписать пословицы и поговорки о правильной, с точки зрения языковой нормы, речи

  • Дополнить памятку «Как обогатить нашу речь» советами Составить задания, выполнение которых поможет обогатить нашу речь, сделать её правильной и красивой



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!