СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация "Структура сочинения-рассуждения 15.3".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку содержит критерии оценивание сочинения-рассуждения 15.3, развернутый комментарий понятия "композиция сочинения-рассуждения", перечислены виды логических ошибок, даны рекомендации поэтапного выполнения работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Структура сочинения-рассуждения 15.3".»

1 33% Часть 3. 26% 23% 18 % Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2  ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написание сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

1

33%

Часть 3.

26%

23%

18 %

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов №2

ТОЛЬКО ОДНО из заданий:

15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написание сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С3К1. Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. 1 Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С3К1. Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.

1

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С3К2. Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста. 2 Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С3К2. Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента:

один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка , и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка , и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) С3К4. Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. 1 В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

С3К4. Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 (9 баллов).   Eсли сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С3К1–С3К4. Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 (9 баллов).

Eсли сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С3К1–С3К4. Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

С3К4. Композиционная стройность Тезис. Аргумент №1. Аргумент №2. Вывод. Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

С3К4. Композиционная стройность

  • Тезис.
  • Аргумент №1.
  • Аргумент №2.
  • Вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.   Вид ошибки Л1 Пример Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте Л2 Нарушение причинно-следственных отношений На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид ошибки

Л1

Пример

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;

Он облокотился спиной на батарею;

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Вид ошибки Л3 Пример Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». Л 4 Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) Л 5 Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. Сопоставление логически несопоставимых понятий … Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Вид ошибки

Л3

Пример

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Л 4

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Л 5

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Неудачный зачин. Л 6 Неудачный зачин Л 7 Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор Ошибки в основной части Л 8   а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. Неудачная концовка б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Неудачный зачин.

Л 6

Неудачный зачин

Л 7

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор

Ошибки в основной части

Л 8

  а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

Неудачная концовка

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Этапы работы над сочинением 15.3 1. Внимательно перечитай исходный текст. 2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?). 3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. 4. Подбери материал для первого аргумента: — найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие; — помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае; — необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания; — не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

Этапы работы над сочинением 15.3

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента: — найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

Этапы работы над сочинением 15.3 5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента: — вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей; — запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!); — обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте):  вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте… 6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Этапы работы над сочинением 15.3

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей; — запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте):

вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе.

Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!