СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Природа и люди Древней Индии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из курса "История Древнего мира. 5 класс". Урок №16 в разделе "Древний Восток"

Просмотр содержимого документа
«Урок «Природа и люди Древней Индии»»

Конспект учебного занятия


ФИО учителя

Коркишко Е.Е., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №45» Копейского городского округа

Класс

5

Предмет

История

Авторы и название учебной программы

Программа курса «История Древнего мира. 5 класс» / Годер Г.И., Вигасин А.А., Шевченко Н.И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015.

Учебная тема (раздел)

Древний Восток (20 ч)

Название учебного занятия и количество часов

Природа и люди Древней Индии (1ч). Урок №16 в разделе «Древний Восток».

Педагогическая идея урока

«О, Индия, ты - украшенье планеты -

Поэтами тысячекратно ты воспета.

Ты - словно мечта о божественном чуде.

Тебя населяют красивые люди…

Индийские дни - словно горсть самоцветов.

Там джунгли, там тигры, там вечное лето».

Цель учебного занятия

Сформировать представления учащихся о географическом положении Древней Индии, занятиях и религии индийцев.

Планируемые образовательные результаты учебного занятия

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; понимание культурного многообразия мира, уважение к истории, культуре, традициям других народов, толерантность.

Метапредметные: работать с учебной литературой, с дополнительной информацией, анализировать и обобщать факты, формулиро­вать и обосновывать выводы; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения; смысловое чтение: находить в тексте требуемую, структурировать текст, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Предметные: описывать условия и образ жизни, основные занятия людей Древней Индии; читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться по карте; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать.

Тип учебного занятия

Урок изучения новых знаний

Вид учебного занятия

Урок с элементами практической работы


УМК

  • Программа курса «История Древнего мира. 5 класс» / Годер Г.И., Вигасин А.А., Шевченко Н.И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015.

  • Вигасин А.А., Годер Г.И, Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 кл. - М.: Просвещение, 2015.

  • Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2015.

  • Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы:

  • Всемирная история http://www.world-history.ru/countries_about/1953.html - история Древней Индии;

  • Геосинхрония http://historyatlas.narod.ru/india.html - карты;

  • ARTYX.RU http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st041 - искусство Древней Индии (иллюстрации)

Все страны мира. Энциклопедический справочник/ Сост. Родин И.О., Пименова Т.М. – М.: Вече, 2002. – 560с.

Оборудование

Мультимедийная система, презентация, дидактические материалы, контурная карта «Индия в древности»



Название этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

+ ЦОР

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успехов.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок

Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

Мы с вами продолжаем путешествовать по странам Древнего Востока.

На прошлых уроках мы познакомились с историей стран Западной Азии. Сегодня мы продолжаем путешествие.

Перед тем, как приступить к новой теме, давайте вспомним страны, где мы с вами уже побывали.

(Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава)

Называют страны Древнего Востока

Мотивационный этап

Беседа

Слайд №1







Слайд №2





Итак, мы отправляемся на восток, в где нас встречает большая страна, расположенная на полуострове в виде перевернутого треугольника.

Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса.

-- Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Сегодня мы отправляемся в Древнюю Индию.

-- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»? (слоны, танцы, фильмы, жара)

«О, Индия, ты - украшенье планеты -

Поэтами тысячекратно ты воспета.

Ты - словно мечта о божественном чуде.

Тебя населяют красивые люди…

Индийские дни - словно горсть самоцветов.

Там джунгли, там тигры, там вечное лето».

Отвечают на вопросы, называют ассоциации











Составление плана урока Слайд №3








Слайд № 4

Тема нашего урока: «Природа и люди Древней Индии»

При изучении новой темы мы всегда составляем план.

Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

План

  1. Природные условия

  2. Религиозные верования


Учитель демонстрирует слайд с полным планом урока.

План

  1. Географическое положение Древней Индии

  2. Природные условия

  3. Занятия жителей

  4. Религиозные верования


Записывают тему урока в тетрадь.




Ученики формулируют недостающие пункты плана.




Записывают план в тетрадь

Постановка учебной задачи

Слайд №5


В ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос: Почему древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной?


Этап усвоения новых знаний


Работа с картой

Слайд №6

















Сообщения учащихся Слайд №7





  1. Географическое положение Древней Индии

Знакомство  с  новой  страной мы всегда начинаем с географического положения.

-- Чем отличается остров от полуострова? (полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком, а с других сторон омывается водой (морями и океанами)

Давайте посмотрим на карту.

-- Найдите остров (о.Шри-Ланка) и полуостров (п-ов Индостан).

-- Покажите их на карте у доски.

Индия – это огромный треугольный полуостров, врезающийся в океан. Находится на юге Азии. Эта страна расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к ней часть материка.

-- Какие моря и океаны омывают этот полуостров? (Аравийское море и Индийский океан )

--Покажите их на карте у доски.

С севера границей Индии служат самые высокие в мире горы.

-- Как они называются? (Гималаи)

В них находиться высочайшая на планете гора Джомолунгма (Эверест, Сагарматха).

Сообщение учащегося о Гималаях.

-- Как вы думаете, какую роль играли эти горы в жизни жителей?ащищали от холодных ветров и вражеских набегов).

Индийцы верили, что на вершинах гор живут боги.

Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди.

С гор текут две большие реки.

-- Найдите на карте как они называются? (Инд и Ганг).

-- Покажите их на карте у доски.

Древние индийцы селились на берегах этих рек. Они считали реки священными, дающими жизнь.

Сообщение учащегося о реках Инд и Ганг.

Древние индийцы поселились вдоль берегов этих рек, богатых растительностью.

Находят на карте необходимую информацию. Отвечают на вопросы.

Показывают на карте у доски географические объекты.















Слушают сообщения, задают вопросы по содержанию сообщения.

Работа с контурной картой

Слайд №8

  1. Напишите название полуострова, на котором расположена Индия.

  2. Напишите название океана, омывающего Индию.

  3. Напишите названия двух главных рек Индии

  4. Обозначьте и надпишите Гималайские горы

Учащиеся выполняют задания на контурной карте


Работа с текстом учебника в группах (с.97)

Слайд №9


  1. Природные условия


Ответьте устно на вопросы:

  1. Что представляли собой джунгли?

  2. Какую пользу они приносили людям?

  3. Какие опасности подстерегали человека в джунглях?


Работа в группах (по 4 человека) – читают текст учебника (с.97), отвечают на вопросы


Работа с источником Слайд №10

Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата»:

В ветвях деревьев гнездились

Шумели, порхали и пели

Птицы лесные, и всюду…

В дикой глуши попадались

То кабан, то шакал, то буйвол,

То рысь, то пантера…

И светлая влага кипела

Множеством рыб,

Крокодилов и змей…

И ветви обвивали хвостами,

С криком качались на них

Обезьяны,

По сучьям деревьев

Ползали, перьями ярко блестя.

Попугаи …


-- Назовите представителей животного мира Древней Индии.


Называют представителей животного мира Древней Индии на основе работы с источником

Физминутка


Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись (потягивания)


Выполняют движения

Работа с документом Слайд №11


3. Занятия населения

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии

«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

Ответьте устно на вопросы:

1. Назовите основные занятия населения Древней Индии (Жители Древней Индии занимались земледелием, собирательством, скотоводством, ремеслом, охотой, рыболовством; основное занятие – земледелие.).

2. Какие культуры выращивали в Индии?

-- Как  вы  думаете,  как  влияло  географическое  положение  Индии  на  занятия  ее  жителей? Объясни  свое  мнение. ( Я считаю ……,  потому  что….)

Работа в парах – читают документ, устно отвечают на вопросы к документу.




















Записывают в тетради занятия населения: земледелие, скотоводство, собирательство, охота, ремесло


Высказывают мнение, аргументируя свою точку зрения

Игровые технологии


А сейчас мы с вами немного поиграем. Узнаем больше о жизни древних индийцев. Несколько человек получат роли. Мы разыграем импровизированный спектакль.

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быть, ты лжёшь!

Путешественник: Нисколько… Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.

Друг путешественника: Враньё! На свете нет ничего слаще мёда!

-- Лгал ли путешественник?

-- Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

-- О каких культурах идет речь? (хлопок, сахарный тростник)


-- Что общего в природных условиях Египта, Южного Двуречья и Индии?

-- Почему многие древневосточные государства возникли в долинах больших рек?

Двое учащихся участвуют в импровизированном спектакле.













Сравнивают природные условия Египта, Двуречья и Индии

Работа с дидактическими заданиями


  1. Продолжите фразы

Джунгли – это _______________________________________________.

Главным занятием населения Индии было __________________.

  1. Найдите лишнее

В непроходимых лесах Индии водились:

А) тигры

Б) львы

В) леопарды

Г) ягуары

Д) обезьяны

Е) змеи

Ж) буйволы

З) крокодилы

3. Найдите лишнее

В Индии выращивали:

А) рис

Б) хлопчатник

В) сахарный тростник

Г) кукурузу

Д) пшеницу

Е) ячмень

Самостоятельно выполняют задания в рабочих листах.

Взаимопроверка в парах.

Работа с иллюстрациями

Слайд №12



  1. Религиозные верования

А еще древние индийцы приручали слонов. Слоны переносили тяжести и участвовали в сражениях. Индийцы поклонялись слону как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.

С особой любовью и почтением индийцы относились к корове.

-- Как вы думаете почему? (она дает молоко, из которого делали простоквашу и масло)

Индийцы называли ее кормилицей и матерью. В отличие от нас индийцы не ели говядину, а человека, убившего корову, считали страшным преступником.


Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, его душа переселяется в другое существо. Кем человек станет после смерти, зависит от его поведения. Если человек был вором, то в следующей жизни он родится крокодилом, обманщик – придорожным камнем. Душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Только правильно и честно прожитая жизнь может избавить человека от вечного переселения его души. Вера в переселение душ обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам.

-- Что общего и различного в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании? (египтяне верили в богов и загробную жизнь, индийцы в богов и переселение душ)

Выделяют черты сходства и различия религии индийцев и египтян























Сообщение учащегося Слайд №13

Сообщение о Будде

В VI – V веках до н.э. в Древней Индии возникла одна из мировых религий – буддизм, основателем которой является Будда. Буддизм распространился по всему миру, во многих странах и сегодня живут последователи Будды.

Слушают сообщения, задают вопросы по содержанию сообщения


Историческая задача

Слайд №14







Люди, занимавшиеся рыболовством и охотой, жили на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. Первая цивилизация (индская или хараппская) развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н.э. и просуществовала около тысячи лет. В 1922 г. археологи раскопали древнейшие индийские города Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени города Хараппы древнейшая цивилизация Индии получила название Хараппской.

Древнейшие жители Индии умели строить города с широкими и прямыми улицами. Из прочного кирпича они возводили дома в два и три этажа. В этих домах был водопровод. В древнейших городах Индии были обнаружены остатки дворцов, крупных зернохранилищ. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины.

Во II тыс. до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.


-- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. Были развиты ремесло и торговля)


Формулируют выводы на основе данных археологических раскопок

Работа с картой

Слайд №15

В середине II тысячелетия до н.э. в Северную Индию из Центральной Азии через бассейн Инда пришли арии, основавшие в долине Ганга свои государства к VII – VI вв. до н.э. В V в. до н.э. в долине Ганга было несколько мелких, враждовавших между собой государств. В IV в. до н.ж. на северо-запад Индии пришли войска Александра Македонского, успешно преодолев сопротивление племен, живших в долине Инда. Однако в долине Ганга ситуация к этому времени изменилась. Цари государства Магадха объединили мелкие государства в одно сильное и отразили греко-македонское нападение. Вскоре власть в Магадхе захватил Чандрагупта из рода Маурьев, а при его внуке Ашоке (III в. до н.э.) цари Магадхи правили уже почти всей Индией (кроме самого юга Индостана), а их государство обычно называют империей Маурьев. Мощное государство Маурьев распалось в начале IIв.до н.э.

--Кто объединил почти все индийские царства под своей властью в III в. до н.э.?

-- Найдите на карте территорию державы Ашоки

-- Найдите столицу - город Паталипутра.

--Найдите на карте места раскопок древнейших городов Индии.

Находят на карте территорию державы Ашоки, город Паталипутру, места раскопок древнейших городов Индии

Работа с контурной картой

Слайд №16

Обозначьте значком места древнейших городов Индии

  1. Обозначьте значком места древнейших городов Индии

  2. Обведите границы крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

  3. Обозначьте столицу державы Ашоки.

Учащиеся выполняют задания на контурной карте


Закрепление нового материала

Самостоятельная работа. Впишите недостающие слова

Слайд №17






Слайд №18


Индия расположена на полуострове ________________. Берега с запада, с востока и с юга омывает ____________________ океан.

Самые многоводные реки Индии – это _________ и __________. В долине Ганга климат очень жаркий и влажный. Ее покрывают труднопроходимые, густые леса - _______________. В Индии земледельцы выращивали ________________

____________________________________________________________________.

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ______________.

В _____ веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь ___________.


Самостоятельно заполняют пропущенные слова в тексте. Взаимопроверка в парах


Установление соответствия между именами и связанными ними событиями




1) Будда

А) один из главных богов древних индийцев с головой слона

2) Ашока

Б) основатель религиозного учения, названный просветленным

3) Ганеша

В) царь, объединивший под своей властью индийские царства


Самостоятельно устанавливают соответствие.

Взаимопроверка в парах

Составление синквейна

Слайд №19


На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к нашей схеме. Это «Синквейн», в переводе с французского языка, пять строк. Чтобы составить его, нам необходимо соблюдать следующее правило:

1 строка – Название темы (существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.

5 строка – суть темы, выраженная другим существительным

Совместное составление синквейна

Решение учебной задачи

Слайд №20


Давайте ответим на вопрос: Почему древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной?

Отвечают устно на вопрос, аргументируя свою точку зрения

Рефлексия

Продолжите фразы

Слайд №21


- Сегодня на уроке я узнал…  

- Сегодня на уроке мне удалось…

- Сегодня на уроке мне было интересно, т.к…

- Я доволен результатом своей работы, потому что…


Отвечают письменно на вопросы

Обобщающая беседа


-- Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Индии?

-- Что показалось интересным? Какие остались вопросы?

Кто доволен своей работой на уроке, соедините руки в замочек, кто не очень доволен – разведите руки в стороны.


Отвечают устно на вопросы

Подведение итогов

Домашнее задание

Слайд №22


Уровень А

(легкий, 3 б.)

Уровень В

(средний, 4 б.)

Уровень С

(сложный, 5 б.)

§20, с.100 работа с картой

§20, с.100 вопросы 2 и 3 (устно), в рабочей тетради задание 87

§20, подготовить сообщение о древнейших городах Индии (с.100 задание 1)


Выбирают уровень и записывают домашнее задание

Оценивание работы учащихся


Оценивается:

  • выполнение письменных заданий в рабочих листах в течение урока (результаты взаимопроверки – количество набранных баллов) - все учащиеся;

  • работа с контурной картой «Индия в древности» - все учащиеся;

  • сообщения учащихся на уроке;

  • устные ответы на уроке.

Благодарю за работу на уроке. Спасибо, до свидания.


Оценивают свою работу на уроке













Приложение 1

Контурная карта «Индия в древности»

Задания к контурной карте:

  1. Напишите название полуострова, на котором расположена Индия.

  2. Напишите название океана, омывающего Индию.

  3. Напишите названия двух главных рек Индии

  4. Обозначьте и надпишите Гималайские горы

  5. Обозначьте значком места древнейших городов Индии

  6. Обведите границы крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

  7. Обозначьте столицу державы Ашоки.



































Приложение 2

Документ

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах. Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда.

Ответьте устно на вопросы:

1. Назовите основные занятия населения Древней Индии.

2. Какие культуры выращивали в Индии?

Приложение 3

Рабочий лист

Выполните задания:

  1. Продолжите фразы

Джунгли – это _____________________________________________________________.

Главным занятием населения Индии было __________________.

  1. Найдите лишнее

В непроходимых лесах Индии водились:

А) тигры Д) обезьяны

Б) львы Е) змеи

В) леопарды Ж) буйволы

Г) ягуары З) крокодилы

3. Найдите лишнее

В Индии выращивали:

А) рис Г) кукурузу

Б) хлопчатник Д) пшеницу

В) сахарный тростник Е) ячмень


4. Впишите недостающие слова

Индия расположена на полуострове ________________. Берега с запада, с востока и с юга омывает ____________________ океан.

Самые многоводные реки Индии – это _________ и __________. В долине Ганга климат очень жаркий и влажный. Ее покрывают труднопроходимые, густые леса - _______________. В Индии земледельцы выращивали ____________________

________________________________________________________________________.

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название __________________.

В _____ веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь ___________.

5. Установите соответствие между именами и связанными ними событиями


1) Будда

А) один из главных богов древних индийцев с головой слона

2) Ашока

Б) основатель религиозного учения, названный просветленным

3) Ганеша

В) царь, объединивший под своей властью индийские царства



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!