ФИО учителя | Коркишко Е.Е., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №45» Копейского городского округа |
Класс | 5 |
Предмет | История |
Авторы и название учебной программы | Программа курса «История Древнего мира. 5 класс» / Годер Г.И., Вигасин А.А., Шевченко Н.И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015. |
Учебная тема (раздел) | Древний Восток (20 ч) |
Название учебного занятия и количество часов | Природа и люди Древней Индии (1ч). Урок №16 в разделе «Древний Восток». |
Педагогическая идея урока | «О, Индия, ты - украшенье планеты - Поэтами тысячекратно ты воспета. Ты - словно мечта о божественном чуде. Тебя населяют красивые люди… Индийские дни - словно горсть самоцветов. Там джунгли, там тигры, там вечное лето». |
Цель учебного занятия | Сформировать представления учащихся о географическом положении Древней Индии, занятиях и религии индийцев. |
Планируемые образовательные результаты учебного занятия | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; понимание культурного многообразия мира, уважение к истории, культуре, традициям других народов, толерантность. Метапредметные: работать с учебной литературой, с дополнительной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения; смысловое чтение: находить в тексте требуемую, структурировать текст, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. Предметные: описывать условия и образ жизни, основные занятия людей Древней Индии; читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать. |
Тип учебного занятия | Урок изучения новых знаний |
Вид учебного занятия | Урок с элементами практической работы |
УМК | Программа курса «История Древнего мира. 5 класс» / Годер Г.И., Вигасин А.А., Шевченко Н.И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015. Вигасин А.А., Годер Г.И, Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 кл. - М.: Просвещение, 2015. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2015. Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012. |
Дополнительная литература | Интернет-ресурсы: Всемирная история http://www.world-history.ru/countries_about/1953.html - история Древней Индии; Геосинхрония http://historyatlas.narod.ru/india.html - карты; ARTYX.RU http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st041 - искусство Древней Индии (иллюстрации) Все страны мира. Энциклопедический справочник/ Сост. Родин И.О., Пименова Т.М. – М.: Вече, 2002. – 560с. |
Оборудование | Мультимедийная система, презентация, дидактические материалы, контурная карта «Индия в древности» |
Название этапа | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения + ЦОР | Ведущая деятельность |
учителя | учащихся |
Организационный этап | | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успехов. | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок |
Актуализация знаний | Беседа по пройденному материалу | Мы с вами продолжаем путешествовать по странам Древнего Востока. На прошлых уроках мы познакомились с историей стран Западной Азии. Сегодня мы продолжаем путешествие. Перед тем, как приступить к новой теме, давайте вспомним страны, где мы с вами уже побывали. (Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава) | Называют страны Древнего Востока |
Мотивационный этап | Беседа Слайд №1 Слайд №2 | Итак, мы отправляемся на восток, в где нас встречает большая страна, расположенная на полуострове в виде перевернутого треугольника. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. -- Догадались ли вы, о какой стране идет речь? Сегодня мы отправляемся в Древнюю Индию. -- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»? (слоны, танцы, фильмы, жара) «О, Индия, ты - украшенье планеты - Поэтами тысячекратно ты воспета. Ты - словно мечта о божественном чуде. Тебя населяют красивые люди… Индийские дни - словно горсть самоцветов. Там джунгли, там тигры, там вечное лето». | Отвечают на вопросы, называют ассоциации |
Составление плана урока Слайд №3 Слайд № 4 | Тема нашего урока: «Природа и люди Древней Индии» При изучении новой темы мы всегда составляем план. Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты. План … Природные условия … Религиозные верования Учитель демонстрирует слайд с полным планом урока. План Географическое положение Древней Индии Природные условия Занятия жителей Религиозные верования | Записывают тему урока в тетрадь. Ученики формулируют недостающие пункты плана. Записывают план в тетрадь |
Постановка учебной задачи Слайд №5 | В ходе урока вам предстоит найти ответ на вопрос: Почему древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной? | |
Этап усвоения новых знаний | Работа с картой Слайд №6 Сообщения учащихся Слайд №7 | Географическое положение Древней Индии Знакомство с новой страной мы всегда начинаем с географического положения. -- Чем отличается остров от полуострова? (полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком, а с других сторон омывается водой (морями и океанами) Давайте посмотрим на карту. -- Найдите остров (о.Шри-Ланка) и полуостров (п-ов Индостан). -- Покажите их на карте у доски. Индия – это огромный треугольный полуостров, врезающийся в океан. Находится на юге Азии. Эта страна расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к ней часть материка. -- Какие моря и океаны омывают этот полуостров? (Аравийское море и Индийский океан ) --Покажите их на карте у доски. С севера границей Индии служат самые высокие в мире горы. -- Как они называются? (Гималаи) В них находиться высочайшая на планете гора Джомолунгма (Эверест, Сагарматха). Сообщение учащегося о Гималаях. -- Как вы думаете, какую роль играли эти горы в жизни жителей? (Защищали от холодных ветров и вражеских набегов). Индийцы верили, что на вершинах гор живут боги. Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди. С гор текут две большие реки. -- Найдите на карте как они называются? (Инд и Ганг). -- Покажите их на карте у доски. Древние индийцы селились на берегах этих рек. Они считали реки священными, дающими жизнь. Сообщение учащегося о реках Инд и Ганг. Древние индийцы поселились вдоль берегов этих рек, богатых растительностью. | Находят на карте необходимую информацию. Отвечают на вопросы. Показывают на карте у доски географические объекты. Слушают сообщения, задают вопросы по содержанию сообщения. |
Работа с контурной картой Слайд №8 | Напишите название полуострова, на котором расположена Индия. Напишите название океана, омывающего Индию. Напишите названия двух главных рек Индии Обозначьте и надпишите Гималайские горы | Учащиеся выполняют задания на контурной карте |
Работа с текстом учебника в группах (с.97) Слайд №9 | Природные условия Ответьте устно на вопросы: Что представляли собой джунгли? Какую пользу они приносили людям? Какие опасности подстерегали человека в джунглях? | Работа в группах (по 4 человека) – читают текст учебника (с.97), отвечают на вопросы |
Работа с источником Слайд №10 | Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата»: В ветвях деревьев гнездились Шумели, порхали и пели Птицы лесные, и всюду… В дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, То рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, Крокодилов и змей… И ветви обвивали хвостами, С криком качались на них Обезьяны, По сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя. Попугаи … -- Назовите представителей животного мира Древней Индии. | Называют представителей животного мира Древней Индии на основе работы с источником |
Физминутка | Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз); идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо); впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя); вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись (потягивания) | Выполняют движения |
Работа с документом Слайд №11 | 3. Занятия населения Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах. Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда». Ответьте устно на вопросы: 1. Назовите основные занятия населения Древней Индии (Жители Древней Индии занимались земледелием, собирательством, скотоводством, ремеслом, охотой, рыболовством; основное занятие – земледелие.). 2. Какие культуры выращивали в Индии? -- Как вы думаете, как влияло географическое положение Индии на занятия ее жителей? Объясни свое мнение. ( Я считаю ……, потому что….) | Работа в парах – читают документ, устно отвечают на вопросы к документу. Записывают в тетради занятия населения: земледелие, скотоводство, собирательство, охота, ремесло Высказывают мнение, аргументируя свою точку зрения |
Игровые технологии | А сейчас мы с вами немного поиграем. Узнаем больше о жизни древних индийцев. Несколько человек получат роли. Мы разыграем импровизированный спектакль. Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть… Друг путешественника: Этого не может быть, ты лжёшь! Путешественник: Нисколько… Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд. Друг путешественника: Враньё! На свете нет ничего слаще мёда! -- Лгал ли путешественник? -- Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? -- О каких культурах идет речь? (хлопок, сахарный тростник) -- Что общего в природных условиях Египта, Южного Двуречья и Индии? -- Почему многие древневосточные государства возникли в долинах больших рек? | Двое учащихся участвуют в импровизированном спектакле. Сравнивают природные условия Египта, Двуречья и Индии |
Работа с дидактическими заданиями | Продолжите фразы Джунгли – это _______________________________________________. Главным занятием населения Индии было __________________. Найдите лишнее В непроходимых лесах Индии водились: А) тигры Б) львы В) леопарды Г) ягуары Д) обезьяны Е) змеи Ж) буйволы З) крокодилы 3. Найдите лишнее В Индии выращивали: А) рис Б) хлопчатник В) сахарный тростник Г) кукурузу Д) пшеницу Е) ячмень | Самостоятельно выполняют задания в рабочих листах. Взаимопроверка в парах. |
Работа с иллюстрациями Слайд №12 | Религиозные верования А еще древние индийцы приручали слонов. Слоны переносили тяжести и участвовали в сражениях. Индийцы поклонялись слону как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. -- Как вы думаете почему? (она дает молоко, из которого делали простоквашу и масло) Индийцы называли ее кормилицей и матерью. В отличие от нас индийцы не ели говядину, а человека, убившего корову, считали страшным преступником. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, его душа переселяется в другое существо. Кем человек станет после смерти, зависит от его поведения. Если человек был вором, то в следующей жизни он родится крокодилом, обманщик – придорожным камнем. Душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Только правильно и честно прожитая жизнь может избавить человека от вечного переселения его души. Вера в переселение душ обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам. -- Что общего и различного в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании? (египтяне верили в богов и загробную жизнь, индийцы в богов и переселение душ) | Выделяют черты сходства и различия религии индийцев и египтян |
Сообщение учащегося Слайд №13 | Сообщение о Будде В VI – V веках до н.э. в Древней Индии возникла одна из мировых религий – буддизм, основателем которой является Будда. Буддизм распространился по всему миру, во многих странах и сегодня живут последователи Будды. | Слушают сообщения, задают вопросы по содержанию сообщения |
Историческая задача Слайд №14 | Люди, занимавшиеся рыболовством и охотой, жили на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. Первая цивилизация (индская или хараппская) развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н.э. и просуществовала около тысячи лет. В 1922 г. археологи раскопали древнейшие индийские города Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени города Хараппы древнейшая цивилизация Индии получила название Хараппской. Древнейшие жители Индии умели строить города с широкими и прямыми улицами. Из прочного кирпича они возводили дома в два и три этажа. В этих домах был водопровод. В древнейших городах Индии были обнаружены остатки дворцов, крупных зернохранилищ. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Во II тыс. до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. -- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. Были развиты ремесло и торговля) | Формулируют выводы на основе данных археологических раскопок |
Работа с картой Слайд №15 | В середине II тысячелетия до н.э. в Северную Индию из Центральной Азии через бассейн Инда пришли арии, основавшие в долине Ганга свои государства к VII – VI вв. до н.э. В V в. до н.э. в долине Ганга было несколько мелких, враждовавших между собой государств. В IV в. до н.ж. на северо-запад Индии пришли войска Александра Македонского, успешно преодолев сопротивление племен, живших в долине Инда. Однако в долине Ганга ситуация к этому времени изменилась. Цари государства Магадха объединили мелкие государства в одно сильное и отразили греко-македонское нападение. Вскоре власть в Магадхе захватил Чандрагупта из рода Маурьев, а при его внуке Ашоке (III в. до н.э.) цари Магадхи правили уже почти всей Индией (кроме самого юга Индостана), а их государство обычно называют империей Маурьев. Мощное государство Маурьев распалось в начале IIв.до н.э. --Кто объединил почти все индийские царства под своей властью в III в. до н.э.? -- Найдите на карте территорию державы Ашоки -- Найдите столицу - город Паталипутра. --Найдите на карте места раскопок древнейших городов Индии. | Находят на карте территорию державы Ашоки, город Паталипутру, места раскопок древнейших городов Индии |
Работа с контурной картой Слайд №16 | Обозначьте значком места древнейших городов Индии Обозначьте значком места древнейших городов Индии Обведите границы крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э. Обозначьте столицу державы Ашоки. | Учащиеся выполняют задания на контурной карте |
Закрепление нового материала | Самостоятельная работа. Впишите недостающие слова Слайд №17 Слайд №18 | Индия расположена на полуострове ________________. Берега с запада, с востока и с юга омывает ____________________ океан. Самые многоводные реки Индии – это _________ и __________. В долине Ганга климат очень жаркий и влажный. Ее покрывают труднопроходимые, густые леса - _______________. В Индии земледельцы выращивали ________________ ____________________________________________________________________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ______________. В _____ веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь ___________. | Самостоятельно заполняют пропущенные слова в тексте. Взаимопроверка в парах |
Установление соответствия между именами и связанными ними событиями | 1) Будда | А) один из главных богов древних индийцев с головой слона | 2) Ашока | Б) основатель религиозного учения, названный просветленным | 3) Ганеша | В) царь, объединивший под своей властью индийские царства | | Самостоятельно устанавливают соответствие. Взаимопроверка в парах |
Составление синквейна Слайд №19 | На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к нашей схеме. Это «Синквейн», в переводе с французского языка, пять строк. Чтобы составить его, нам необходимо соблюдать следующее правило: 1 строка – Название темы (существительное) 2 строка – описание темы (2 прилагательных) 3 строка – описание действия (3 глагола) 4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету. 5 строка – суть темы, выраженная другим существительным | Совместное составление синквейна |
Решение учебной задачи Слайд №20 | Давайте ответим на вопрос: Почему древние греки называли Индию волшебной, сказочной страной? | Отвечают устно на вопрос, аргументируя свою точку зрения |
Рефлексия | Продолжите фразы Слайд №21 | - Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня на уроке мне удалось… - Сегодня на уроке мне было интересно, т.к… - Я доволен результатом своей работы, потому что… | Отвечают письменно на вопросы |
Обобщающая беседа | -- Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Индии? -- Что показалось интересным? Какие остались вопросы? Кто доволен своей работой на уроке, соедините руки в замочек, кто не очень доволен – разведите руки в стороны. | Отвечают устно на вопросы |
Подведение итогов | Домашнее задание Слайд №22 | Уровень А (легкий, 3 б.) | Уровень В (средний, 4 б.) | Уровень С (сложный, 5 б.) | §20, с.100 работа с картой | §20, с.100 вопросы 2 и 3 (устно), в рабочей тетради задание 87 | §20, подготовить сообщение о древнейших городах Индии (с.100 задание 1) | | Выбирают уровень и записывают домашнее задание |
Оценивание работы учащихся | Оценивается: выполнение письменных заданий в рабочих листах в течение урока (результаты взаимопроверки – количество набранных баллов) - все учащиеся; работа с контурной картой «Индия в древности» - все учащиеся; сообщения учащихся на уроке; устные ответы на уроке. Благодарю за работу на уроке. Спасибо, до свидания. | Оценивают свою работу на уроке |
Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах. Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда.
1. Назовите основные занятия населения Древней Индии.
2. Какие культуры выращивали в Индии?
Джунгли – это _____________________________________________________________.
Главным занятием населения Индии было __________________.
Индия расположена на полуострове ________________. Берега с запада, с востока и с юга омывает ____________________ океан.
Самые многоводные реки Индии – это _________ и __________. В долине Ганга климат очень жаркий и влажный. Ее покрывают труднопроходимые, густые леса - _______________. В Индии земледельцы выращивали ____________________
________________________________________________________________________.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название __________________.
В _____ веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь ___________.