Урок географии
Класс 9 -а
Тема урока «Природные зоны Евразии»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.
Задачи урока:
Обучающие: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.
Развивающие: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие монологической речи, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Оргмомент
Какой материк мы изучаем? Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы.
Но сначала мы с вами должны вспомнить, что мы уже знаем о материке Евразия.
2.Актуализация знаний. Блиц - опрос:
САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ в природе материка Евразия. Сам материк Евразия является самым большим материком Земли, его площадь 53,3 млн. км2.
1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);
2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;
3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;
4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;
5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;
6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км2;
8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;
9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;
10)самая многоводная река – Енисей;
11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан - Волга
3. Приобретение новых знаний.
А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете после того, как отгадаете мои загадки.
1.Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
(Влажные экваториальные леса)
2. По широкой зоне едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
(Зона тундры)
3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит этот лес.
Там нас ждут рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, он шумит.
(Зона смешанных лесов)
4. На все стороны, куда ни бросишь взор:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(Зона степей)
5. Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся здесь на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
(Зона жарких пустынь)
Вывод учащихся о теме и целях урока.
Беседа
1)что такое природный комплекс?
2)что называют природной зоной?
3)дать определение понятия – широтная зональность.
4)дать определение понятия – высотная поясность
5)что называют антропогенным ландшафтом?
3. Работа с картами атласа.
Проанализируйте карту «Природные зоны Евразии» на с.41 атласа. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка?
Какая природная зона занимает наибольшую площадь?
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?
Назовите причины смены природных зон на материке Евразия?
Проблемный вопрос:
Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?
Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?
Практическая работа.
Пользуясь картой атласа (с.35 и с.41) и картами слайда презентации, сравните лесные зоны Евразии и Северной Америки по площади и расположению. Какой можно сделать вывод?
4.Выступления учащихся с сообщениями.
Готовясь к уроку, группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке – изучить растительный и животный мир арктического, субарктического и умеренного поясов и начинаем заполнять таблицу. Вы должны внимательно слушать сообщения и нужные сведения заносить в таблицу.
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни
Тундра и лесотундра
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Лесостепи и степи
Полупустыни и пустыни
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Переменно-влажные (муссонные) субтропические леса
Саванны
Влажные экваториальные леса
Практическая работа.
Описание природной зоны полупустынь и пустынь по типовому плану (Приложение 2).
Ребята, не забывайте о том, что природная зона – это целостный природный комплекс, где все компоненты природы между собой взаимосвязаны.
Закрепление:
Выполнить тест: определить соответствие: (выполняют самостоятельно на индивидуальных карточках)
а) Арктические пустыни;
б) Тундра;
в) Тайга;
г) Широколиственные леса;
д) Степи;
е) Пустыни и полупустыни.
1. Занимает самую большую область в Евразии.
2. Зона состоит из хвойных лесов.
3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение – саксаул.
7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.
Рефлексия.
Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке.
- мне было интересно;
- я узнал много нового;
- я был равнодушен на уроке;
- я скучал;
- у меня хорошее настроение;
- я продолжу изучать природные зоны.
Домашнее задание. § 64 и 65, закончить заполнение таблицы; с помощью текста учебника составить прогноз антропогенных изменений в каждой природной зоне, предложить меры по охране её природы.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Природная зона Евразии"»
Урок географии
Класс 9 -а
Тема урока «Природные зоны Евразии»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Евразии; углубить понятие природной зоны.
Задачи урока:
Обучающие: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии и подтверждение проявления широтной зональности; ознакомление обучающихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; повышение компьютерной грамотности обучающихся.
Развивающие: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развитие монологической речи, навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Оргмомент
Какой материк мы изучаем? Существует мнение, что органический мир Евразии уникален и разнообразен. Так ли это. Опровергнем или подтвердим это высказывание в ходе своей работы.
Но сначала мы с вами должны вспомнить, что мы уже знаем о материке Евразия.
2.Актуализация знаний. Блиц - опрос:
САМОЕ. САМОЕ. САМОЕ в природе материка Евразия. Сам материк Евразия является самым большим материком Земли, его площадь 53,3 млн. км2.
1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);
2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;
3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;
4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;
5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;
6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;
7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км2;
8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;
9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;
10)самая многоводная река – Енисей;
11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан - Волга
3. Приобретение новых знаний.
А что мы сегодня будем изучать, вы узнаете после того, как отгадаете мои загадки.
1.Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
(Влажные экваториальные леса)
2. По широкой зоне едешь дни и ночи;
Но нигде не встретишь леса или рощи,
Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.
Да в снегу кустарник борозду полощет.
(Зона тундры)
3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит этот лес.
Там нас ждут рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, он шумит.
(Зона смешанных лесов)
4. На все стороны, куда ни бросишь взор:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(Зона степей)
5. Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся здесь на жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
(Зона жарких пустынь)
Вывод учащихся о теме и целях урока.
Беседа
1)что такое природный комплекс?
2)что называют природной зоной?
3)дать определение понятия – широтная зональность.
4)дать определение понятия – высотная поясность
5)что называют антропогенным ландшафтом?
3. Работа с картами атласа.
Проанализируйте карту «Природные зоны Евразии» на с.41 атласа. Какой вывод можно сделать о природных зонах материка?
Какая природная зона занимает наибольшую площадь?
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?
Назовите причины смены природных зон на материке Евразия?
Проблемный вопрос:
Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?
Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?
Практическая работа.
Пользуясь картой атласа (с.35 и с.41) и картами слайда презентации, сравните лесные зоны Евразии и Северной Америки по площади и расположению. Какой можно сделать вывод?
4.Выступления учащихся с сообщениями.
Готовясь к уроку, группа ребят получила задание подготовить сообщения об особенностях природных зон Евразии. Итак, мы приступаем к решению главной поставленной задачи на уроке – изучить растительный и животный мир арктического, субарктического и умеренного поясов и начинаем заполнять таблицу. Вы должны внимательно слушать сообщения и нужные сведения заносить в таблицу.
Название природной зоны Почвы Растения Животные
Арктические пустыни
Тундра и лесотундра
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Лесостепи и степи
Полупустыни и пустыни
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Переменно-влажные (муссонные) субтропические леса
Саванны
Влажные экваториальные леса
Практическая работа.
Описание природной зоны полупустынь и пустынь по типовому плану (Приложение 2).
Ребята, не забывайте о том, что природная зона – это целостный природный комплекс, где все компоненты природы между собой взаимосвязаны.
Закрепление:
Выполнить тест: определить соответствие: (выполняют самостоятельно на индивидуальных карточках)
а) Арктические пустыни;
б) Тундра;
в) Тайга;
г) Широколиственные леса;
д) Степи;
е) Пустыни и полупустыни.
1. Занимает самую большую область в Евразии.
2. Зона состоит из хвойных лесов.
3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички.
5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение – саксаул.
7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.
Рефлексия.
Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке.
мне было интересно;
я узнал много нового;
я был равнодушен на уроке;
я скучал;
у меня хорошее настроение;
я продолжу изучать природные зоны.
Домашнее задание. § 64 и 65, закончить заполнение таблицы; с помощью текста учебника составить прогноз антропогенных изменений в каждой природной зоне, предложить меры по охране её природы.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.