Просмотр содержимого документа
«Урок-проект "Моя осень"»
Урок-проект по русскому языку «Моя осень»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Планируемые результаты:
В результате урока учащиеся смогут:
Предметные:
- назвать основную мысль текста Н. Сладкова «Золотой дождь»;
- на основе текста Н. Сладкова выделить средства выразительности речи;
- назвать основные произведения поэтов об осени.
Метапредметные:
- принять участие в обсуждении образа осени: осень-художница, осень-волшебница, осень-разбойница, осень-почтальон, осень-вдова, осень-красавица, осень-труженица, осень-злобная старуха, осень-рачительная хозяйка и т.д.;
Личностные:
- предъявить свое отношение к осени посредством создания ее образа через текст-миниатюру.
Ход урока-проекта:
Традиционно в 5 классе, знакомясь с учащимися, я предлагаю им небольшой творческий краткосрочный проект «Моя осень». Проект рассчитан на 2-3 урока, рассредоточенных по времени. Результатом проекта становятся созданные учащимися тексты, оформленные в сборник «Моя осень». Большую роль на данном этапе проекта играет взаимодействие с учителем информатики (часть работы по оформлению текста в сборнике учащиеся выполняют на уроке информатики).
Первый урок по теме – это урок «без ручки и тетради». Вместе с учениками мы отправляемся на прогулку по пришкольной территории, собираем и рассматриваем листья, любуемся красотой осенних деревьев, ощущаем запахи осени. Собранные листья приносим на урок. Именно так зарождается творческая атмосфера проекта и проходит подготовительный этап.
Второй урок начинается с коллективной работы. До начала урока готовится раздаточный материал (текст Н. Сладкова «Золотой дождь», подколотый к двойному тетрадному листу, на котором ребята будут делать необходимые записи; тексты поэтических произведений, посвященных теме осени). Учитель вместе с учащимися анализирует текст Н. Сладкова «Золотой дождь» (приложение № 1), обращает внимание школьников на большое количество поэтических произведений, посвященных теме осени (приложение № 2). На данном этапе работа направлена на активизацию воображения, фантазии, мышления и речевой деятельности учащихся. Учитель предлагает ребятам представить осень в различных образах, определить основные черты образа. Не забываем и о быстрой утомляемости детей этого возраста. На уроке осенний листопад, из собранных накануне листьев, кружит в классе (его образ создается ребятами).
Каждому человеку свойственно свое восприятие осени, поэтому на заключительном этапе урока предлагаю ребятам тоже попробовать себя в роли писателей. Учащиеся получают индивидуальные задания: создать свой образ осени, используя средства выразительности, и проиллюстрировать его.
Результат проекта «Моя осень» в приложении № 3.
Приложение № 1
Золотой дождь
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет- сорвется лист. Синица на ветке завозится - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит- закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.
Н. Сладков
Приложение № 2
Приложение № 3