СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "ПРОЕКТ «ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН», ПОСВЯЩЕННЫЙ Н. А. НЕКРАСОВУ (КОНКУРС ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», КОНКУРС РАССКАЗЧИКОВ, КОНКУРС РИСУНКОВ)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "ПРОЕКТ «ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН», ПОСВЯЩЕННЫЙ Н. А. НЕКРАСОВУ (КОНКУРС ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», КОНКУРС РАССКАЗЧИКОВ, КОНКУРС РИСУНКОВ)"»

проект «отечества достойный сын»,
посвященный н. а. некрасову
(конкурс выразительного чтения стихотворения
«железная дорога», конкурс рассказчиков,
конкурс рисунков)

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как певце народном, сочувствующем и верящем ему; создать условия для организации конкурсов выразительного чтения (проверка глубины эмоционального и содержательного восприятия стихотворения), проведения конкурса рассказчиков (закрепление умения устного рассказа), конкурса рисунков (закрепление навыков работы с иллюстрациями).

Тип урока: рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к поэзии Н. А. Некрасова, к портретной живописи художника И. Н. Крамского; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать выразительное чтение одноклассников;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, презентация иллюстраций), фронтальная (беседа).

Интернет-ресурсы:

1. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». – Режим доступа : http://www.museum.ru/m587

2. Портрет поэта Н. А. Некрасова. Картина Крамского. – Режим доступа : http://newbabilon.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/portret-poeta-n-a-nekrasova-kartina-kramskogo.html

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова художника И. Н. Крамского (1877); эпиграф к уроку: «Стихи мои! Свидетели живые...» (Н. А. Некрасов); выставка рисунков «Картины и образы, навеянные стихами Некрасова»; фотовыставка «Музей-заповедник “Карабиха”».

Основные понятия и термины: самосознание, глашатай народа.

Сценарий урока

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных грез

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Н. А. Некрасов

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

– Личность и творчество великого русского поэта Н. А. Некрасова настолько многогранны, что каждый раз, соприкасаясь с его поэзией, мы будем открывать для себя новые ее грани, новые темы, образы, изучая биографию писателя, будем узнавать новые факты, случаи из жизни писателя и смотреть на этого же человека, но, возможно, другими глазами и как-то по-новому. Пусть сегодняшний урок, который мы назвали «Отечества достойный сын», будет для вас откровением каких-то новых сторон личности поэта и душевным соприкосновением с его творчеством.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных грез

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Эпиграфом эти слова взяты неслучайно. Деятельность Н. А. Некрасова на протяжении почти четырех десятилетий находилась в центре идейно-художественной жизни России. Его поэтическое слово отразило важную историческую ступень самосознания народа. Его стихи – поистине «свидетели живые», в чем мы уже не раз убеждались и еще убедимся.

Сегодня у нас урок-конкурс. В рамках урока на самом деле пройдут три конкурса: первый – конкурс выразительного чтения стихотворения «Железная дорога», второй – конкурс рассказчиков «Глашатай истин вековых», третий – конкурс рисунков «Картины и образы, навеянные стихами Н. А. Некрасова». Членами жюри на нашем уроке будут ребята из параллельного класса.

Прошу всех участников трех конкурсов подать заявку об участии членам жюри. Вам достаточно указать свои фамилию, имя, название конкурса; участников конкурса рассказчиков просим сообщить также тему выступления.

II. Конкурс выразительного чтения «Вот они – нашей дороги строители!..».

– Ребята, прошу обратить внимание на портрет Н. А. Некрасова. Он принадлежит знаменитому художнику Ивану Николаевичу Крамскому. Сегодня как конкурсанты выразительного чтения вы будете читать не только для нас, но и для Некрасова.

Учитель читает наизусть стихотворение Алексея Плещеева «Некрасов» (1882).

Под небом южной стороны

Он вспоминал свой север дальний,

И яркий блеск ее весны

Души не радовал печальной.

В тот час, как луч вечерний гас

В волнах лазурного залива,

Бродил, быть может, он не раз

Один, угрюмый, молчаливый.

Он слушал, в думу погружен,

Густых и темных миртов шепот,

Вечерний колокола звон,

Волны сверкавшей плеск и ропот.

И край иной пред ним вставал;

С его простором и снегами;

Там буйный ветер тучи гнал

Над бесконечными степями...

И средь пустыни снеговой

Лачужки темные мелькали,

Где труд боролся с нищетой,

Где люди радостей не знали...

Тогда стране своей родной,

Тоски исполнен безысходной,

Слагал он песнь, и в песне той

Поэт о скорби пел народной,

Пел о желанных, лучших днях,

Народа прозревая силы...

И песнь его в людских сердцах

К неправде ненависть будила...

Он смолк... Его не слышать нам...

Но в песнях, полных вдохновенья,

Он юным завещал певцам

Народу честное служенье!

– Для выразительного чтения приглашаются два конкурсанта. Напоминаю, что после чтения каждый участник должен ответить на два вопроса одноклассников и один вопрос учителя. Критерии оценки следующие: выразительность чтения, полнота и правильность ответов на вопросы одноклассников, правильность ответа на вопрос учителя.

В ходе конкурса члены жюри заполняют таблицу оценивания выразительного чтения. (См. Ресурсный материал.)

В конце конкурса жюри подводит итоги, победителю вручается памятный приз, участникам – благодарность «За активное участие в конкурсе выразительного чтения “Вот они – нашей дороги строители!..”».

III. Конкурс рассказчиков «Глашатай истин вековых».

– Мы знаем, что поэтический образ народа стал главным содержанием творчества Некрасова. Вслушайтесь в эти строки:

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!..

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи...

В этих словах поэта и символ гражданской веры, и завет будущим поколениям. В то же время в этих словах достоверный образ Некрасова – человека.

Начинаем конкурс рассказчиков «Глашатай истин вековых». Критерии оценивания выступления следующие: мастерство рассказчика, новизна материала, речевая грамотность, использование наглядности.

Программа выступлений.

1. «Сельцо Грешнево. Впечатления детства».

2. «Учеба в Ярославской гимназии».

3. «Петербургские мытарства».

4. «Знакомство с В. Г. Белинским».

5. «“Карабиха” – музей-заповедник Н. А. Некрасова» (использование фотовыставки).

– Подведение итогов конкурса производится в соответствии с критериями оценки. (См. Ресурсный материал.)

Вручение победителю конкурса памятного приза, участникам – благодарности «За активное участие в конкурсе рассказчиков “Глашатай истин вековых”».

IV. Конкурс рисунков «Картины и образы, навеянные стихами Некрасова».

– К разговору приглашаются «художники-пейзажисты». Вам необходимо не только представить свою работу, но и рассказать о своем замысле и этапах работы над его воплощением.

Выступление конкурсантов.

Подведение итогов конкурса рисунков в соответствии с критериями оценки. (См. Ресурсный материал.) Вручение победителю конкурса памятного приза, участникам – благодарности «За активное участие в конкурсе рисунков “Картины и образы, навеянные стихами Некрасова”».

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Поэзия Н. А. Некрасова – явление в литературе сложное и многогранное. В ней получила воплощение тема народных страданий, отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны существования человека вообще.

Эта многогранность поэтического мира Некрасова давала и дает возможность по-разному «прочитывать» как его творчество в целом, так и каждое некрасовское произведение в отдельности.

Поэт всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был «Отечества достойный сын». А в обычной жизни Некрасов оставался простым, обыкновенным человеком, с которым мог пообщаться крестьянин, охотник, работник типографии, любой ребенок. Как собеседники все ему были интересны и понятны. Близкий по духу коллега по издательству «Современник», писатель Иван Иванович Панаев, дал такую характеристику Некрасову: «Он был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой». Таким мы и увидели поэта сегодня на уроке. Свои штрихи к портрету сделали чтецы, их дополнили рассказчики и художники 6 класса. Впечатления от урока самые приятные. Всем спасибо! Особая благодарность членам жюри!

– Что нового и интересного вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

– Какое впечатление от урока уносите с собой? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному тестированию по стихотворению Некрасова «Железная дорога» и рассказу Тургенева «Бежин луг».

Ресурсный материал

Факты из биографии Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немиров в Подольской губернии на Украине. Это русский поэт, писатель и публицист, признанный классик мировой литературы. Современники о нем отзывались, как о «человеке мягком, добром, независтливом, щедром, гостеприимном и совершенно простом... человеке с настоящей... русской натурой – бесхитростном, веселом и грустном, способном увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности...». Принадлежал к дворянской семье. Когда мальчику исполнилось всего 3 года, семья переехала в село Грешнево Ярославской губернии недалеко от Волги.

Здесь прошло детство Николая Алексеевича Некрасова.

В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию. В гимназии Некрасов активно писал стихи. Некрасов: «В гимназии начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей. Один из них, Златоустовский, сильно побил меня...».

К 16-летнему возрасту целая тетрадь была исписана стихами. Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи, если он не станет военным, и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Некрасов его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 копеек. Некрасов: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Знакомство Н. А. Некрасова с В. Г. Белинским

Примерно к этому времени приходится знакомство с великим русским критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке, которую загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня. Когда были прочитаны последние строки, «...у Белинского засверкали глаза, – вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И. И. Панаев, – он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:

– Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова-поэта.

Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа – это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации миллионов людей, закабаленных и помещиками-крепостниками, и нарождающейся буржуазией. Вспоминая детство, Некрасов под влиянием Белинского окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой талант борьбе с этим произволом.

Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того как стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий критик подтвердил свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного».

«Ясно припоминаю, – рассказывал впоследствии Некрасов, – как мы с ним вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим подлинную жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах. Сразу проявился талант молодого писателя.

Некрасов в воспоминаниях современников

«Он был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой» (И. И. Панаев).

Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», – писал Дмитрий Писарев.

«Н. А. Некрасов занимает особое место среди многих русских поэтов ХIХ века. Своеобразие творчества художника проявляется буквально при знакомстве с его лирикой. Он не только писал о народе, глубоко ему сочувствуя, но и отождествлял себя со всей крестьянской Россией, говоря, мысля и чувствуя как ее народ» (Ю. В. Лебедев).

Таблица «Критерии оценки выразительного чтения»

Фамилия,
имя участника конкурса

Название стихотворения, отрывка

Выразитель-ность чтения

Полнота, правильность ответов на вопросы одноклассников

Правильность ответа на вопрос учителя

Итог







Председатель жюри __________________________

Члены жюри________________________________

Таблица «Критерии оценки конкурса рассказчиков»

Фамилия, имя участника
конкурса

Название
работы

Мастерство рассказчика

Новизна
материала

Речевая
грамотность

Использование наглядности

Итог








Председатель жюри ________________________

Члены жюри ______________________________

Таблица «Критерии оценки конкурса рисунков»

Фамилия, имя участника конкурса

Название
работы

Общее впечатление от рисунка

Обоснование замысла работы

Мастерство
художника

Оригинальность, нестандартность
работы

Итог








Председатель жюри ____________________________

Члены жюри __________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!